в Запорожье Новости

Элитные особняки запорожцев на берегах Днепра — «Золотой берег»

Отдыхая на пляжах Хортицы, простые запорожцы рискуют быть застреленными охраной особняков местных олигархов. «Домик на Днепре» становится неотъемлемым атрибутом богатства по-запорожски. Местами побережье превратилось в один сплошной элитный поселок, куда простым смертным вход воспрещен.

О доме, утопающем в зелени, на берегу реки или озера, мечтает, наверное, каждый из нас. Однако богатые запорожцы эти мечты воплощают в реальность. «Хатынки» на днепровском берегу наперегонки состязаются друг с другом в роскоши, квадратный метр прибрежной земли в хорошем месте уже стоит дороже, чем однокомнатная квартира – в плохом.

На воде, как на войне

В одно ноябрьское утро мы с фотокорреспондентом погрузились в надувную лодку и поплыли вниз по течению с целью поснимать окрестности. Начиная с просторов песчаных карьеров и заканчивая селом Лысогорка, «окрестности» превратились в одну большую зону элитного отдыха. Скромные двух-трехэтажные особняки с припаркованными яхтами теснились на берегу, а кое-где высились самые настоящие дворцы фантастических очертаний. Первый из них возвышался на берегу рукотворной бухты, а рядом, на днепровском побережье, мирно удили рыбу местные жители. Такой предстала перед нами Нижняя Хортица, некогда самое обычное село Запорожского района. Все это великолепие мы сфотографировали без особых проблем.

Живописный залив в устье реки Нижняя Хортица не узнать. Раньше здесь была улица Советская – обычное сельское захолустье, огороды, мазанки и камыши. За последние два года львиная доля сельских подворий выкуплена и застроена элитными коттеджами. Многие селяне продолжают упорно держаться за свои дома и продавать их в ближайшее время не собираются.

— Я живу на улице Советской очень долго и переезжать не собираюсь, – сказал мне Анатолий, житель села Нижняя Хортица. — Хотя меня настойчиво об этом просят, предлагая за участок немалые деньги, каждый раз – все большие. В определенный момент рыночная стоимость моей «мазанки» перевалила за миллион гривен, и я думаю, что это – не предел.

Дальше — интереснее. Территория бывшей базы отдыха превратилась в нечто среднее между элитной дачей и местом лишения свободы. Коттедж, а вокруг – трехметровый забор в два ряда, с колючей проволокой по верху, уходящий в воду на десятки метров. На берегу – ребята в черной форме охранников, вооруженные до зубов.

— Вы туда близко не подплывайте – советуют проходящие по реке рыбаки. Однажды нас туда снесло ветром, а мотор не заводился. Дошло дело до стрельбы в воздух, угроз связать нас и утопить. Но выкрутились…

Услышав такие «пугалки», фотографировать мы стали осторожнее. Высадились в хортицких плавнях. В районе села Разумовка берег исчез за покрытым лесом полуостровом. Обойдя его, мы попали в залив, по берегу которого расположился ряд баз отдыха. Еще налегли на весла – и раскрыли рот от изумления: вместо привычных обшарпанных грибочков и раздевалок – идеально подстриженный газон, дорожки из плитки и разноцветные подстриженные кустики. По слухам, значительную часть баз отдыха выкупили богатые запорожские бизнесмены и депутаты. Охранников с оружием, к счастью, не было видно, на берег удалось выйти только в глубине залива у болота.

Запорожские высотки и трубы заводов едва виднеются на горизонте. Честно говоря, мы думали – чем дальше от города, тем меньше и скромнее будут встреченные нами особняки. И глубоко ошибались! Базы отдыха в районе села Каневское отличаются дорогими крышами и колючей проволокой уходящих в воду «крепостных стен». Причалить к берегу и побродить по расчерченным граблями пляжам мы не решились. Ограничились шпионской фотосъемкой. Доступен простым смертным только берег в районе базы «Оптрон» и Каневского Яра, здесь всегда полно отдыхающих. Но и эти места начали застраивать.

Кто-кто в теремочке живет?

Автор этих строк прошел вдоль царских сел правого берега и по суше. Выход к воде удалось найти только возле неработающей базы отдыха «Лето». Все остальное – двухрядный «тюремного» образца забор, проложенный прямо через старый сосновый лес.

Узнать владельцев режимной зоны оказалось на удивление просто.

— Это база отдыха, – говорит сурового вида охранник на КПП.

— А сколько стоит номер? – включаю всю наивность и обаяние.

— Нет, база отдыха частная, – отвечает.

— Интересно, чья?

— Дмитрия Швеца, – сообщают по секрету.

— Местные базы отдыха выкупили Дмитрий Швец, Александр Ластенко и их партнеры по бизнесу — рассказывает Юрий, житель села Каневское. Никто из них на берег нас не пускает, разве что «Оптрон». Как-то встретил одного из владельцев и сказал ему об этом. Знаете, что он ответил? «Пусть эти селюки в камышах купаются!». Директор ОАО «Укрграфит» Борис Петров и его однопартийцы, в том числе Владимир Кальцев, выкупили базы отдыха под Разумовкой года два назад (по заявлению пресс-службы Владимира Кальцева — это база принадлежит не ему лично, а ОАО «Ритм»). От Каневского до Лысогорки разместились дачи руководства облСЭС. И там тоже к воде не пройти. Мой собеседник, рыбача на Днепре, тоже попадал в ситуацию, когда лодка приближалась к берегу ближе 100 метров, а охранники элитных дач грозились открыть огонь на поражение. А земля и дома в прибрежных селах уже стоят дороже городских квартир.

Некоторые «дачные истории» о сильных мира сего весьма занимательны. Так, из надежных источников стало известно, что запорожский политик, директор компании «Рассвет» Петр Сабашук любит отдохнуть от мирских забот на Павло-Кичкасе. В конце 1990-х он прикупил себе домик бакенщика, расположенный рядом с местным пляжем. Менее чем за два года на его месте вырос красавец-особняк. Все – от крыши до забора – было выполнено по последнему слову строительной моды. Но, вопреки опасениям местных жителей, пляж огорожен и закрыт для посещения не был. Более того, на нем стало заметно чище, появились раздевалки и туалет. Но остается вопрос: почему Павло-Кичкас? Только чтобы оказаться подальше от обосновавшихся на другом берегу политических оппонентов Швеца и Кальцева? Петр Андреевич, похоже, просчитал все, вплоть до розы ветров: «кичкасский дворец» от заводских труб отстоит дальше, чем экологически чистая Набережная, да и ветер все выбросы несет в противоположную сторону.

Олигархи-оккупанты

Отец одного из богатейших бизнесменов Запорожья выкупил территорию пляжа Хортицкого района, известного как «Магадан», закрыл его и начал строительство. Говорят, здесь будет бесплатный пляж и платная зона отдыха с номерами в коттеджах. Но этим летом народ взбунтовался, обратился к депутатам горсовета. И пляж в светлое время суток был открыт для всех желающих.

Комплекс элитного отдыха группы компаний, возглавляемых Константином Григоришиным, в Нижней Хортице, нарушает принятые в запорожских вип-кругах стандарты. И не только совмещением дворцовой роскоши и современных архитектурных стилей. Дело в том, что российский бизнесмен запорожского происхождения восстановил смытый берег, укрепил его гранитной насыпью и озеленил. А самое интересное — отдал его местным жителям. Я сам побывал там под видом обычного рыбака – никто и не пробовал меня выгнать. Причал для яхт господин Григоришин сделал прямо возле особняка, прорыв к нему канал с бухтой: и берег огораживать не нужно, и право селян на доступ к воде не ущемлено. Самое интересное — что именно этот элитный комплекс был оштрафован за нарушение водного кодекса, тогда как другие влиятельные любители огораживать берег остаются безнаказанными.

Но верх оригинальности – утопающий в цветах полуостров и коттедж из строительного мусора, который построил на берегу бывший инженер ЗТМК Сергей Дудовский. Это чудо экологической мысли расположено в районе Павло-Кичкаса и заслуживает отдельной публикации.

Новая «Волна»

Самая старое прибрежное «царское село» в Запорожье находится в районе Великого Луга. По слухам, здесь обосновались запорожские госчиновники и руководители местных предприятий, в том числе первые лица ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев и ОАО «Запорожсталь» Виталий Сацкий. Полтора года назад здесь прикупил себе базу отдыха известный запорожский бизнесмен Максим Дрозденко. Доходит до скандалов: в хвойном лесу Великого Луга, в местах массового отдыха запорожцев, строятся коттеджные городки общей площадью более двух гектаров. По данным запорожского облуправления лесного хозяйства, участок вывели из земель гослесфонда и изменили его целевое назначение, заплатив в сумме несколько десятков тысяч гривен. На сегодняшний день эти участки с «дачами» – одни из самых дорогих в запорожских окрестностях.

Освоив правый берег Днепра, «новые запорожцы» принялись за левый. Здесь царских сел два: более скромное – в районе поселка Подпорожнянка за Павло-Кичкасом, второе, богаче – возле базы отдыха «Волна» и Южного микрорайона. Здесь, по слухам, расположены дачи некоторых чиновников горисполкома.

районе водной станции «Мотор-Сич» — новостройка: популярный среди «южан» пляж перегорожен забором, за ним возводят комплекс вип-отдыха. После долгих поисков мы нашли незастроенный клочок берега. Но выходить на дорогу пришлось с боем: оказалось, что это водный клуб «Новая волна», частный, разумеется. К счастью, на охранника пенсионного возраста повлияло удостоверение журналиста и цитаты из Водного кодекса. Но это скорее исключение из правила.

Ходят упорные слухи, что подобная участь ожидает девственные плавневые острова ниже по течению – Домаха, Левкова Яма, Белаи… Новая волна элитных новостроек с «Волны» перекинется на улицу Скальную. Землю уже отдают под застройку, вместе с частным сектором и его протестующими обитателями. По предварительным данным, здесь будет самая дорогая малоэтажная недвижимость в Запорожье и окрестностях: как-никак, река, зеленая зона, а в двух шагах – проспект Металлургов.

Алексей Федоров,
начальник департамента недвижимости ИПГ «СПС-холдинг»:

– Земля на берегу Днепра пользуется стабильным спросом, цены достигают 15 тысяч долларов за сотку. Чем лучше развита инфраструктура, дороги, коммуникации, тем дороже участки и недвижимость. В этом отношении Разумовка, Каневское, Лысогорка весьма перспективны, единственный недостаток – относительно далеко от города. Более перспективен Левый берег, район Кушугума, но там пока что проблемы с коммуникациями. Нередко для жилищного строительства переоформляют земли сельскохозяйственного, рекреационного назначения. Но этот путь очень рискованный, есть другие варианты. В связи с финансовым кризисом рост цен на прибрежную недвижимость замедлился. Неслучайно крупнейшие бизнесмены мира советуют покупать жилье именно в кризис. Недвижимость на Днепре – один из лучших вариантов инвестирования в Запорожье, тем более что наша земля пока еще недооценена, в отличие от Одессы, Донецка и других крупных городов.

Александр Олейник,
председатель Запорожской райгосадминистрации:

– В связи со строительством элитного жилья на Днепре местные жители могут остаться без выхода к берегу. Поэтому мы резервируем места для общественного отдыха. Так, было заблокировано решение Розумовского сельсовета о выделении прибрежной территории под застройку. Эта земля уже не будет застроена, и она останется зоной отдыха. Но, в целом, районная исполнительная власть не может повлиять на застройку берегов, даже если особняк возник на месте базы отдыха. Мы можем проверить разве что договор купли- продажи и уплату налогов. Законностью строительства в водозащитной зоне должны заниматься соответствующие контролирующие органы. И вообще «бардак» с застройкой берегов не прекратится, пока в сельские советы могут проходить приезжие, лоббирующие неизвестно чьи интересы и выделяющие землю неизвестно кому. Наводить порядок в этой сфере нужно на государственном уровне.

Виталий Брезицкий,
заведующий сектором регулирования природопользования, охраны земельных ресурсов и недр Госуправления охраны окружающей природной среды в Запорожской области:

— Земельный и Водный кодексы запрещают в прибрежной водозащитной зоне (от 25 до 100 метров) любое строительство, кроме линейных и гидротехнических сооружений. Эти участки могут передаваться гражданам и организациям для рекреационных целей, рыболовли и сенокоса. Да, здесь могут быть временные строения, вроде навесов, раздевалок, но ни капитальные заборы, ни тем более коттеджи здесь строить нельзя. Если объект, например база отдыха, появился до принятия Водного кодекса, его разрешают эксплуатировать, пока он не придет в негодность. Кроме того, пользователь прибрежной зоны обязан беспрепятственно допускать население к берегу. Когда кто-либо согласовывает с нами строительство в прибрежной зоне, мы даем «добро» только при соблюдении закона. Заборы, уходящие в воду, и коттеджи прямо на берегах строятся без согласования с нами. Такими случаями должна заниматься прокуратура и милиция.

Related posts

Это ещё вопрос: подал ли мэр Карташов в отставку и будет ли он балотироваться на пост мера ?

admin

Тигипко: У меня есть президентские амбиции

admin

Пять–шесть партий имеют сегодня шанс преодолеть 3%-й барьер и попасть в Верховную Раду.

admin

Коментарии