Последние события в украинской политике все чаще вызывают одно однако вопрос «Зачем?» Зачем народным депутатам, которые находятся у власти, под прикрытием темноты позорить себя и своего президента банальным избиением оппозиции? Зачем в этой драке участвовать министрам и главе «Укрспецэкспорта»? Зачем розлючуваты избирателя по ту сторону баррикад, который и так уже напуган дождем уголовных дел против лидеров оппозиции?
Впрочем вопрос «Зачем?» можно ставить не только нынешней власти. Например, зачем за бюджетные средства покупать тысяч небольших автомобилей «Opel Combo» и раздавать их как машины скорой помощи, если за те же деньги можно купить меньше — но настоящих машин скорой помощи?
Впрочем между этими двумя «Зачем?» — Прошлой и действующей власти — есть одна большая разница. Против действующей никто уголовные дела не нарушит. Зверство регионалов в сессионном зале останется незамеченным. Животный инстинкт Саламатин и Цюрко так и останется лишь на записях в YouTube. А вот о бессмысленности прошлой власти можно спросить по полной программе.
По информации «Украинской правды», Генеральная прокуратура готовится выдвинуть Юлии Тимошенко обвинения в рамках нового уголовного дела в отношении приобретения тысячи специализированных транспортных средств, которые были розданы больницам в отдаленных регионах Украины во время прошлогодней президентской кампании
Согласно материалам, попавшим в «Украинскую правду», хронология событий в этом деле выглядела следующим образом.
В конце лета прошлого 2009 года правительство Юлии Тимошенко начало специальную программу Министерства здравоохранения под кодовым названием «Зевс». В рамках программы предполагалось обеспечить специализированными транспортными средствами лечебные учреждения в отдаленных и труднодоступных местностях.
Для реализации программы правительство приняло отдельное постановление о привлечении иностранного кредита под государственные гарантии. Всего было привлечено около 100 миллионов евро.
Примерно через месяц государственное предприятие «Укрмедостач», который подчиняется Министерству здравоохранения, заключило договор с австрийской компанией «Vamed Engineering Gmbh & CO KG». Предметом договора стала покупка 1000 (!) Автомобилей «Opel Combo» в качестве специальных медицинских транспортных средств.
Тимошенко во время выборов лично вручала ключи от этих машин |
Васадзе показывает Тимошенко автомобили в ее честь. Фото Александра Прокопенко |
Тимошенко на церемонии вручения вместе с Васадзе и Осыкой. Оба сегодня исключены из БЮТ |
Согласно процедуре, перед покупкой автомобилей в Австрию поехала делегация Минздрава Украины, чтобы убедиться в качестве продукции, которую планировалось приобрести. В распоряжении «Украинской правды» является отчет о результатах этого загранкомандировки, подписанного заместителем директора Департамента развития медицинской помощи МЗ Украины Крушинской З.Г.
В своем отчете глава делегации впервые указывает на тот факт, что представителями компании производителя не были предоставлены необходимые документы о регистрации автомобилей «Opel Combo» как медицинского изделия. Кроме того, указывалось, что производитель — компания Vamed — нет опыта ни в поставках медицинского оборудования, ни в производстве специализированных транспортных средств.
Судя по документам, попавшим в распоряжение «Украинской правды», отчета делегации верить не хотели. И это понятно. Дело в том, что ввоз автомобилей как специализированных транспортных средств для медицинских учреждений не требовало уплаты таких пошлин, чем когда речь идет об обычных автомобили.
По поручению заместителя главы Минздрава Валерия Бедного был назначен ряд экспертиз с целью добиться признания маленьких универсалов полноценными машинами скорой помощи.
И все они в один глосс говорили: «Opel Combo» нельзя отнести к медицинской технике. Впрочем, договор о поставках автомобилей был уже составлен. А врачам на местах были обещаны машины скорой помощи.
Тогда было решено пойти другим путем. Если машины не соответствуют стандартам для признания специальными транспортными средствами, значит, надо менять стандарты.
Восьмого декабря 2009 года на заседание правительства был вынесен отдельный вопрос о программе «Зевс».
В частности, был подготовлен проект постановления Кабинета министров «О регистрации автомобилей для предоставления населению Украина медицинской помощи, как изделий медицинского назначения». Несмотря на указание правительства о подготовке такого документа, даже на последнем этапе специалисты не придавали согласия о признании «Opel Combo» машинами скорой помощи.
Тем не менее, вопрос был вынесен на заседание Правительства. При рассмотрении проекта постановления между Юлией Тимошенко и министром здравоохранения Князевичем произошла словесная перепалка, в ходе которой премьер пыталась убедить присутствующих, что правительство собирается растаможить именно машины скорой помощи, а не обычные автомобили.
По результатам заседания, Минздрава было поручено согласовать регистрацию «Opel Combo» как автомобилю скорой помощи с … Министерством финансов.
Но с внутренней переписки между департаментами Минздрава понятно, что особого желания брать на себя ответственность за признание универсалов специализированными транспортными средствами не было.
Специалисты продолжали указывать — правда, уже более мягко — что данные автомобили не могут использоваться в лечебных целях. Но правительство — ссылаясь именно на эти выводы — все же признает «Opel Combo» машиной скорой помощи и дает указание внести соответствующие изменения в реестре.
Другим постановлением Юлия Тимошенко просит внести поправки в перечень изделий медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
В результате этой операции в Украину было ввезено 1000 автомобилей «Opel Combo», которые были растаможены как машины скорой помощи.
По результатам следствия, вышеуказанная операция привела к тому, что у украинского правительства появилась кредиторская задолженность в размере почти 142 млн. гривен перед частной австрийской компанией за приобретение товаров, которые не могут быть использованы в указанных целях. Кроме того, в государственный бюджет не поступило почти 9 млн. гривен таможенных платежей с учетом того, что автомобили были завезены как спецтранспорт.
Впрочем, и растаможка автомобилей проходило по особой процедуре. Согласно распоряжению Юлии Тимошенко, во время таможенного оформления автомобиля был применен так называемый код расчета «91» — «отсрочки уплаты налоговых обязательств».
Надо напомнить, что был конец 2009-го бюджетного года. Государственные финансы трещали по швам. Выплачивать дополнительные почти 37 млн. гривен было не из чего. Кроме того, впереди был второй тур президентских выборов, который по расчету должен был привести к победе. Поэтому было решено перенести срок расчета таможенных выплат на … четвертый квартал 2010 года. То есть на сегодняшние дни.
Следователи Генеральной прокуратуры утверждают, что тем самым Юлия Тимошенко нарушила ст. 14 закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и целевыми фондами», согласно которому отсрочка не могут предоставляться по налоговым обязательствам по ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Кроме того, утверждают они, были нарушены нормы закона «О пдаток на добавленную стоимость» и «О государственном бюджете на 2009 год». По логике следователей, правительство изменило доходную часть бюджета в размере 36,965 млн. гривен — то есть в особо крупных размерах.
Кстати, что интересно, австрийские завозили автомобили уже с надписями «Сельский врач», «Семейный врач» и — обязательно! — «Программа правительства Юлии Тимошенко».
Кажется, последний факт является наиболее болезненных для нынешней власти. Дело в том, что на одном этапе из вышеуказанных процедур следователи не нашли фактов личной выгоды в действиях Юлии Тимошенко. Все выплаты и перечисления проходили мимо ее кармана и не поступали ни на ее счета, ни на счета ее семьи или приближенных лиц.
Но. В документах, попавших в распоряжение «Украинской правды», есть отдельный пункт, который обосновывает обвинения против Юлии Тимошенко. И именно, там указывается, что «транспортные средства были использованы представителями Блока Юлии Тимошенко в предвыборной кампании, а их распределение между регионами осуществлялся исходя из симпатий и принадлежности к партии«.
«Украинской правде» удалось достать и распределение вышеуказанных тысячи автомобилей по регионам Украины.
«Украинская правда» обратилась за комментарием к самой Юлии Тимошенко и ждет ее ответ в любой момент, выражает готовность опубликовать ее точку зрения по поводу вышеописанной уголовного дела.
Впрочем, очевидно, что операция «Зевс» была частью предвыборной агитации Юлии Тимошенко как кандидата в президенты.
Сейчас уже трудно описывать, какие эмоции возмущали Виктора Януковича, когда при отрыве в считанные проценты его главный конкурент, используя должность и бюджетные ресурсы, зарабатывал себе очки, раздавая машины скорой помощи в лояльные регионы.
Но все же следует признать и другой факт: это уголовное дела против Юлии Тимошенко — это отголосок исключительно политической борьбы между двумя кандидатам в президенты. Ведь всегда можно вспомнить, например какими методами вел политическую борьбу и сам Виктор Янукович, будучи премьер-министра во время президентских выборов 2004-го года и председательствуя в правительстве во время парламентской кампании 2007 года.
В любом случае, подобные уголовные дела против Юлии Тимошенко в конце концов станут на пользу лидеру оппозиции. Дело в том, что аргументы о недобросовестной конкуренции и злоупотребления должностным положением для подкупа избирателей, самыми избирателям дать понять очень трудно.
А вот аргументы в ответ — со стороны самой Тимошенко — о хищении государственного имущества должностными действующей власти будут еще больше громче. И чем больше будет подобных дел против Тимошенко, тем поточнее будут ее слова о том, что «я делала все для избирателей, а это — только для себя».