19 января премьер-министр Украины Николай Азаров жестко раскритиковал деятельность ОАО «Укрнафта» и потребовал от министра энергетики сменить руководство компании. В тот же день наиболее влиятельный акционер «Укрнафты» Игорь Коломойский дал свое «добро» на смену менеджмента. Отчего до сих пор столь неуступчивый власти олигарх сдал свои позиции в такой «лакомой» сфере, как нефтегазодобыча?
Российский след
Эпопея «Коломойский-правительство» в истории «Укрнафты» началась в далеком 2007 году, когда группа «Приват», бывшая миноритарием компании начала блокировать проведения собраний акционеров. Причина, побудившая приватовцев к таким шагам, была проста: НАК «Нафтогаз», которому принадлежали 50%+1 акция «Укрнафты», никак не мог договориться с Коломойским, как же делить прибыль нефтегазодобывающей компании. Заступничество правительства государственной компании не помогало – группа Коломойского на мировую идти не желала. В конечном итоге компромисс все же был достигнут. Он состоял в рекордных выплатах «Укрнафты» своим акционерам. 29 января 2010 года «Укрнафта» начала выплачивать акционерам дивиденды, которые составили 5,087 миллиардов гривен. Фактически, это прибыль компании за 2006-2008 годы. Требование выплаты дивидендов принадлежало «Нафтогазу», который в споре с «Укрнафтой» доказывал свое право на обладание 8,49 миллиарда кубометров газа. Взамен «на откуп» Коломойскому был отдан контроль над «Укрнафтой». В частности, были внесены изменения в устав «Укрнафты»: для переизбрания руководства стало необходимо не 60%, а 75% голосов. Председателем правления был избран Алексей Кущ, председателем наблюдательного совета – замглавы «Нафтогаза» Игорь Диденко. В целом же в набсовете государство стали представлять 6 членов из 11. Обмен контроля над «Укрнафтой» на деньги «Нафтогазу» был жизненно необходим — предстояло рассчитываться за российский газ с «Газпромом».
Однако триумф Коломойского был чересчур поздним – на смену президенту Виктору Ющенко и премьер-министру Юлии Тимошенко приходили Виктор Янукович и Николай Азаров. И у них, а главное, у их союзников, были свои интересы в сфере нефтегазодобычи. В марте 2010 Диденко увольняют из НАК «Нафтогаза», а в июле его задерживают и заключают под стражу. Официальная причина – государство намерено разобраться в конфликте «Нафтогаза» и «РосУкрЭнерго», который вылился в проигрыш украинской компании в Стокгольмском арбитраже. Что характерно, сам проигрыш стал возможен благодаря чрезмерной пассивности уже правительства Азарова, которое не пожелало защищать НАК «Нафтогаз». Не исключено, что у Диденко пытались выведать и информацию о реальном положении дел в «Укрнафте». Ведь с его увольнением и заключением под стражу совпадают по времени шаги государства, направленные против группы «Приват».
В принятом в апреле бюджете 2010 года парламентарии изменили механизм определения стартовой цены на нефть. Теперь роль стала играть база данных Государственной таможенной службы, а не результаты предыдущих аукционов. Таким образом, группа Коломойского не смогла покупать нефть задешево. В июне акцизный сбор на бензины и их компоненты был уравновешен правительством, что ударило по Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу, который и был одним из основных потребителей нефти от «Укрнафты». Более того, Высший административный суд открыл в сентябре дело, направленное на возобновления ужесточения правил аукционов в энергетической сфере. Нечто подобное Коломойский проходил в 2007 году, когда он даже высказал готовность продать свои акции «Укрнафты» россиянам. «Я действительно готов продать свою долю в «Укрнафте», если все так и будет продвигаться дальше. Ее очень ценят компании РФ. Я, кстати, думаю, если «Газпром» купит «Укрнафту», он очень легко справится со всеми теми проблемами в Украине, с которыми мы сейчас сталкиваемся», — сказал тогда олигарх.
Как оказалось, и в конфликте вокруг «Укрнафты» в 2010 году тоже были замешаны россияне. В июне на должность зампредседателя правления в «Укрнафту» был назначен Сергей Зубов, ранее возглавлявший ГК «Газ Украины». В то же время, на аналогичную должность в «Укртранснафту» был назначен Михаил Заславский. Обе компании де-юре управляются государством. Назначения, проходившие под лозунгом «увеличения эффективности компаний», по мнению многих игроков рынка, имели главной целью оттеснить Коломойского от управления этими компаниями. Вместе с тем, с апреля 2010 года Кабмин заявляет о необходимости проверки в отношении «Укртатнафты» – торговой марки Кременчугского НПЗ. Дело одного из основных клиентов «Укрнафты» «находится в поле зрения президентов России и Украины». Это слова, сказанные российским послом Михаилом Зурабовым. «Коллеги подтверждают, что на предприятии до того, как, с их точки зрения, был незаконно сменен менеджмент, стоимость сырья, находившегося там на тот момент, оценивалась в 450 миллионов долларов. Поэтому одна из тем, которая должна найти решение, — компенсация потерь, которые потерпел поставщик сырья», — отметил Зурабов. В условиях, когда на нефтяной бизнес Коломойского началось наступление по всем фронтам, он вынужден был уступить государству. Тем более, что его не прельщает роль «украинского Ходорковского», которую ему, судя по всему, готовят власть имущие.
Коломойский – Ходорковский по-украински?
С приходом к власти Виктора Януковича, проблемы у группы «Приват» начались не только в сфере энергетики. Так, в конце августа 2010 года хозяйственный суд Днепропетровской области передал железнодорожные пути, на которые претендовала группа Коломойского, «Евраз Групп», которой владеет российский олигарх Роман Абрамович. И это практически в родном крае Коломойского! Но на этом неприятности олигарха не закончились. 2 сентября Генеральная прокуратура Украины обжаловала возврат залога участникам конкурса по продаже Одесского припортового завода. Компании «Нортима» и «Фрунзе-Флора» в итоге не получили внесенные ранее залоговые средства в размере 800 миллионов гривен. Компании эти контролируются Игорем Коломойским и Константином Григоришиным. Но и этого ГПУ было мало. Через неделю совместными силами Генпрокуратуры, ГУБОП, спецподразделений «Сокол» и «Беркут» был проведен обыск и изъятие документов, а также оргтехники в Главном управлении Госкомзема в Ивано-Франковской области. «Силовики» арестовали его начальника Юрия Добровольского, который до этого работал замдиректора туристического комплекса «Буковель». Одновременно обыски прошли в здании ООО «Скорзонера» — собственника ТК «Буковель». Как результат – арест на земли села Поляница, где расположен знаменитый украинский горнолыжный курорт, который, кстати, тоже принадлежит группе «Приват». После этого в издании «Левый берег» появляется материал, где источник из Администрации президента говорит: «группа («Приват» – ред.) проявила лояльность к президенту, но сделала это последней». По его словам, давить на группу не будут, но и послаблений ей ожидать не стоит. Таким образом, «Приват» оказывается в проигрышных условиях по сравнению с группами лиц, приближенных к руководству Партии регионов.
В ноябре 2010 года, задолго до своего заключения под стражу, экс-министр внутренних дел Юрий Луценко в интервью каналу ТВi говорит, что у нынешней власти есть претендент на роль «украинского Ходорковского». «Власти нужен символ нувориша, незаконно захватившего колоссальную собственность и показательно севшего, чтобы другие сдались властям», — говорит Луценко. «У нас такой кандидат есть. Он называется Коломойский. Очевидно, многие признаки есть, что именно его бизнес может упасть показательной жертвой для всех других крупных собственников», — считает экс-министр.
И вот в новом 2011 году вырисовывается следующая картина: Диденко, могущий многое рассказать о «Укрнафте», сидит, Луценко – сидит, Тимошенко, на которую в свое время «ставил» Коломойский, регулярно наведывается в Генпрокуратуру на допросы. Вместе с тем премьер-министр Украины ищет ответственного за рост цен топлива в Украине. «Производство кокса и продуктов нефтепереработки (в 2010 году – ред.) даже не достигло прошлогодних объемов. И из-за таких показателей работы отрасли мы, например, посадили страну на импортное топливо, а отсюда и рост цен на наших заправках», — говорит Азаров и тут же обрушивается с критикой на «Укрнафту». «Такая ситуация в отрасли означает, что решения руководства были недостаточно четкими и правильными… Требую от министра топлива и энергетики Бойко заменить неэффективных менеджеров, которые допустили отставание базовой отрасли, в частности это касается руководства «Укрнефти», — негодует Азаров. Хотя именно его правительство назначило Зубова чуть более полугода назад. Очевидно, «крайний» найден: это – группа Коломойского. И ему уже невозможно отстаивать свои интересы. Если при премьере Тимошенко можно было обратиться за помощью к людям президента или сильной оппозиции в лице «регионалов», то при новой власти нет ни сильной оппозиции, ни несогласий между президентом и правительством, на которых можно было бы сыграть. Итог легко предсказуем – Коломойский «сдает» «Укрнафту». Выхода у него попросту нет. Уж очень очевиден пример северного соседа.
Борис Рудь, Подробности