в мире Новости

Иудеи и Мусульмане подстраиваются под христианские праздники

Пока христиане праздновали Рождество, нехристианская часть западного мира оказалась перед выбором досуга на выходные, положенные гражданам любых вероисповеданий и даже атеистам. Американские иудеи решили провести праздничные дни с пользой, организуя религиозные фестивали, молитвенные собрания, пикники. Мусульмане поддержали инициативу и тоже веселились во время рождественских каникул.

Иудеи Соединённых Штатов оказались перед необходимостью заполнить с пользой время, когда христианская часть Америки празднует Рождество и всем без исключения предоставлены выходные дни и каникулы. Причём закрыто большинство музеев, театров и прочих заведений, где бы можно было провести свободное время, предаваясь светским развлечениям. Естественно, что еврейские общины во время каникул проводят массовые религиозно-развлекательные мероприятия при синагогах, благотворительные акции, фестивали. Например, в Вашингтоне, по данным «The Associated Press», провели второй ежегодный День халы («Challah-Day», по аналогии с «Holiday») с карнавалом, концертами и развлекательной программой. Таким образом, еврейские общины столицы участвуют в общегосударственных празднествах, не попадая под влияние христианства.

Провинциальные общины не отстают от вашингтонских и тоже проводят разнообразные акции, направленные на благотворительность и пропаганду традиционных ценностей. Так, еврейская община Детройта под руководством Еврейского совета по связям с общественностью (Jewish Community Relations Council) и Еврейской федерации Детройта (Jewish Federation of Metropolitan Detroit) провела на Рождество массовую благотворительную акцию – День мицвы. Активисты-волонтёры помогали сорока восьми местным благотворительным обществам и социальным службам, кормили голодных, присматривали за детьми. Неожиданностью стало решение Совета исламских организаций Мичигана (Council of Islamic Organizations of Michigan) поддержать начинания еврейской общины. Порядка сорока волонтёров-мусульман включились в благотворительный проект. Главы упомянутых организаций – Роберт Коген и Виктор Бегг – выступили в прессе с заявлениями о том, что подобные мероприятия – шанс наладить сотрудничество между иудеями и мусульманами, возможность сообща вершить добрые дела и вести социальную работу.

Такая солидарность в праздновании евреями и мусульманами Рождества отражает специфику реализации просветительских установок североамериканской (равно как и европейской) цивилизации в конкретных условиях. Рациональное, склонное к универсализму право Просвещения говорит: все люди равны в своих правах, независимо от религии. Политкорректность, которой славится американский стиль жизни, добавляет: нельзя ограничивать смысл Рождества только христианскими мотивами – надо акцентировать общечеловеческие ценности. Хор гуманистов и моралистов напевает: свобода, равенство, братство. А дядюшка Сэм всё равно зовёт всех на войну за европейские (христианские в своих глубинных установках) принципы (хотя Барак Обама и говорит о «просто войне», но она ведётся против «не-просто» врагов). И в результате имеем следующее – дабы не ограничивать права граждан, не исповедующих христианство, им навязывают всеобщие праздничные каникулы, посвящённые Рождеству, но не как христианскому празднику, а как времени торжества общечеловеческих ценностей (на деле – сугубо просвещенческих, но пусть кто-то попробует сказать, что они не общие для всего цивилизованного мира!).

В этой ситуации благодарным меньшинствам (во время недавнего празднования Хануки, например, общегосударственного выходного не было – стало быть, иудеи суть меньшинство) остаётся только найти, чем заняться во время каникул. А выбор невелик – либо праздновать вместе с христианами, либо праздновать отдельно. И здесь включается вторая трактовка рождественского духа, говорящая о преобладании толерантности, любви и взаимопомощи над догматическими противоречиями. Такой подход, исключающий из сферы дискурса догматические положения и акцентирующий внимание на общечеловеческих моментах и социальном служении, и позволяет разным религиозным направлениям вести совместную работу ради всеобщего блага, не отвлекаясь на вероучение. И, с этой точки зрения, не удивительно, что мусульмане и иудеи поддерживают социальные акции друг друга – это не запрещено, поскольку никакого религиозного компромисса нет – только социальное взаимодействие и дивиденды от общественного мнения. Также нет и компромисса с христианами, ведь на государственном уровне уже давно Рождество постулируется скорее как семейный, традиционный и социально ориентированный праздник, лишь некоторым образом связанный с христианским вероучением.

Таким образом, активно поддерживая празднование Рождества, американские иудеи и мусульмане решают сразу несколько задач. Во-первых, снимается проблема поиска достойного время препровождения для членов общин. Во-вторых, в глазах общества поднимается престиж мусульман и иудеев как толерантных групп, готовых к сотрудничеству (немаловажная проблема, судя по недавнему опросу, показавшему высокий уровень опасений относительно ислама в протестантской среде). В третьих, совместные социальные проекты действительно могут принести больше пользы, чем разрозненные акции, и помогают облегчить жизнь людей, хотя бы на такие объединяющие всё общество праздники, как Рождество.

Related posts

Александр Син рассказал о противостоянии

admin

Священик Роман: на Малом рынке, появиться новая церковь

admin

Тысячи паломников прибыли на первую литургию в монастыре Сумела (Турция)

admin

Коментарии