Российские пограничники вскоре могут вновь взять под таджикско-афганскую границу, с которой они ушли в 2005 году. Об этом заявили в Министерстве иностранных дел РФ. По словам директора департамента стран СНГ МИД России Максима Пешкова, такие планы у Москвы появились «с учетом ситуации в Афганистане и растущей угрозы терроризма». Дело за малым: Таджикистан должен сам попросить о военной помощи нашу страну. С учетом того, как складывается ситуация в Центральной Азии, можно предположить, что подобная просьба Душанбе не за горами.
Понятно, что военно-политическая обстановка в тех краях в обозримой перспективе неизбежно обострится. Соединенные Штаты с союзниками по НАТО, которые давно ведут бесконечную войну с исламскими экстремистами в Афганистане, намерены к 2014 году прекратить это бессмысленное занятие и вернуть свои войска восвояси. Что там будет буквально на следующий день, нетрудно представить. Ни эксперты, ни политики не сомневаются, что режим талибов тут же воцарится в Кабуле. Взоры боевиков немедленно устремятся на север. Как раз туда, где проходит 1344-километровая граница с Таджикистаном.
Там, за рекой Пяндж, в разоренной стране с крайне слабой экономикой и зыбкой политической властью талибы найдут немало сторонников, которые тоже, скорее всего, возьмутся за оружие. Да, собственно, уже и берутся. Минувшей осенью в Таджикистане произошло очень тревожное событие. 22 сентября крупная банда напала на колонну правительственных войск в горном ущелье в Раштском районе примерно в 50 километрах от афганской границы. В завязавшемся бою погибло 23 солдата. После этого появились сообщения, что на территории Таджикистана уже воюют до полутысячи афганских и пакистанских боевиков. Президент Эмомали Рахмон поначалу опроверг эту информацию. Однако позднее на официальном уровне Душанбе подтвердил, что среди погибших обнаружены тела членов Исламского движения Узбекистана, которое базируется в Пакистане и тесно связано с «Аль-Каидой».
Таджикское правительство обвинило в нападении на воинскую колонну террористическую группировку Мулло Абдулло Рахимова, полевого командира исламистов, который в отличие от прочих лидеров оппозиции отказался подписывать мирное соглашение, положившее в 1997 году конец гражданской войне, и бежал в Афганистан. По слухам, в прошлом году Рахимов возвратился из Афганистана во главе отряда из 100 боевиков, в числе которых таджики, узбеки, пакистанцы и чеченцы.
После боя в Раштском районе Эмомали Рахмон обратился к странам НАТО с требованием помочь укрепить границы его страны с тем, чтобы из Афганистана в страны Центральной Азии не пришла эта «зараза, которую они там оставляют».
«Если в Таджикистане произойдет всплеск повстанческого движения, повод испугаться появится и у русских, и у американцев, — считает директор центральноазиатского проекта Международной кризисной группы (International Crisis Group) Пол Квинн-Джадж — Американцам, с учетом того, как идут дела в Афганистане, это совершенно не нужно. А русские очень опасаются, что повстанческое движение даст метастазы в Среднюю Азию в направлении России».
Американцы уже реагируют на угрозу экспансии талибов на север. Они приступили к строительству учебного центра по подготовке кадров для армии Таджикистана в 45 км от Душанбе. Не исключено, что этот объект со временем получит статус военной базы США. Потому что одновременно Пентагон разрабатывает планы по размещению элитных частей американского спецназа, имеющих опыт войны в Афганистане, на таджикской территории. Где же их размещать, как не в этом учебном центре неподалеку от столицы?
А что же мы? Россия имеет в Таджикистане лишь 201-ю военную базу, представляющую собой весьма относительную в боевом отношении силу. Скептически оценивать возможности 201-й базы в случае возобновления гражданской войны в этой стране заставляет, во-первых, абсолютная оторванность от России, что исключает быструю переброску подкреплений. А во-вторых, в этническом отношении 201-я база является не совсем российской, поскольку большинство из почти 7 тысяч солдат на ней – местные жители, поступившие на контрактную службу в Вооруженные силы РФ. По преимуществу русский офицерский состав существа дела изменить не способен. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, в случае возобновления в Таджикистане гражданской войны судьба 201-й военной базы будет печальной – ей придется с боем прорываться из окружения.
Вот на таком военно-политическом фоне Москва теперь готова возвращать на Пяндж российские пограничные заставы. Талибов, конечно, они не остановят, да и задачи перед ними поставят другие. Прежде всего — борьба с распространением наркотиков, потоком идущих из Афганистана.
В том, что в случае принятия политического решения стражам границы из России придется ехать практически на войну, убеждает история нашего участия в охране рубежа с Афганистаном. В период с 1992-го по 2005 год российскими пограничниками в Таджикистане было задержано более 3 тысяч нарушителей государственной границы. В то же время на таджикско-афганской границе произошло 535 боестолкновений. 1378 раз пограничные наряды, заставы и посты подвергались обстрелам. Было предотвращено 1606 попыток прорыва границы, в ходе которых погиб 161 российский пограничник и 362 ранены. Изъято 1003 единицы огнестрельного оружия от зенитных установок и переносных зенитно-ракетных комплексов до пулеметов и автоматов, свыше 447 тысяч различных боеприпасов от реактивных и артиллерийских снарядов, мин до патронов. Ликвидированы 335 схронов с оружием и боеприпасами. Уничтожено свыше 30102,741 кг наркотических средств, из которых только героина свыше 11 463,77 килограммов.
С тех пор обстановка там только осложнилась. По сведениям российского Госнаркоконтроля, американцы северные и центральные провинции Афганистана практически не контролируют, сосредоточившись лишь на юге этой страны. В итоге за годы оккупации Афганистана войсками НАТО, производство опийного мака в этой стране выросло в 40 раз. Только за январь – сентябрь 2010 года в Таджикистане было перехвачено свыше 1,5 тонн наркотиков, включая 390 килограммов героина и 244 килограммов опиума. При этом учтем, что перехватывается, по статистике, не более 20% наркотрафика, остальное проходит через границу. А это миллиарды и миллиарды долларов. Тем, кто станет на пути этого потока, придется несладко. В том числе и нашим военным.
В общем, и идти в Таджикистан опасно, и не идти нельзя. Слишком многим кажется, что ситуация грозит России еще одним Афганом.
Из досье «СП»
Охрана российскими пограничниками афганской границы начиналась с 1886 года, когда в гарнизоне Керки Бухарского эмирата разместился первый гарнизон. С 1986 до распада СССР в Душанбе располагалась Оперативная группа Краснознаменного Средне-Азиатского Пограничного Округа (КСАПО) КГБ СССР.
В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война. Пограничникам пришлось не только охранять, но и оборонять государственную границу. Одновременно пограничники стали объектом травли со стороны незаконных вооруженных формирований, националистического толка. 19 октября 1992 года на базе КСАПО была создана Краснознаменная пограничная группа России в республике Таджикистан.
В начале 1993 года обстановка на границе резко обострилась. В марте в северной афганской провинции Саманган сконцентрировалось до 1000 вооруженных боевиков, на Пянджском направлении была отмечена переброска из Кундуза к линии границы 50 бронетранспортеров, сосредоточение переправочных средств (лодок, плотов, бревен). В ночь на 8 марта 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. В ходе двухчасового боя нападавшие потеряли убитыми 17 человек.
Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993 года. Боевики, среди которых было и 120 афганских моджахедов, у кишлака Гузун начали переправу через реку Пяндж. Огонь танков, гранатометов, БМП вынудил боевиков, бросив убитых и раненых, уйти вглубь ущелья.
Вечером 29 мая после мощного обстрела из минометов и гранатометов бандиты атаковали 11-ю заставу Московского отряда. Погибли 3 военнослужащих.
13 июля 1993 года в бой вступила 12-я погранзастава Московского отряда. Погибли 25 российских военнослужащих.
В 1998 году Группа пограничных войск была преобразована в Пограничную группу ФПС РФ в РТ.
В 1999 году вооруженным формированиям талибов удалось выйти к отдельным участкам таджикско-афганской границы против участка Пянджского пограничного отряда. В афганское приграничье устремилась до 300 тыс. беженцев, намеревавшихся перейти на таджикскую территорию. Вновь пограничникам пришлось нести службу в усиленном режиме.
В сентябре 1998 года российские пограничники приступили к передаче участков границы своим таджикским коллегам. Передача завершилась летом 2005 года.