Уходящий год выдался не особо удачным и для акционеров днепропетровского Приватбанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова – опять же по причине смены главных действующих лиц на политическом Олимпе. Безусловно, отношения владельцев финансово-промышленной группы «Приват» с прежним премьером Юлией Тимошенко складывались очень непросто. Тем не менее, при ней группе удалось прочно закрепиться на крупнейшем в Украине Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе и соорудить нехитрую схему, позволявшую благодаря оперативному контролю над ОАО «Укрнефть» закупать для этого предприятия сырье по цене вдвое дешевле рыночной.
В свою очередь, это давало возможность получать сверхприбыль, удерживая стоимость нефтепродуктов на том же уровне, что и у конкурентов.
Но вот пришла новая власть, и сразу выяснилось, что И.Коломойский с Г.Боголюбовым недоплатили 66 млн грн. за 200 га земли, на которой они построили горнолыжный курорт «Буковель» в Прикарпатье. Поэтому в середине сентября по обращению ивано-франковской облпрокутуры суд наложил арест на ряд земучастков, на которых сейчас находится туркомплекс.
Конечно, любой адвокат подтвердит, что украинская Фемида устроена так, что самые серьезные вопросы с ней можно урегулировать нужным для клиента образом. Но это будет стоить денег. И очевидно, что в данном случае для Привата речь идет о дополнительных и непредвиденных расходах.
Заодно, в августе Государственная комиссия ценных бумаг и фондового рынка запретила обращения акций подконтрольного Привату ОАО «НПК «Галичина», созданного на базе Дрогобычского НПЗ. Кроме того, уже в середине декабря Хозяйственный суд Полтавской обл. обязал ЗАО «Укртатнефть», созданное на базе Кременчугского НПЗ, предоставить отчет об обстоятельствах покупки структурами Привата пакета в 28,79% акций в этом ЗАО.
Ранее эта доля принадлежала татарским акционерам Укртатнефти. Однако сначала владельцы Приватбанка в судебном порядке отобрали у них данный пакет и добились его возращения Нефтегазу. А в октябре прошлого года 28,79% акций с подачи прежнего руководства Нефтегаза и правительства были таинственным образом реализованы фирмам, связанным с днепропетровской группой.
Теперь же Укртатнефть обязана предоставить Нефтегазу информацию о победителе торгов, цене, по которой были проданы акции, а также предоставить официальное подтверждение о состоявшихся торгах. Это судебное определение связано с тем, что чуть раньше, в августе 2010 г., Кабинет министров обратился в Хозяйственный суд Киева с исками, в которых просит пересмотреть в связи с новыми обстоятельствами судебные решения от 28 мая и 2 июня 2008 г., принятые в период работы правительства Ю.Тимошенко.
Напомним, что тогда своими постановлениями суд признал незаконной покупку 8,34% акций Укртатнефти зарегистрированной в Швейцарии компанией «AmRuz Traiding AG» и 9,96% акций – зарегистрированной в США «SeaGroup International». Обе структуры, AmRuz и SeaGroup, связаны с российской «Татнефтью». Поэтому есть большая вероятность, что уже в следующем году И.Коломойскому и Г.Боголюбову придется распрощаться с господством на Кременчугском НПЗ.
В уходящем году собственникам Привата также не удалось протолкнуть через новое правительство решение о введении заградительных пошлин на импорт ферросплавов в Украину. Соответствующее антидемпинговое расследование было начато еще в феврале по инициативе Никопольского, Запорожского и Стахановского ферросплавных завод, принадлежащих Привату.
Однако оно не принесло практических результатов. В октябре было принято решение продлить расследование, но шансы И.Коломойского и Г.Боголюбова на позитивное для них решение минимальны. Поскольку категорически против заградительных пошлин единым фронтом выступают украинские металлурги.
В принципе, их позицию можно понять – если закрыть доступ на внутренний рынок для импортных ферросплавов, стальные производители окажутся один на один с ценовым диктатом Привата, контролирующего всю ферросплавную отрасль Украины. Сейчас же И.Коломойский с Г.Боголюбовым не могут поднимать цену на свою продукцию на внутреннем рынке до заоблачных высот – поскольку в таком случае металлурги могут перейти на контракты с зарубежными поставщиками. И для владельцев Привата это означает потерю сверхприбыли.
Неудачной оказалась и предпринятая ими попытка закрепиться в горнорудном бизнесе владельца группы «Финансы и кредит» Константина Жеваго. Напомним, что еще с конца 2009 г. связанный с И.Коломойским кипрский оффшор «Ralcon Commercial Ltd.» взялся скупать акции британской «Ferrexpo Plc.», которые находились в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже. А через Ferrexpo, как известно, К.Жеваго контролирует 51% акций Полтавского ГОКа, крупнейшего в Европе экспортера железорудного сырья.
Ralcon Commercial вместе с рядом других структур, действовавших в интересах И.Коломойского и Г.Боголюбова, сумела последовательно консолидировать у себя свыше 10% акций Ferrexpo. Но в итоге так и не получила влияния на корпоративное управление британской компанией. Поскольку предпринятая в июне попытка ввести двух представителей Привата в совет директоров Ferrexpo с треском провалилась. Свыше 87% акционеров отклонили это предложение.
В довершение к вышеперечисленным неприятностям И.Коломойский в уходящем году еще и вылетел из совета директоров российского горно-металлургического холдинга «Evraz Group». Соответствующее решение было принято в мае после затяжного внутрикорпоративного конфликта, который привел к блокированию железнодорожного сообщения на ГОК «Сухая балка», приобретенный Evraz у Привата в декабре 2007 г.
Конечно, из-за невозможности отгрузки готовой аглоруды в январе-апреле российские предприниматели Роман Абрамович и Александр Абрамов понесли определенные потери, вопросов нет. Сами они оценили убытки от блокады «Сухой балки» в 8 млн долл.
Но в итоге они просто протянули на свой ГОК обходную железнодорожную колею и, таким образом, вышли из положения. А вот Приват, владеющий миноритарным пакетом 9,72% голосующих акций Evraz, бесповоротно и окончательно лишился возможности влиять на политику одного из крупнейших мировых игроков в металлургическом бизнесе.
ostro.org