Решение Генпрокуратуры о возобновлении следствия в отношении Леонида Кучмы и Владимира Литвина по делу Георгия Гонгадзе стало второй — после решения Конституционного суда по политреформе — главной новостью октября. Причем не исключено, что оба события напрямую связаны друг с другом.
Внешне хронология событий выглядит так. 14 сентября ГПУ закрыла следствие по Кучме и Литвину. 28 сентября Кучма — еще перед решением КС — высказался против отмены политреформы. Сразу после решения КС с критикой выступил Владимир Литвин, однако это не помешало ему всю неделю, с 5 по 8 октября, проводить через парламент законы, закрепляющие решение КС. 6 октября адвокат Мирославы Гонгадзе обжаловал решение Генпрокуратуры об отказе в возбуждении уголовных дел против Кучмы и Литвина. 8 октября днем Кучма неожиданно высказался в поддержку решения КС, а вечером того же дня появилась информация о возобновлении следствия по экс-президенту и спикеру ВР.
Итак, внешне связь прослеживается только между жалобой адвоката Мирославы Гонгадзе и возобновлением следствия. Но все становится на свои места, если сказать, что, по информации «Сегодня», постановление ГПУ о возобновлении следствия подписано замом генпрокурора Ренатом Кузьминым 4 октября. И вряд ли можно сомневаться в том, что Литвин и Кучма узнали об этом в тот же день. Владимир Михайлович отреагировал быстрее — и потому в Раде имплементация решений КС прошла без проблем (неслучайно Литвин на днях честно признался, что его уже нет смысла держать «в подвешенном состоянии» — ведь «все проблемы уже решены»). Леонид Данилович молчал четыре дня. Но в пятницу слухи о постановлении Кузьмина просачиваются в прессу. Да, эта информация появляется вечером, но еще днем стало известно, что Кузьмин идет на эфир к Шустеру. И, возможно, Кучма своим экстренным заявлением о поддержке отмены политреформы пытается предотвратить огласку. Но не предотвратил…
ВЫГОДЫ ЯНУКОВИЧА. На данный момент есть две версии возникновения постановления Кузьмина — это либо указание Банковой, либо инициатива лично Кузьмина, который чувствует, что нужно Банковой (об этом отдельно). Но так или иначе, выгода команды президента прослеживается, и не одна. Политолог Вадим Карасев формулирует плюсы для власти так: «Во-первых, это имиджевые бонусы — Западу дают понять, что нынешняя власть способна довести следствие до конца, невзирая на лица. Во-вторых, это электоральные бонусы — народу показывают, что власть готова бороться с самыми высокопоставленными преступниками (и заодно она «отмывается» от Кучмы, строя новую страну). В-третьих, укрепление позиций Януковича — власть подавляет возможный альтернативный элитный центр. А в условиях, когда старая оппозиция реальной опасности не представляет, лишь новая оппозиция в лице части нынешней властной элиты может быть угрозой для Банковой».
ПОСЛЕДСТВИЯ. Третий пункт особо интересен. Отменой политреформы недовольны многие (президент становится малозависимым от различных групп влияния внутри нашей элиты). Но публично против нее (не считая оппозиции) выступили лишь Кучма, Медведчук и Литвин (ну и еще Симоненко — но для него быстро нашли нужные аргументы). И с этой точки зрения угроза привлечения Кучмы и Литвина в качестве заказчиков убийства Гонгадзе (вне зависимости от того, привлекут их по итогу или нет) может иметь сильный профилактический эффект. Украинской элите и бизнесу показывают: если даже такие авторитетные люди, как Кучма и Литвин, не застрахованы от крупных неприятностей, что уж говорить о других. Всем должно стать понятно — после отмены политреформы в стране порядки меняются. И хозяин теперь точно один. А про тех, кто был до него, — забудьте.
«МЕНЯ МОГУТ ГРОХНУТЬ…»
Интересна публичная реакция Литвина и Кучмы на информацию о возобновлении следствия против них. Оба серьезно оценивают возможность того, что могут быть объявлены заказчиками в деле Гонгадзе. «Будут искать, как говорится, политическую волю, чтобы найти — а кто же давал команду Кравченко? — сказал Кучма. — Я уверен, что того, на кого решат указать пальцем, назначат». Ему вторит спикер: «Есть очень горячее стремление направить следствие через общественное мнение по тому сценарию, который был заранее прописан». А вот Николая Мельниченко решение ГПУ пустить следствие по делу Гонгадзе на новый круг одновременно обрадовало и насторожило. «Кузьмин заявил, что будет расширен круг подозреваемых. Это хорошо, — говорит бывший охранник президента. — Но слова Литвина о том, что шантажировать его делом Гонгадзе — бесперспективно, я лично воспринял как прямую угрозу своей безопасности, и прошу усилить мою охрану. Меня могут грохнуть, как того же Кравченко, у меня уже было кровоизлияние, и я хочу реальной защиты бодигардов, по крайней мере, до окончания суда над Пукачем».
«КУЗЬМИН — ЭТО ТАНК. ПОРВЕТ ЛЮБОГО»
«Сегодня» стали известны подробности того, почему замгенпрокурора Ренат Кузьмин счел возможным отменить постановление следователя Александра Харченко (уже уволенного) об отказе в возбуждении уголовного дела против Леонида Кучмы, Владимира Литвина, Леонида Деркача, Эдуарда Фере…
Аргументы Рената Кузьмина, изложенные в подписанном им постановлении, такие. Называя из заказчиков только Кравченко, следователь, во-первых, не исследовал до конца мотивацию экс-министра внутренних дел, которой тот руководствовался, по словам Пукача, отдавая приказ убрать Гонгадзе. Во-вторых, Харченко не проверил в полном объеме причастность или непричастность Кучмы к убийству журналиста, не дал правовую оценку действиям экс-президента в отношении журналиста Подольского, которого похитили до Гонгадзе, только оставили в живых. В-третьих, как написано в постановлении, Харченко не проверил достаточно глубоко все возможные версии расправы над Гонгадзе, в том числе о причастности к преступлению иностранных спецслужб (последний нюанс, не исключено, показывает, что не отброшена и версия того, что журналиста убили не по заказу Кучмы, а наоборот, по заказу тех, кто Кучму прослушивал).
Как предполагают в ГПУ, резкость и натиск Кузьмина имеют вполне определенные тактические обоснования. Якобы все объясняется борьбой за кресло генпрокурора на финише истекающих 3 ноября полномочий Александра Медведько. Шансы стать генеральным, наряду с другими претендентами, у Кузьмина есть. И шансы серьезные.
Вот он, по мнению некоторых коллег, в присущем ему стиле и решил показать, на что способен, решительным, громким поступком. «Кузьмин — это танк, порвет любого, — говорит его бывший подчиненный. — Вы же посмотрите: выгнал Харченко, обвинив в том, что полтора года волокитил дело Пукача и ничего не нарыл. А в довершение ко всему пригрозил тюрьмой Кучме и Литвину, чтобы те смекнули — их непричастность к убийству Гонгадзе очень призрачна… Кузьмин напролом прорывается в генпрокуроры, зарабатывая авторитет и в глазах власти, и перед простым людом». С этим соглашается и остающийся в подчинении у Кузьмина «важняк». «Конечно, Ренат Равильевич балансирует на грани между «можно» и «нельзя», — говорит В. — Но в обоих случаях выйдет победителем. Проиграет бой за пост генерального — всем станет ясно, что его испугались. А не проиграет — выиграет вдвойне». Сам Ренат Кузьмин ситуацию пока не комментирует.