27 октября исполняется двадцать лет со дня издания покойным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II грамоты о даровании Украинской Православной Церкви (УПЦ) самостоятельности в управлении. Хотя эта дата вряд ли станет поводом для каких-то масштабных церковных торжеств, все же не обратить на нее внимание руководство УПЦ не могло. 18 октября митрополит Владимир (Сабодан) выступил с программным докладом, в котором предложил свою интерпретацию событий 1990 года и проблемы канонического статуса УПЦ в целом.
Доклад митрополита Владимира стал определенным ответом на те дискуссии, которые в последнее время ведутся как в самой УПЦ, так и в украинском обществе. С момента избрания на патриарший престол в Москве Патриарха Кирилла можно наблюдать явное стремление церковно-административного центра в Москве вернуть в свои руки жесткий контроль над УПЦ. Визиты Кирилла в Украину в 2009 и 2010 годах стали знаковыми. Отныне «украинский фронт» — приоритетное направление деятельности Московского Патриарха. Все чаще раздаются голоса о фактическом конце самоуправления УПЦ. В этом контексте дарование Украинской Церкви автономии, состоявшееся в 1990 году, теперь многие склонны интерпретировать лишь как плод временного политического расклада в распадавшемся тогда Советском Союзе. Поэтому и некоторая часть епископата УПЦ, и тем более консервативные церковные круги в Москве уже почти открыто озвучивают идею необходимости пересмотра канонического статуса Украинской Церкви. Именно в ситуации столь непростого силового напряжения митрополит Владимир озвучил идеи, которые вносят заметные коррективы в «идейную платформу» УПЦ.
Во-первых, в докладе последовательно проводится мысль о том, что самоуправление Православной Церкви на территории Украины — это вовсе не изобретение 1990 года и вовсе не плод амбиций тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко). Быть может, впервые в официальных выступлениях митрополита Владимира прозвучала мысль о том, что Киевская митрополия в течение своей тысячелетней истории почти всегда «пользовалась правом широкого самоуправления». С достаточной убедительностью глава УПЦ показал, что и в домонгольский, и в польско-литовский период своей истории Киевская митрополия, хотя и входила в состав Константинопольского патриархата, все же по факту была автономным округом, внутренние дела которого всегда решались без согласования с Константинополем.
Своего самоуправления митрополия лишилась лишь в начале XVIII века после вхождения в состав Московского Патриархата. В докладе об этом сказано достаточно ясно. При этом митрополит Владимир по понятным причинам избегает антимосковского пафоса. Упразднение Петром I древних прав Киевской митрополии глава УПЦ вписывает в общий контекст церковной политики императора. Ведь и Русская Церковь при Петре лишилась патриаршей формы правления и была полностью подчинена светской власти.
Еще один любопытный аспект доклада — это интерпретация событий 1917-1918 годов. Сегодня в церковных кругах как в Украине, так и в России не любят вспоминать решения, принятые в те годы на церковных соборах в Москве и в Киеве. Лишь узкий круг специалистов помнит, что в 1918 году Православная Церковь в пределах Украины получила права автономии, которые, увы, не были реализованы в полной мере. Митрополит Владимир вновь напомнил об этих событиях, вписав их в общий контекст древней традиции автономного существования Киевской митрополии.
На таком историческом фоне и документы 1990 года перестают выглядеть «лишь как плод политической конъюнктуры» и превращаются в одно из логических звеньев в историческом пути православия в Украине. Таким образом, митрополит Владимир озвучил достаточно важную идею: самостоятельность — естественное состояние Церкви в Украине.
В то же время представленный в докладе краткий обзор исторического пути православия в Украине ясно свидетельствует и о том, что перемены в каноническом статусе Киевской митрополии всегда были обусловлены переменами в политической жизни региона. Внесение корректив в процедуру избрания и назначения Киевских митрополитов, а также сужение или расширение их прав всегда было неизбежным следствием ослабления одних и усиления других государств. Вхождение украинских земель в состав Литвы, а затем Польши влекло за собой вмешательство польско-литовских политических элит в церковную жизнь. А постепенное упразднение свобод украинской казацкой старшины после вхождение Украины в состав Московского царства привело и к упразднению древних прав Киевской митрополии. Тут сам собой напрашивается вывод: нынешнее переформатирование политических отношений между Россией и Украиной не может не повлечь за собой изменения формата отношений между УПЦ и Московской Патриархией.
Впрочем, Предстоятель УПЦ достаточно ясно обозначил свою принципиальную позицию: оснований для пересмотра документов 1990 года нет. Они являются не только фундаментом современного положения УПЦ, но и стали «неотъемлемой частью действующего законодательства Русской Православной Церкви». Вписав самоуправление возглавляемой им Церкви в широкую историческую перспективу, митрополит Владимир дал понять, что, с одной стороны, УПЦ сегодня не стремится к полной независимости (автокефалии), но, с другой стороны, и отказываться от своих прав тоже не собирается.