Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
st1:*{behavior:url(#ieooui) }
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Мирошниченко Александр Викторович,
протоиерей,
старший преподаватель кафедры
религиоведения и теологии ГУ «ЗИГМУ»,
психолог-консультант Запорожского
городского центра помощи жертвам деструктивных культов
«ДИАЛОГ»
Псевдодуховнось. Псевдопатриотизм. Экспансия оккультизма.
«Но одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь…вот чего нам надо! Учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш!»
Ф. М. Достоевский «Бесы»
«Сумасшедший, это тот, кто делает одно и то же, одним и тем же способом, и при этом надеется получить другой результат»
Неизвестный автор
«Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом».
«Бхагавад-Гита как она есть»
Глава 2, комментарий к тексту 41
«… побочные продукты тела, а именно дети…»
«Бхагавад-Гита как она есть»
Глава 2, ком. к тексту20
«Человек, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился достойной поклонения, должен считаться подобным ослу»
«Бхагавад-Гита как она есть»
Глава 3, ком. к тексту 40
Оккультизм берет начало в религиозном типе мышления, корни которого уходят в античность и которое обычно характеризуется как западная эзотерическая
традиция. Ее необходимые составляющие — гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм — возникли на востоке Средиземноморья в первые пять веков нашей эры. Собственно гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект в эпоху раннего христианства, они претендовали на обладание гнозисом или специальным эзотерическим знанием о духовных предметах. Гностические секты исчезли в IV веке, но их идеи воодушевили дуалистическую манихейскую религию (II век) и герметическое движение. Греческие тексты были собраны в Египте между III и V веками, здесь был завершен синтез гностических идей, неоплатонизма и каббалистической теософии. XV веке новые научные открытия и географические удачи уничтожили условия средневекового мира, гностические и герметические идеи пережили краткое возрождение. Выдающиеся гуманисты и ученые маги в период Ренессанса опубликовали старые классические тексты и тем самым заново создали корпус оккультных наук. Но после триумфа эмпиризма в научной революции XVII столетия подобные идеи сохранились лишь среди немногих любителей древности и мистиков. В XVIII веке эти неканонические религиозные и философские теории были определены как «оккультные», поскольку располагались на крайней периферии общепринятых форм
знания. Впрочем, реакция на рационалистическое Просвещение приняла форму живого романтического интереса к Средним векам, стремления к тайне и способствовала
оживлению оккультизма в Европе около 1770 г. Германия гордилась своими известными учеными магами времен Ренессанса, а также сетью розенкрейцерских общин; теософия и алхимия процветали здесь между XVII и XIX веками. Однако позыв к неоромантическому оккультному возрождению возник не в Германии. Его
скорее следует связать с реакцией на засилье материалистических, рационалистических и позитивистских идей в практических и промышленных культурах Америки и Англии. Оккультное возрождение многим обязано популярности теософии в англо-саксонском мире в 1880-е годы. Здесь она имела выход на международное движение тайных обществ, связанное с именем Елены Петровны Блаватской (1831-1891), русской искательницы приключений и оккультистки. Ее жизнь, ее, якобы, способности к ясновидению и страсть к сверхъестественным феноменам, интерес к американскому спиритизму в 1870-е гг. повлекли за собой основание в Нью-Йорке, в 1875 году Теософского общества, с последующим перенесением его деятельности в Индию между 1879 и 1885 гг.; все эти события подробно описаны несколькими биографами. В основных моментах теософия как доктрина сформировалась здесь и в таком виде проникла в Центральную Европу.
Следующей вехой в возникновении современного популярного религиозного мышления можно считать Всемирный Парламент Религий в Чикаго, который собрался в 1893 г. Он был организован оккультной сектой сведенборгиан при активном участии унитариев и Теософского общества. Идеологи Общества утверждали, что оно объединяет в себе все религии. Требование единства мира было связано с религиозной и культурной унификацией. Оккультная теософская идеология и есть тот синтез, который западные интеллектуалы попытались создать между религиями Востока и Запада. Он и породил ту единую оккультную систему, с которой, как представляется, в той или иной степени соотносимы почти все современные тоталитарные секты. Это ложь, что все религии отличаются в мелочах и едины в главном. Религии могут быть сходными в мелочах, но принципиально различаться в главном. Стремление объединить все существующие религии приводит лишь к созданию еще одной секты. Важную роль в формировании современной оккультной идеологии сыграл и опыт тоталитарных стран, вкупе с опытом создания и построения радикальных (как правых, так и левых) политических партий и организаций и управления ими. Здесь необходимо сделать акцент на том, что историю германского нацизма невозможно представить без оккультно-мистической компоненты. Факт, что философия нацизма в Германии имеет достаточно продолжительный путь становления и непосредственно связана с целым рядом тайных оккультных обществ. Важно указать, что такое позиционирование было не случайным, а даже наоборот, смыслоопределяющим. Жизненно важным элементом для ариософского понимания национальных конфликтов и немецкого духа был расизм. Когда социал-дарвинисты заговорили о неизбежности биологической борьбы в человеческом мире, то подразумевалось, что арийцы (или истинные немцы) не подвергнутся разрушительным влияниям этой войны, что они смогут противостоять угрозе распада и смешения, утверждая свою расовую неприкосновенность и чистоту. Необходимость войны рас и евгенической реформы нашли широкий отклик в Германии на исходе века: основные работы Эрнста Краузе, Отто Аммона, Людвига Вильзера, Людвига Вольтмана были опубликованы между 1890-ми и 1910. Формирование ариософии напрямую зависело от таких модных в конце XIX и начале XX века учений как теософия Блаватской и антропософия Штайнера. Именно учение Блаватской о расах создало благоприятную почву для формирования теоретической базы учения Гвидо фон Листа. Гвидо фон Лист был первым популярным автором, соединившим народническую идеологию с оккультизмом и теософией. Его читатели и последователи относились к нему как к умудренному патриарху, мистическому гуру националистов, чьей проницательностью славное арийское и немецкое прошлое Австрии избавлено от влияния иностранных культур и христианства. Представители этого движения работали в эзотерических обществах, пользовались большим доверием Генриха Гиммлера и принимали участие в разработке символов и ритуалов СС. Младший современник Листа Иорге Ланц фон
Либенфельс был наиболее молодым сторонником старого гуру. Ланц занял свое место как один из предвоенных учителей Гитлера в Вене, как об этом свидетельствуют классические биографии фюрера. Именно Ланц явился создателем ONT(ордена новых тамплиеров). Позже идеи ONT были внесены в правые круги Вены, через организацию, называемую
Lumenclub, основанную 11 ноября 1932 года. Задачей этой группы была борьба с «уродливыми, болезненными и прогнившими формами современной культуры» путем создания «этического и духовно возвышенного образа жизни». Среди тех, на кого идеи Листа производили глубокое впечатление, были полковник Карл Август Хельвиг, Георг Хауэрштайн старший, Бернард Кернер, Филипп Штауфф и Эберхард фон Брокхузен. Именно через них оккультно-националистические идеи Листа проникали в организации правого крыла Немецкого Рейха. Именно эти идеи несколько позже вдохновили Рудольфа фон Зеботтендорфа, Гаубатца и Геринга создать оккультное общество Туле. После того как нацисты взяли власть в 1933, Зеботтендорф опубликовал книгу с сенсационным названием «Прежде чем пришел Гитлер: первые годы нацистского движения». Книга рассказывает о подробностях деятельности ее автора в Баварии во время войны и революции и отстаивает предварительный тезис о том, что: Члены Туле были людьми, к которым в первую очередь обратился Гитлер и они были первыми, кто пошел на союз с Гитлером. Войско будущего Фюрера состояло — кроме самого Общества Туле – из Deutscher Arbeiterverein основанным братом из Туле Карлом Харрером в Мюнхене и Deutsch Sozialistische Partei, возглавляемой Ганном Георгом Грассингером. Из этих трех источников Гитлер создал национал-социалистическую рабочую партию. К сожалению, ни тема моей статьи, ни её объём, не позволяют во всей полноте раскрыть тему связи нацизма и оккультных учений. Резюмируя выше сказанное, можно сказать, что германизация оккультизма в начале XX века привела к тому жуткому историческому явлению, с последствиями которого нам приходится встречаться по сей день. Значительно позже, в конце XX века советизация и украинизация оккультизма привела так же к печально известной трагедии, связанной с Великим Белым Братством «ЮСМАЛОС». Учение «Белого Братства» так же как и учение германских ариософов основывалось на оккультной философии Е. П. Блаватской, Р. Штайнера, семьи Рерихов и многих других эзотерических авторов. Печально, но урок истории не был усвоен, и в наше время активно появляются и вполне легально существуют различные культовые группы, которые исповедуют религиозные взгляды очень сходные с выше перечисленными. К примеру «Церковь Нави», чего стоят заявления её лидеров: “Наша цель — Сверхчеловек — великий сын белого человеческого вида — возрожденный бог, равный благим богам”, “Мы осознаем и не сомневаемся, что первым долгом для нас является борьба за соблюдение расовых законов, законов раздельного существования рас и их культур. Выполняя свой долг, мы сопротивляемся тирании беспорядочного скрещивания земных рас, которая угрожает нашему виду совлечением вниз, в основание эволюционной лестницы, туда, где, не имея промежуточных эволюционных форм, белый человек никогда не находился”. Целью своей организации основатель и руководитель «Церкви Нави» Лазаренко Илья Викторович обозначил “возрождение древнейшего нордического культа”, который Лазаренко называет “ариасофия”. По утверждению Лазаренко, достигнуто это будет “посредством восстановления магических связей с древними богами и распространения истинных учений”. Мощное развитие подобных оккультных идей наблюдается в среде движения Skinheads. Скинхеды, по мнению некоторых исследователей, относятся к неоязыческим деструктивным культовым группам. Тем не менее, позиционируют себя, и порой регистрируются государственными органами власти как патриотические организации. Вообще тема патриотизма широко эксплуатируется не только неофашистскими группами, но и большинством неоязыческих культов. Патриотизм их чаще всего заключается в противостоянии традиционным религиозным течениям (православию, католицизму, исламу) которое порой выражается в действиях, которые могут классифицироваться как разжигание межрелигиозной розни и нетерпимости, пропаганде ультраправого национализма:
“Известно, как католические миссионеры пытались подогнать под свою догму представления индейцев о Великом Маниту, чтобы привить им заразное, противоестественное учение об иудохристианском Иегове. Сходным образом действовали и православные миссионеры на Аляске. В библии “дух божий” витает над Землей как обособленное, чуждое ей начало, как нечто сверхъестественное, противостоящее естеству-жизни. Семитическое понятие отвлеченного бога-духа как бесплотной, чистой от природной “скверны” сущности — ложно, искусственно, мертвенно”(4)
“Скудоумные, ребяческие представления о сверхъестественном, надприродном боге, подобном Иегове или Аллаху, сотворившем мир “из ничего” (“что нам стоит дом построить…”) — удел искусственных религий” (4)
“Славяне-язычники почитали дух-род, совечный Природе и внутренне ей присущий. Природа одухотворена — оплодотворена родом. Славяне не были ни единобожниками, ни многобожниками. Слово “атеист” буквально означает: безбожник. Наши волхвы и были безбожниками, ибо для них не было на небе никаких богов в привычном сейчас иудо-христианско-мусульманском смысле”(4)
“Взгляните смело в эти глаза и оставьте молитвы убогим. Отшвырните протянутые к вам руки животных, считающих себя людьми. Разбейте алтари чужих богов и знайте, что это место для вас”(2, 7)
Но опасность оккультизма заключается не только в культивировании экстремизма, сами практики подобных групп несут в себе разрушительное зерно. 26 июня 2002г. в Житомире была зверски убита 18-летняя Ирина Гумарова. По сообщениям агентства «Интерфакс-Украина» девушка была расчленена и съедена своими убийцами. 7 августа на пресс-конференции заместитель прокурора Житомирской области Анатолий Кондратюк и старший следователь облпрокуратуры Иосиф Пшевлоцкий, который возглавляет следственную группу по расследованию дела убийства Ирины Гумаровой, полностью подтвердили мнение экспертов, сообщив, что, как установило следствие, шестеро преступников увлекались «оккультными науками» и именно с оккультными целями хранили дома отдельные органы убитой. По сообщению пресс-службы Центра «Диалог» преступники являлись последователями учения Карлоса Кастанеды. 27 октября в Керчи 35-летний местный житель жестоко расправился со своими родителями. Более сорока ножевых ранений он нанес своему 64-летнему отцу и 56-летней матери. Как сообщило МВД, в своих первых показаниях мужчина рассказал, что к убийству его подтолкнули «голоса свыше». После совершения убийств мужчина, не выходя из дома, более двух дней провел возле трупов в ожидании дальнейших указаний свыше. Ранее он состоял в российском отделении японской секты «Аум Синрике». В сентябре 2001 года в реке Темзе были найдены останки человеческого тела. Как позже выяснилось, останки принадлежали шестилетнему мальчику африканского происхождения. Восстановленная картина происшествия потрясла даже бывалых следователей. Убийство оказалось ритуалом западноафриканской религии Вуду — ребенку сначала было перерезано горло, а потом его тело было расчленено на мелкие части. Полиция, правда, допускает другую версию: мальчик мог стать жертвой обряда африканской медицины, чьи последователи также практикуют жертвоприношения. Это только фрагмент тех сводок, которые наполняют новостной эфир. Неоднократно специалистами проводились экспертизы целого ряда оккультных групп, которые, маскируясь под разными личинами, пытались проникнуть в различные сферы нашего общества. В результатах экспертиз и мнений специалистов подчёркивалась опасность и обличалась псевдонаучность вероучительных практик таких культов. В частности педагогической школы Т. Акбашева, учения Антоненко Надежды, оккультно-религиозной системы «Валеология», федерации «Семьи за единство и мир во всем мире», Вальдорфской педагогики Р. Штайнера, последователей «Живой Этики» Рерихов и многих других.(6) Поистине лакомым куском для подобных учений является сознание детей и соответственно сфера образования. Их лидеры прекрасно усвоили афоризм: «Кто владеет молодёжью, тот владеет будущим». Существует несколько путей проникновения подобных групп в школы и другие учебные заведения. Тревожными сигналами для ответственных лиц могут послужить термины, характеризующие культовый «новояз»(12): «холодинамика», «ноосферное образование», «астрология», «экстрасенсорика», «чакра», «смена эонов» и прочие. Использование произвольно вырванных из культурно-исторического контекста понятий, терминов, фрагментов практик восточных религиозных культов, индуизма, буддизма, даосизма — “карма” и ее “очищение”, “энергии инь-янь”, “медитации”, “обмены энергиями” и т.п. “Пробуждение внутренних сил” в процессе специального массажа, попарно и в группе проводимых физических манипуляций — пассы, прикосновения, “взгляды глаза в глаза. Критическое отношение к рациональным психологическим механизмам, рациональной, вербальной стороне психики, выражающееся в высказываниях типа: “формальное мышление разрушительно”, “головное мышление может быть вредным для организма”, “слова разрушают возникновение чего-то” и т.п. Критика рационального сознания как “загрязненного” неосознанными, подсознательными негативными установками и должного быть “очищенным” специальными упражнениями. Попытки обосновать авторитетность своей деятельности ссылками на большую распространенность и популярность системы “на Западе”, “за рубежом”, постоянные указания на наличие разветвленных связей по стране и в мире (как правило, эти сведения дают, по меньшей мере, сильно преувеличенную картину). Такая “хлестаковщина” все еще иногда оказывает поистине магическое влияние на руководителей, преподавателей, родителей. Характерные особенности “научно-педагогической” деятельности, сводящиеся, по сути, при обилии околонаучной терминологии и риторики, к отсутствию всякого научного аппарата и общепринятых научных процедур: отсутствие стадии опытных исследований и проведение сразу формирующих практик; отсутствие объективного внешнего контроля содержания деятельности, свободного обсуждения целей и мировоззренческих основ деятельности; применение мощных психологических и психотерапевтических методик внушения и формирования убеждений вне критики и в закрытых коллективах; применение тех же методик с еще более мощными последствиями для воздействия на детей и подростков, совершенно беззащитных от такого воздействия со стороны взрослых людей в силу своих возрастных особенностей; фактический саботаж непредвзятых оценок своей деятельности “со стороны”, уход от общепринятых процедур научной экспертизы, критики и апробации; отсутствие междисциплинарных исследований и экспертиз (педагогических, психологических, культурологических, религиоведческих, этнологических, социологических и т.д.) при реализации социально-педагогических практик, направленных в целом на социум (детей, подростков, их родителей, семьи, коллективы т.д.).
В целом последствия оккультной экспансии предсказать достаточно сложно, но с большой долей вероятности можно предположить, что культовые группы оккультного характера могут быть использованы в контексте геополитики. Анализ работы миссий, особенно в плане отдаленных результатов, показывает, что своей деятельностью они формируют религиозно-политические лобби, характер которых сопряжен с религиозными особенностями. Так, деятельность оккультных миссионеров способствует созданию у определенной части населения позитивного отношения к стране, пославшей миссионера, в том числе и на основе религиозных симпатий, что, безусловно, даст свои плоды в будущем. С годами в политику и бизнес будут приходить все больше людей религиозно ориентированных, с соответствующими взглядами и установками на приоритеты международного сотрудничества. По данному поводу очень точно заметил католический священник, автор книги «Бизнес и Евангелие», директор Института религии и общественной жизни (США) Ригерд Днеон Нейхауз заметил: «Часто трудно понять, где кончаются нравственные предписания и начинаются политические указания».(10) Объектом пристального внимания, мягко говоря, недоброжелателей нашего государства, так же является здоровье граждан, физическое и психологическое. Методы управления и контроля сознания в деструктивных культовых группах неоднократно описывались в соответствующей литературе, так же как и последствия подобных манипуляций.(12)
Одним из наиболее мощных рычагов управления человеческим сознанием являются чувства и эмоции, из которых самым интенсивным является страх. Именно поэтому лидеры деструктивных культовых группировок, в учении которых доминируют оккультные мотивы стараются формировать у своих последователей фобии.(12) По мнению профессора Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, Юрия Иосифовича Полищука(6), значительно выросло за последние годы число психически больных с патологическими идеями и переживаниями порчи и сглаза (неизменного атрибута оккультного мировоззрения). В этой связи необходимо отметить большое сходство многих оккультных идей, представлений, переживаний с психопатологическими расстройствами при шизофрении и истерических психозах. Больные параноидной шизофренией часто испытывают феномены отнятия и вкладывания мыслей, феномены телепатии и ясновидения, ощущения воздействия космическими лучами, общения с высшей энергией, переживают наличие у себя сверхъестественных способностей к предсказанию будущего и влияния на него в масштабах всего человечества. Иногда больные переживают своё перевоплощение в других людей, животных, бесов, вампиров, считают, что их околдовали, навели порчу. Если подобные оккультные представления и переживания обсуждаются и практикуются среди людей с неустойчивой психикой, то она расшатывается ещё больше, создаются предпосылки для развития психических нарушений, что многократно фиксировалось в психиатрической практике. Не случайно, представители оккультной медицины заявляют, что путём порчи и сглаза можно вызвать шизофрению, эпилепсию и другие психические заболевания. Показательно, что духовная практика в таких сектах, как «Белое Братство» и «Аум Синрикё», приводившая к психическим нарушениям, основана в значительной мере на оккультизме.
Литература:
Авдеев В.Б. Преодоление Христианства. Опыт адогматической проповеди / Издание подготовила И.Б.Авдеева. — М.: “Капъ”, 1994
Белый камень / «Церковь Нави»
Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. — Санкт-Петербург: Евразия, 1993.
Доброслав. Язычество: закат и рассвет. — Калуга: Калужская Славянская Община.
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник под ред. А. Хвыли-Олинтера.- Белгород, 1997.
Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. — Издание третье, дополненное и переработанное/ Авт. И.Куликов. — Москва, 1999.
Памятка соратника / Общество Нави. – М., август 1998 г.
Петрик В. М., Сьомін С. В. та ін. Нетрадиційні релігійні та містичні культи України: Навчальний посібник / За заг. ред. В. В. Остроухова — К.: Росава, 2003.
Тарасов А. Бритоголовые. Новая протофашистская молодежная субкультура в России // Дружба народов, 15 февраля 2000 г. — №2.
Трофимчук Н.А. ,Свищева М.П. Экспансия. – М. 2000
Шабанов А. Славянское неоязычество — политический культ в современной России // Православная Тверь, октябрь-ноябрь 1996 г. — №10-11(35-36).
Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. – СПб.: прайм-Еврознак, 2001.
John НUBNER and Lindsey GRUSON.MONKEY ОN А SТIСК. Мurder, Маdness, аnd the Наrе Кrishnas. — New York, 1990, Нагсоurt Вгасе Jоvаnоvich, Рublishers