Политики пока не решили, что для них лучше
Парламентские выборы обещают стать топ-темой февраля, — именно с них начнется восьмая сессия Верховной Рады. И хотя большинство политиков убеждены, что марафон состоится в 2012 году, интрига сохраняется: немало субъектов политпроцесса заинтересованы в досрочной гонке.
Кому на месте не сидится
Прежде всего, о марафоне-2011 грезит оппозиция. Но — не вся.
Четко о желании избираться в наступившем году заявила еще в ноябре, в ходе антиналоговых протестов, Юлия Тимошенко. Тогда же фракция БЮТ в Верховной Раде была переименована во фракцию «БЮТ-Батькивщина». Мотивы леди Ю вполне понятны: по инерции от раскрутки на президентских и местных выборах, «Батькивщина» могла без особых напряжений и вложений претендовать минимум на 20%. Несмотря на количественные потери, лидер партии была бы в парламенте, к тому же, под защитой депутатского мандата.
У партий, входящих в блок «НУ-НС», раскладка сложнее. «Наша Украина» и «Народная самооборона» — скелетные составляющие блока — рискуют вообще не попасть в парламент из-за разочарования в «оранжевых» идеях и лидерах движения. Им выборы в 2011 году невыгодны хотя бы потому, что у провластных сил рейтинг пока что стабильный. Но и марафон-2012 сулит «НУ-НС» мало приятного, потому что активизируются ультраправые (ВГО «Свобода», «Тризуб» и т.п.), а на нишу умеренного правоцентризма уже претендуют «Фронт змин» и «Сильная Украина».
Не стоит сбрасывать со счетов и «Единый центр». К тому же, некоторые партии из «НУ-НС» вполне способны если и не конкурировать со столпами блока, то оттянуть от них толику симпатиков. Все в сумме приведет к распылению электората и пролету «НУ-НС» мимо Верховной Рады нового созыва. Поэтому «Нашей Украине» разумнее дожидаться выборов в 2012 году. У «Народной самообороны» все не так однозначно: лидер политсилы Юрий Луценко арестован и является обвиняемым по нескольким уголовным делам. Сейчас «НС» раскручивает нескольких политиков, которые в будущем, не исключено, возглавят эту политическую силу. В частности, сообщения о готовящихся покушениях на Олеся Дония и Владимира Арьева могут иметь, в том числе, и такую подоплеку.
Как ни странно прозвучит, но парламентские выборы в 2011 году были бы выгодны и провластным силам. Партия регионов получила бы самую многочисленную фракцию в парламенте. Чем дальше выборы – тем больше риск снижения поддержки, потому что – и власть это не боится декларировать – приходится идти на непопулярные меры. В текущем году уровень недовольства не был бы критичным, а на 2012-й загадывать в этом смысле сложно.
Двенадцать месяцев покоя
Но буквально в первые дни после своего прихода к власти представители новой команды говорили о том, что стране необходима стабильность, а постоянные выборы исключают возможность таковой. В частности, регионалы вслух мечтали хотя бы о годе без политкризисов, дабы навести порядок в экономике
Причем одна из причин переноса даты парламентских выборов была именно такой, — не «кошмарить» страну ежегодно. Учитывая местный марафон в конце октября 2010 года и довыборы-перевыборы декабря 2010-января 2011 годов, власти нужно выдержать избирательную паузу как минимум до января 2012-го.
Предполагалось, между марафонами власть успеет провести реформы и получить первые, причем позитивные, результаты. Жизнь людей улучшится, и они проголосуют за партию власти. Так в идеале. Однако эта идиллическая «картинка» вдохновляла не всех.
Во-первых, уж слишком велик масштаб преобразований, чтобы результаты были быстрыми и однозначно позитивными. Если и было головокружение от успехов, после антиналогового Майдана стало ясно, что с реализацией проектов могут возникнуть проблемы. Во-вторых, непопулярные социальные меры, на которые власть вынуждена идти, вряд ли прибавят популярности Партии регионов. Компенсирует ли Евро-2012 недовольство растущими тарифами, наверняка спрогнозировать нельзя. Так что регионалам было бы выгоднее пойти на выборы в 2011 году, сохранить за собой самую многочисленную фракцию в ВР и спокойно готовиться к следующим выборам.
Звездами по кризисам
Не исключено, по этой причине количество разочарованных в идее «года без выборов» в Партии регионов будет возрастать. К тому же, по большому счету, связь между марафонами и дестабилизацией политситуации не является безусловной.
Ведь в Украине выборы зачастую не причина политкризиса, а лекарство от такового. Традицию основал Леонид Кравчук, когда объявил досрочный президентский марафон на пике противостояния «президент – парламент» в 1994 году. Третий тур президентской гонки в 2005 году также стал возможен только как выход из «оранжевой революции». Наконец, внеочередные парламентские выборы стали для Виктора Ющенко единственной возможностью ликвидировать сине-красную коалицию стабильности, которая сформировалась и работала в Верховной Раде.
Другое дело, что результаты марафонов никогда не удовлетворяли всех участников, отчего напряженность в политикуме возрастала. Да и не всегда выборы решали проблему. А если и решали, то неизбежно порождали новую, и не одну. Вместо разрешиться, кризис переходил в другую плоскость, обрастал новыми нюансами, а там подоспевали новые выборы, и опять все обострялось.
С 2004 года основными сюжетами в украинской политике стали взаимоотношения персоналий, именно поэтому выборы потеряли свою целительную силу. Ведь если в середине девяностых смена президента (Леонид Кравчук – Леонид Кучма) ознаменовала пересмотр ориентиров и потому сняла напряженность, то досрочный парламентский марафон-2007 практически не изменил ничего во взаимоотношениях Виктора Ющенко, Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, так как внутрипарламентский расклад не претерпел существенных изменений, и главные персоналии остались на прежних позициях.
Гонки не напасть, лишь бы в них попасть
Для Партии регионов вопрос даты парламентских выборов стал дилеммой между постоянным поиском компромисса и монофракционным большинством в ВР. Регионалы, понятно, сделали ставку на свое большинство. Но только ли этим соображением, помимо, разумеется, юридической казуистики, продиктована новая дата?
Есть версия о том, что перенос марафона стал в какой-то мере гарантией цельности парламентского большинства. В ее пользу говорит то, что КПУ и Народной партии, которые по состоянию на сегодня имеют слабые шансы на попадание в ВР следующего созыва, временная оттяжка дает шанс провести грамотную агитационную кампанию и вновь получить свое представительство в главном законодательном органе страны. Летом 2010 года Владимир Литвин неоднократно высказывался против марафона-2011, намекая, что некая политсила, находясь на волне успеха, стремится «все захватить».
Что же до ПР, то регионалам, в принципе, все равно, поэтому они, вполне вероятно, легко согласились на компромисс. Правда, до тех пор, пока отсрочка парламентской гонки не превратится в ловушку. Например, народный депутат от фракции Партии регионов Юрий Мирошниченко в ноябре 2010 года в одном из комментариев отмечал, что «если не будут внесены изменения в Конституцию Украины, нравится нам это или нет, мы должны идти на выборы».
Иными словами, регионалы оставили за собой пространство для маневра. Именно поэтому интрига с парламентскими выборами может в ближайшие недели получить «второе дыхание».
Было ясно – стало странно
Закрывая седьмую сессию, спикер Владимир Литвин выразил уверенность в том, что Рада «доработает свой конституционный срок». То есть, до 2012 года, когда, по его версии, и должны состояться выборы. Заметная деталь: спикер оговорился, что они возможны при условии, что «мы вместе с вами сделаем все, чтобы усилить согласие в сессионном зале, обеспечить конструктивизм на принципиальной основе».
То есть, для спикера вопрос выборов – едва ли не судьбоносный. И тут обращает на себя внимание еще один нюанс. Начиная свое выступление, Владимир Литвин высказался в том духе, что «наконец-то все закончилось», а, завершая речь, обронил странную фразу: «Спасибо за то, что терпели меня эту сессию». Это могут быть просто нервы и усталость, но не исключено, что и крайняя обеспокоенность собственной политической судьбой. Прочность позиций Владимиру Литвину обеспечивает во многом кресло спикера. Выборы в 2011 году серьезно подрывают его авторитет.
В совокупности странные реплики Владимира Литвина и его следование за Президентом в последние дни буквально по пятам, — звенья одной цепи, стремление спикера прояснить волнующий момент. Который вдруг из однозначного стал туманным.
В Верховной Раде ищут триста спартанцев
14 января государство занялось партиями, — Министерство юстиции заявило, что проверит их все на соответствие положениям закона о политпартиях. И лишит регистрации тех, которые не выдвигали своих кандидатов на пост главы государства в течение последних 10 лет. «Чистка» пройдет в апреле.
Хотя, на первый взгляд, проверка никак не связана с парламентскими выборами, на самом деле, ее результат способен повлиять на результат будущего марафона. Потому что с политической арены исчезнут «технические» проекты и малочисленные региональные структуры, которые вряд ли могут попасть в парламент, зато вполне способны оттянуть на себя процент-два голосов избирателей. Министр юстиции Александр Лавринович подчеркивает, что проверки связаны с десятилетием принятия закона о политпартиях, и никаких иных параллелей проводить не стоит.
Но, так или иначе, тема парламентских выборов зазвучит в феврале с новой силой: в первые дни восьмой сессии ВР депутаты должны заняться поправками в Конституцию Украины, которыми полномочия парламента нынешнего созыва, а также Президента и местных советов продлеваются с 4 до 5 лет.
Соответствующий проект уже голосовался в ходе седьмой сессии и набрал 305 голосов «за» при 9 «против», хотя требовалась поддержка всего в 226 согласных с поправками. Это позволило регионалам, на тот момент заинтересованным в положительном результате депутатского волеизъявления, не переживать насчет дальнейшей судьбы документа.
Председатель фракции Партии регионов Александр Ефремов выразил уверенность, что «выборы будут в 2012 году. Я думаю, в уже феврале депутаты примут окончательное решение по соответствующим изменениям в Конституцию».
Регионал Владимир Макеенко в эксклюзивном комментарии «Багнету» рассказал, откуда такая уверенность: «Мы проголосовали изменения в Конституцию. Если на первом голосовании нужно было 226 голосов, а было — 305, то это говорит о том, что парламент хочет выборы в 2012 году. Так что 300 «за» мы получим в любом случае».
Однако народный депутат от фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту предположил, что «могут быт выборы в 2011 году. У нас все может быть. Парламент не проголосует за поправки, — вот вам и выборы».
Возникает закономерный вопрос, — есть ли конституционное большинство под выборы-2012? А если да, то может ли голосование сорваться по другим причинам?
Технические сбои
В парламенте поддержка выборам в 2012 году, понятное дело, будет.
НУ-НС получает от отсроченных выборов больше выгод, чем убытков, так что там найдется группа поддержки не менее чем 20 голосов. В БЮТ-Б также вероятны те, кому улыбается продлить полномочия Рады нынешнего созыва, причем этому немало способствуют антикоррупционные расследования. Однако количество согласных с идеей подправить Конституцию в этой фракции вряд ли превысит 10 человек, — очутиться во внефракционных не страшно, если есть собственный рейтинг, а в жесткой структуре БЮТ-Б с единственным, по сути, лидером с этим могут быть проблемы. Несомненно, Юлия Тимошенко подготовит серию акций протеста, чтобы, в случае неудовлетворительных для себя результатов марафона, оспорить их.
Полностью, за некоторыми исключениями, в поддержку изменений в Основной закон проголосует фракция Народной партии. В поддержку выборов-2012 высказались и коммунисты. В частности, лидер фракции КПУ Петр Симоненко в эксклюзивном комментарии «Багнету» однозначно заявил, что «выборы должны состояться в 2012 году, это норма закона, ведь парламент текущего созыва избирался на пять лет. Мы поддержим соответствующие поправки в Конституцию».
И единственной силой, которая способна провалить голосование, может быть только сама Партия регионов. Такой вариант не исключен, если регионалы увидят, что их рейтинг начинает существенно снижаться. Пока что социослужбы этого не регистрируют. Но, согласно одному из замеров общественного мнения, примерно 22% украинских граждан жаждут марафона в 2011 году. При случае, толика этих избирателей станет приятной прибавкой к рейтингу ПР.
Тестовым моментом станет срок вынесения в сессионный зал конституционных поправок. Если они действительно проявятся в февральской повестке дня, то курс на 2012 год останется неизменным. Если же начнутся проволочки, затягивания и отсрочки, это будет означать, что во власти не уверены, когда лучше проводить парламентскую гонку. Да и Верховную Раду отчасти приятно держать в тонусе, — работает резвее.
Впрочем, такой сценарий все же маловероятен: игра со сроками поставит под сомнение легитимность результатов. А, учитывая настроение мирового сообщества по отношению к Украине, лучше не пытаться жонглировать датами.
Багнет