Действуя методами «Белого братства», «Посольство Божье» несколько лет обирало свою паству. В результате десятки человек разорились и не знают теперь, как жить дальше.
«МЫ НЕ ЛЮДИ, А ОВЦЫ, КОТОРЫХ ПОСТОЯННО СТРИГУТ»
О том, что давний друг киевского мэра харизматичный пастор Аделаджа сейчас на подписке о невыезде, а его имущество арестовано, краем уха слышали по всей Украине. «Доигрался», — качают головой скептики, которые никогда не верили ни ему, ни другим западным проповедникам.Но от того, ЧТО всплывает на поверхность во время судебного процесса, который начался в Киеве на этой неделе, волосы встают дыбом. Оказывается, члены церкви втирались в доверие к наивным прихожанам, преимущественно тяжелобольным, одиноким, несчастным людям, и обирали их до нитки.
Сейчас людей, доверившихся «бизнесменам от Господа», терзают банки, коллекторы и суды, а они думают о самоубийстве. «Оказалось, мы не люди, а овцы, которых постоянно стригли», — говорят пострадавшие. Между тем в государстве нет механизмов, которые могли бы защитить тех, кто пострадал от деятельности тоталитарных сект.
Главные фигуранты судебного разбирательства, прошедшего на этой неделе в Киеве, — Жанна Кисиль и Павел Косенко. Их обвиняют в мошенничестве. За несколько лет предприимчивая дама и ее помощник умудрились выманить у прихожан «Посольства Божьего» несколько миллионов долларов. Нескольких человек они фактически сделали бомжами. Истории этих людей чем-то похожи.
«ПОСОЛЬСТВО» РАССОРИЛО МАТЬ С ДОЧЕРЬЮ
— Что мне делать, как жить дальше? — плачет Валентина Яремчук — одна из жертв церкви. — Зачем я послушала пастора и его «успешных» людей? Сандей нам внушал годами, что мы бедные не потому, что нет ничего в кошельке, а потому что нет ничего в голове. Говорил: «Нищета — это грех и проклятие. Мы, дети божьи, не должны жить в нищете». Когда я в 2004 году пришла в церковь к Сандею, считала его святым, апостолом. А он врал, прикрывался Богом, ему верили. Это страшно…
Валентина не пропускала ни одно собрание. Одинокой женщине нравилась атмосфера в церкви, где можно было излить душу. Она искренне радовалась успеху каждого, кому церковь помогла встать на ноги, кто смог заработать деньги, а об этом постоянно говорили на проповедях. Сама Валентина понимала, что бизнес-леди из нее не получится.
А в 2006 году с ней случилось несчастье — обнаружили рак груди, прооперировали.
— В этот период жизни на собрании меня познакомили с Жанной Кисиль, — вспоминает Валентина. — Ее Сандей представил как успешного бизнесмена, экономиста и последовательницу церкви. Он очень красочно рассказывал, как Бог помог ей заработать деньги, а потом добавил, что и она готова помогать. Жанна со мной подружилась. Это сейчас я понимаю, что она общалась со мной не просто так — подбирала подход, чтобы потом манипулировать. Пока я болела, она мне сочувствовала. Со временем Жанна предложила инвестировать в ее бизнес, говорила: «Бог хочет, чтобы я тебя помогла. Дай мне денег, я знаю, что с ними сделать». Не поверить ей было невозможно.
Но какие деньги могли водиться у безработной больной женщины? Об этом Валентина не раз говорила Жанне, однако она тут же нашла выход, предложив заложить ее однокомнатную квартиру.
— Моя дочь, проживающая со мной, была категорически против, и Кисиль объявила ей настоящую войну, — рассказывает женщина. — Она настраивала меня против дочери, говорила: «Мы продадим твою часть банабакам, и они с твоей дочерью быстро разберутся, за что она так не любит мать и не хочет ей помочь!» Знали бы вы, какие у нас дома были натянутые отношения…
Выход в конце концов нашелся очень быстро. Родители Валентины жили в
2-комнатной хрущевке, и женщина решила заложить ее, не являясь владелицей. Но этот факт не смутил Жанну, она оформила документы в отсутствие хозяев, и в банке под залог двушки получила кредит в 75 тысяч долларов.
— Мои родители до сих пор об этом не знают, я не представляю, как им сказать, они не перенесут, что я их обокрала, — плачет женщина. — Мне постоянно звонят из банка, а я жить не хочу…
«КОГДА Я ПРОСИЛА ВЕРНУТЬ ДОЛГ, МНЕ ОТВЕЧАЛИ МАТОМ»
А вот прихожанку Аллу Фролову, доверившую мошеннице 100 тысяч долларов под залог дома в Буче, уже пытаются выселить из собственного жилья. Женщина борется из последних сил, чтобы не остаться на улице вместе с семьей.
— В конце июня этого года, когда мы вернулись домой, не смогли попасть внутрь, замок на входных дверях оказался другой, — рассказывает потерпевшая. — Все наши вещи были собраны в коробки и опечатаны. Как мы потом узнали, в доме побывала исполнительная служба.
В «Посольство Божье» Алла Фролова пришла 15 лет назад и попала на проповедь «О процветании». Пастор учил со сцены, что надо вкладывать деньги в бизнес, демонстрировал «успешных» людей, в том числе ту же Кисиль. А потом Кисиль год «обрабатывала» Фролову — просила дать денег на развитие бизнеса.
— Я заложила дом и дала ей 100 тысяч под расписку в долг на три месяца, — вздыхает Алла Николаевна. — Но время шло, она их не возвращала. Когда я ее встречала в церкви и требовала вернуть долг, Жанна отвечала матом… Я с ней одна боролась около года. Просила Сандея и Босю вразумить свою «овцу», но они отмахивались — разбирайтесь сами. Позже ко мне присоединились еще 18 человек из тех, кто понял, что им деньги не вернут…
Инвалид первой группы Сергей Вислободов, живущий со страшным диагнозом — рак печени, до сих пор не может простить себе то, что поддался на уговоры Кисиль и заложил свою квартиру. Ему, смертельно больному человеку, обещали помочь с лечением, но жестоко обманули.
— Я перенес две операции, а когда опять стало плохо, хирурги сказали, что уже помочь не могут, нужно делать «химию», а это немалые деньги, — вспоминает Сергей Вильевич. — Я обратился за помощью к Босе Аделаджа, она сказала, что мы не благотворительная организация, и направила меня к Кисиль. Та быстро оформила кредит под залог двушки на 72 тысячи, там же в банке Жанна взяла деньги. Два месяца давала мне необходимую на лечение сумму, а потом прекратила. Когда я просил Сандея вернуть хоть часть денег, он смеялся в ответ и говорил, что для нашего спасения только потерянного жилья и не хватало. Просто плевок в душу…
ПОТЕРПЕВШИМ ТОЖЕ ШЬЮТ ДЕЛА
У защитника потерпевших от манипуляций «успешных» людей при «Посольстве Божьем» лежат 15 заявлений с обвинениями Сандея Аделаджи в возможном доведении до самоубийства их или членов их семей.
— Одна из моих подзащитных как-то мне сказала: «Если у меня отберут квартиру, я пойду и утоплюсь в Днепре. Я это сделаю, мне нечего терять», — рассказывает адвокат Иван Боднарук. — На той же грани и другие прихожане. Своими учениями Сандей, как говорится, от земли оторвал, а к небу не поднял. 99 процентов потерпевших заложили жилье. Осуждать их сложно, они просто верили своему пастору.
Но самое ужасное, по словам Ивана Боднарука, то, что сами потерпевшие в любой момент могут стать обвиняемыми.
— Они оформляли кредиты с нарушениями, и сейчас в отношении потерпевших начали возбуждать уголовные дела за подделку документов и собираются привлекать к ответственности, — объясняет адвокат. — Дело в том, что даже если и не они это делали, то позволяли использовать поддельные справки о доходах, о поручительстве и так далее — и отвечать могут они.
15 таких заявлений лежит у защитника бывших прихожан «Посольства»
Семен ГЛУЗМАН, председатель Ассоциации психиатров Украины: — В нашем государстве не заботятся о жертвах преступления, — считает Семен Глузман. — В нормальной стране из казны выделяются деньги пострадавшим. У нас ни копейки. Скажу более: оно нас не защищает от опасных религиозных течений, не объясняет, чем страшна та или иная секта. Мне приходилось в составе комиссии изучать деятельность «Белого братства», так вот, технологии «Посольства Божьего» мало отличаются от «Белого братства». Об этом надо задуматься.