Вот уже две недели, как ряд запорожских Интернет-СМИ опубликовал аудиозаписи, на которых члены фонда «Патриот Запорожья» якобы делают скандальные заявления. Угрозы физической расправы, оскорбления в адрес нардепа и многое другое остались в городе практически незамеченными.
Вспомним, как взорвались пленки Мельниченко. 28 ноября 2000 года с трибуны Верховной Рады Александр Мороз заявил о причастности к похищению журналиста Георгия Гонгадзе высших должностных лиц государства – тогдашних Президента Леонида Кучмы, главы Администрации Президента Владимира Литвина, Министра внутренних дел Юрия Кравченко. В качестве доказательства фигурировали именно «плёнки Мельниченко». За считанные дни сенсация облетела не только Украину, но и весь более-менее цивилизованный мир. Материалы следствия печатали британские, американские, французские газеты…
Как по мне, первая, вторая и третья причины холодности аудитории кроются в некоторой сомнительности самих записей. Нынешние «пленки Бройде» не первые на запорожском «рынке»: ранее в сети уже выкладывалась распечатка телефонного разговора Андрея Иванова, в которой регионал представал не в лучшем свете – делил чужую землю, занимался угрозами и так далее. Помнится, тогда реакция была погромче, даже несмотря на несколько подпортившую впечатление «битую» ссылку на аудиофайл.
Методы приелись, вчерашнее блюдо подкисло и куда более аутентичные и достоверные, на мой субъективный взгляд, записи с Евгением Черняком проходят как обыденность. Неудивительно: во время ивановского скандала Павел Бройде был известен в куда более узких кругах и имел куда менее определенную репутацию.
«Пленки Бройде» — 5 аудиофайлов, опубликованных сайтом «Запорожское время» и записанных, якобы, главой пиар-агентства «ТАСС» Павлом Бройде во время общения с представителями фонда «Патриот Запорожья». Содержат угрозы физической расправы в адрес самого Бройде, а также ряд оценочных высказываний по отношению к политическим партнерам и оппонентам «ПЗ»
Она же, репутация, сыграла с герром Бройде еще одну злую шутку: только на днях записи были опубликованы через источник, пока пользующийся славой объективного. Кстати, рискну дать прогноз, не относящийся к теме данных размышлений: славе осталось недолго. Поэтому эффект может оказаться чуть ниже ожидаемого.
Ну и наконец, утилитарность подхода авторов сенсации. Пленка с угрозами, хоть в ней и не говорилось о каком-нибудь, скажем, «таращанцском теле» или хоть парочке убийств на отвалах Балки Средней, худо-бедно могла потянуть на разоблачительную. Но ее утопили в потоке других аудиофайлов, содержащих детали внутритусовочных разборок и страстей. Интересно, но – только очень узкому кругу.
Ту же «убойную» запись так и не раскрутили по-настоящему. По совести, забрасывать ее через «Запорожское время» значило сразу отказаться от любых информационных амбиций: принадлежность сайта, в отличие от реноме, не считается сомнительной. Если бы ПалПалыч действительно ставил целью информационную бурю, выводить запись в эфир надо было бы через киевские источники; и я имею в виду отнюдь не сайт «Братства». Для «Украинской правды», может, доказательной базы и маловато было бы, а на «Цензоре», скажем, не отказались бы. А ведь киевским сайтам в Запорожье доверяют гораздо больше, чем своим родным… но об этом – ниже.
Более того, после публикации записи не был предпринят ни один шаг, чтобы ее «легализировать». Не сообщается даже об обращении в милицию по факту угроз здоровью. Для читателя это – первый признак фальшивки. Хотя, заметим в скобках, люди, общавшиеся с Евгением Александровичем вживую (и даже питающие к нему более-менее теплые чувства), уверяют, что голос, интонации и общий стиль речи вполне соответствуют оригиналу. Однако и на эскпертизу авторы не претендуют. Соответственно, легко вообразить, что их больше интересует раскол в околочерняковских кругах, нежели такие абстракции, как справедливость.
Однако причины столь вялотекущего информационного взрыва кроются, на мой взгляд, не только в определенных недочетах автора «слива», но и в особенностях его аудитории. А также, чего скрывать, и запорожских масс-медиа: в последнее время цех акул пера уже откровенно взял на себя обязанности судьи и оценщика информации, независимо от ее социальной значимости. Палатка под ОГА или, скажем, пленки с угрозами — сами по себе достаточно громкие информационные поводы, однако медиаторами – СМИ – они оцениваются исключительно через призму «авторства», и в эфир не попадают вовсе, а в печати появляются только по отмашке. Да, я помню, палатка в газеты в конце концов просочилась бесплатно и добровольно, но это уж профессиональная совесть проснулась. Рискну спрогнозировать, что пленки – не появятся.
Из записей: «Ты пришел и сказал, что открыт для предложений. Мы сделаем тебе такое предложение, что ты начнешь хромать на две ноги»
Евгений Черняк (?),
«пленки Бройде»
Аудитория запорожских СМИ в лице одного из пользователей форума «Забор» давеча сформулировала свое видение тех причн, которые заставляют журналистов игнорировать громкие, в общем-то темы. Если коротко, это потому, что журналисты – ленивые непрофессиональные субъективные трусы, не желающие за 1,5 тысячи зарплаты идти под пули (про пули спросите у господина Тимченко, он явно еще помнит). Так вот, не согласна. Ложь, клевета, провокация.
Сами коллеги, скорее всего, сошлются как раз на недостаточную достоверность записей. Хотя каждый, в общем-то, знает разницу между «Запорожский бизнесмен угрожал черному пиарщику физической раправой» и «Черный пиарщик обвиняет запорожского бизнесмена в угрозах физической расправы». С другой стороны, только недавно медийщикам приходилось по настойчивой просьбе снимать новости об обысках на ЛВЗ Черняка. Очевидно, процесс запомнился.
Жаль только, что, зная о существующем положении вещей, герр Бройде не захотел журналистов простимулировать. Разбудить дух первооткрывателя («Смотрите все, какую шикарную запорожскую тему я откопал на «Народной правде»!») или хотя бы соревновательности («А чего это киевские пишут о запорожском скандале, а мы – нет?»)…
И, наконец, о социуме. Для меня это – самый любопытный аспект проблемы. Те немногие, кто все-таки прослушал записи и прочел сопроводительный текст, в массе своей демонстрируют глубокое безразличие. И даже не очень сомневаются в подлинности записей. Главный тезис: «Когда уже эти пауки в банке сожрут друг друга?»
Из записей: «Ты говорил мне, что я в своих высказываниях очень откровенен с ним… Так я ещё раз повторяю: что я назвал Богуслаева маразматиком? Так он маразматик»
Борис Шестопалов(?),
А ведь речь, на минуточку, идет о возвращении в Запорожье тех прекрасных времен, когда любой неугодный мог пострадать не только финансово, но и физически. На смену прекраснодушному, юридически обоснованному, физически почти безвредному рейдерству идет, если верить пленкам, тупой беспредел. И благое упование «Лишь бы простых людей не коснулось» выглядит как-то даже немножко наивно. Работники металлургических заводов, которых во время захвата некоей балки грузили в автобусы и куда-то там силой везли, я думаю, со мной согласятся.
Никто, упаси Господь, не ожидает от возмущенных читателей «Запорожского времени» акций протеста под ЛВЗ в защиту герра Бройде. Однако равнодушие и социальная пассивность без единого проблеска возмущения – это пугает гораздо сильнее всяких пленочных угроз. Это — то 3%-ное социальное единство запорожцев, о котором говорили в эфире телеканалов социологи. Только 3% горожан считают проблемы города, проблемы земляков – своими проблемами.
Давайте утрируем: если кому-то вдруг захочется сделать «хромым на обе ноги» бизнесмена, занимающего нужный участок, реакция будет такой же вялой? А если зимой на улицы будут выставлять семьи с детьми только потому, что у тех не будет денег на оплату сумасшедшей коммуналки? И останется ли тогда у хронически молчаливых СМИ возможность выбирать, какие именно местные сенсации интересны и актуальны для их аудитории?
«Только 3% запорожцев положительно ответили бы на вопрос, ощущают ли они свою принадлежность к городской громаде. Консолидация должна иметь под собой хоть какую-то социальную базу. Если же даже жители одного города не ощущают себя едиными, то формирование такого единства становится для местной власти фундаментальным заданием»
Завкафедрой социологии КПУ
В последние годы в городе идет та же война на разъединение, что и во всей Украине. Немалую роль в ней сыграл, по моему скромному мнению, и господин Черняк. Даже те редкие политики и общественники, которые поднимали на флаги объединительные лозунги (вспомним хотя бы экс-губернатора Червоненко), фактически ничего не сделали для их реализации в жизнь. В мэрии, правда, прошло несколько круглых столов, где социологи пообещали проблемой заняться. С интересом будем ждать-с.
Впрочем, довольно апокалиптических видений. Факты говорят о том, что уже в ближайшие месяцы у запорожцев могут появиться более насущные поводы для социальной активизации, нежели угрозы в адрес одного из одизных участников политических игрищ. Если, конечно, прогнозируемое снижение благосостояния запорожцев опять не объяснят происками местных врагов. Каждый – своих врагов. Если мы вновь не займемся поисками виноватых вместо поисков выхода.