О Православной Церкви Библиотека

ФЕСТ–2010: «Роль СМИ в урегулировании конфликтных ситуаций»

протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на тот момент, что наш фестиваль СМИ православных является в действительности фестивалем православных людей, использующих средства массовой информации в единственно возможном случае – нести людям Слово Божие. Не для развлечения или с целью получения прибыли, а именно с целью проповеди учения Господа нашего Иисуса Христа, трудимся мы каждый на своем месте тем даром, который получили от Господа. Вне зависимости от форматов, будь то печатная периодика, теле- и радиопрограммы, Интернет-пространство, или от степени глубины богословского материала, который рассчитан на различную аудиторию, православные журналисты призваны всегда и во всем руководствоваться прежде всего евангельскими принципами, в том числе и при возникновении конфликтных ситуаций.

Эти, казалось бы, сами собой разумеющиеся вещи в приложении к конкретным вопросам существования СМИ православных не всегда реализуются в полной мере. Связано это, на мой взгляд, с несколькими причинами. Во-первых, это духовная жизнь самих создателей СМИ православных. Известно, что воплощение евангельских принципов в повседневной жизни человека требует от него напряжения всех усилий его души и связанной с ней культурой духовной жизни, как то соблюдением постов, молитвенным правилом, трезвением, частым бытием у Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн. Церковные СМИ – это передовая Церкви воинствующей, и именно на воинов этой невидимой линии фронта направлены стрелы лукавого. Не секрет, что многие представители СМИ православных уже давно стали медийным лицом Православной Церкви. Как люди публичные, они узнаваемы и всегда на виду. И кроме раскрытия перед внешним миром того замечательного факта, что православные — вполне нормальные люди, со временем возникает другой вопрос: а чем же они, православные, собственно, и в нравственном, прежде всего, вопросе отличаются от остальной части населения. Мне кажется, что непрестанная духовная жизнь самих создателей СМИ православных и молитва о них всей Церкви будет залогом того, что многих конфликтов можно будет избежать. Нам будут верить и свои, и чужие, потому что нас не в чем обвинить. Недовольные найдутся всегда, но горе нам, если ругают нас за дело. К вопросу о претензиях к церковным журналистам вернусь немного позже.

Второй, на мой взгляд, важный момент состоит в следующем. Желая быть понятными внешнему миру, мы пробует перенимать опыт светских СМИ. И если в вопросах профессионализма подачи текстов и фотоматериалов, качества шрифтов и печати все еще более-менее ясно, то в вопросах, связанных с полемикой в СМИ, освещением конфликтных ситуаций или поиском способов их решения, некоторые, к сожалению, наследуют худшие примеры из светских СМИ. Редко кто, особенно в Интернет-пространстве, выдерживает искушение проявить острословие и пустословие, забывая о том, что за всякое праздное слово придется давать ответ перед Богом. Я уже не говорю об участии журналистов в подогревании конфликтов и их работе в создании «образа врага», что явно идет в разрез с «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5, 9).

Что можно и чего нельзя СМИ православным в конфликтных ситуациях – это вопрос, который мы попробуем сегодня рассмотреть. А поскольку СМИ являются частью человеческой коммуникации, то начнем с сути конфликта вообще, евангельских принципов разрешения конфликтов и, соответственно, затем перейдем к роли СМИ в урегулировании конфликтных ситуаций.

Не буду утруждать слушателя научными определениями конфликтов, каждый из исследователей даст ему своё определение. Назовем конфликт простым и понятным каждому словом «война». Война как противостояние, война как борьба, и как следствие этого процесса – боль, страдание, смерть. В представлении большинства война – это плохо. Отсюда стремление современного общества любым способом избежать войны, излишняя толерантность и конформизм. Пожалуй, только христианство способно придать войне иной смысл. Только у нас существует понятие «брань духовная». Именно войну с пороками и страстями, греховной природой в своей душе каждый день и час ведет христианин. И только тогда, когда оскудевает любовь – главная отличительная черта христианина, война вырывается из сердца и выплескивается наружу. Вот здесь и возникает конфликт. Он может носить внутриличностный аксиологический характер. Его причина в крайней надежде на собственные силы, а не на Бога. Решить его можно только следуя за Христом. Конфликт может носить социальный характер и затрагивать отношения с другим человеком (межличностный) или группой людей (семейный, классовый, конфессиональный, этнический и т.д.). Степень глубины и время существования этих конфликтов может быть различной, от сиюминутных и локальных переходя во многовековое противостояние целых этносов и сообществ, кровавые войны с многомиллионными жертвами. К сожалению, имеют место даже внутрицерковные конфликты. Последние особенно болезненны, так как служат соблазном для внецерковной среды.

Пожалуй, единственный конфликт, на который христианин имеет право и даже обязанность – это война с грехом. Но и здесь Предание учит нас различать грех и грешника. Первое – ненавидеть, второго – жалеть и искать пути спасения. И пример для наследования у нас опять же один – Христос.

Повседневный опыт говорит нам о том, что лучший способ решения конфликта – это в принципе избежать его возникновения. Гораздо больше времени, физических и душевных сил придется потратить для его решения, нежели постараться не допустить его возникновения. Здесь на память приходит евангельский совет о том, что нужно помириться с обидчиком до того, как он приведет тебя к судье. В приложении к СМИ православных важно, чтобы мы сами, как я уже говорил, не провоцировали конфликтов. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18), напоминает апостол Павел. Исходя из принципа противостояния греху, я допускаю в некоторых случаях т.н. конфликты, инициируемые СМИ православных и затрагивающие интересы «индустрии греха», на самом деле будут способствовать улучшению духовной жизни общества. Поднимая «неприятные темы» абортов, растления, азартных игр, пьянства, бедности, нарушения прав человека, наркомании, деструктивных сект и т.п. СМИ тем самым не только обращают внимание общества на существование подобного рода проблем, но и предлагают способы их решения. В этом случае авторы должны руководствоваться Священным Преданием и соборным мнении Церкви, изложенном в «Основах социальной концепции». В неизбежном в данном случае конфликте должно по-прежнему различать грех и грешника, желая спасения даже самым падшим его носителям.

Кроме того, мне бы хотелось, находясь сегодня в среде коллег на фестивале СМИ православных, упомянуть и о сугубо специфических журналистских конфликтах, возникающих в нашей среде. Я попробую сформулировать те вопросы, на которые нам необходимо сообща найти ответы.

Во-первых, существуют конфликты, связанные с источниками информации. Какие методы получения информации допустимы в православной среде? Во-вторых, у нас актуальна проблема авторского права. Также неизбежны творческие конфликты центральных и местных СМИ, отдельных авторов и редакторов, которые, затрагивая изначально межличностный уровень, могут, к сожалению, в дальнейшем вести к блокированию миссионерского служения СМИ в масштабах города, епархии, церковных территорий и даже перерастать в настоящие информационные войны в церковной среде. Отдельный разговор – конфликты с учредителями и получение или отзыв благословения священноначалия на то или иное СМИ. В связи с этим возникает вопрос защиты прав отдельного журналиста и издания в целом, соблюдаемого в светской среде и нередко игнорируемого в среде церковной. Возможно вступление в силу постановления о церковном суде позволит эффективней и, что немаловажно, на законных правах решать конфликтные ситуации в этой области. Давайте сегодня обсудим и эти вопросы.

Отдельно хотел бы коснуться вопроса взаимодействия с внешними, так называемыми светскими СМИ. Согласен, что светским журналистам не хватает знаний о Церкви и её канонах, специфике церковного этикета и элементарных правилах написания имен и титулов священноначалия. Так в чем проблема? Вместо того, чтобы начинать конфликт со светским изданием, нужно честно ответить на вопрос: а что было предпринято для того, чтобы не возникла столь плачевная ситуация? Необходима целенаправленная работа по упреждению конфликтных ситуаций, как то: создание пресс-служб и подготовка эффективных спич-райтеров, аккредитация журналистов на церковные мероприятия, написание грамотных пресс-релизов — и вообще создание собственного медиа-пространства, из которого светский читатель и журналист сможет почерпнуть объективную информацию.

В некоторых случаях конфликт неизбежен, ведь на конфликте во многом строится современная журналистика. Конфликт, о котором информирует СМИ, привлекает общественный интерес, способствующий либо позитивному, либо негативному его развитию. И здесь возникает парадоксальная ситуация. Если в вопросах общественной жизни мы единодушно поддерживаем усилия журналиста, раскрывшего преступление или предотвратившего злодеяние, придав огласке преступный замысел и в дальнейшем отдав на суд закона преступников, то в церковной среде все иначе. Некоторые православные журналистов не только не любят, но даже боятся. Мол, лезут куда не следует. Простите, братие, но получается так, что действует принцип «кто не боится Бога, тот боится СМИ»?! Одно дело — вмешательство в частную жизнь и убеждения со стороны надоедливых папарацци, клевета и явная хула на Церковь (что, кстати, должно и возможно оспорить в судебном порядке), и совершенно другое — реальные случаи коррупции, воровства, пьянства в среде православных. Здесь прошу вашего совета. Может быть, более открытое обсуждение этих вопросов поумерит пыл тех, кто бессовестно грешит, надеясь в худшем случае на перевод на очередной приход? Возможно, этого и не стоит делать. Давайте обсудим и этот вопрос.

В связи с вышесказанным необходимо упорядочить некоторые вопросы наших православных СМИ, которые потенциально могут вызвать конфликты. К ним относится и регистрация наших СМИ, и трудоустройство персонала, и налоги. Нам часто вполне обоснованно ставят в вину агитацию во время предвыборных кампаний, разжигание межконфессиональной вражды, неприкрытую рекламу. Необходимо соборное суждение и по этим вопросам.

В Священном Писании читаем следующее «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).

Что касается конкретных ситуаций, то в различных форматах существует своя специфика. Так, интернет-издания на сегодняшний момент обладают относительной свободой и скоростью передачи информации. Именно здесь возможно наиболее оперативное привлечение специалистов, экспертов и лидеров мнений. Спокойное разъяснение и, главное, желание уврачевать конфликт не даст ему перерасти в войну.

Православные газеты и журналы, впоследствии сохраняемые как исторические источники, со временем становятся чуть ли не единственной хроникой конфликтов. Изначальная ориентация публикаций СМИ православных на разрешение конфликта, даже при жестком противодействии оппонентов и невыгодном для нас исходе ситуации, сохранит лицо издания. Кроме того, есть надежда, что со временем история расставит все на свои места.

ТВ и радио воздействуют по большей части на эмоциональную сферу души. Как бы не развивался конфликт, разрешить его возможно только в духе христианской любви. Не секрет, что единожды отснятые кадры агрессии и противостояния затем тиражируются, нагнетая и без того тяжелую ситуацию.

Чтобы быть до конца честным, предлагаю рассмотреть вопрос отношения в СМИ к сектантам и раскольникам. Так или иначе мы сталкиваемся с созданием так называемого «образа врага». Опыт последних лет показывает, что гораздо более эффективным является создание в СМИ положительного образа церковной жизни, нежели выискивание компромата на членов раскольнических группировок.

Надеюсь,что очерченные мной вопросы будут рассмотрены участниками фестиваля не только сегодня, но и в дальнейшем, что будет способствовать повышению роли СМИ православных в урегулировании конфликтных ситуаций и в церковной среде, и в обществе в целом.

 

 

Related posts

Пресс-конференция «Ювенальная система на словах и на деле», Интерфакс, 1 июня 2010 года.

admin

Проклятие Земского Собора

admin

Битва за средиземноморский шельф

admin

Коментарии