Специфический термин «Семья», знакомый со времен ельцинской России, стал, с недавних пор, актуален и в украинской политдействительности. Фактор «Семьи» (какой именно расшифровывать, полагаю, излишне) проявляется уже в самых разнообразных сферах, усиливаясь все больше. Сказывается, в том числе, и на знаковых кадровых назначениях. Так произошло с должностью первого замглавы правления НБУ – с первого сентября ее занимает «донецкий» банкир Сергей Арбузов.
Стоит отметить, что одновременно с укреплением позиций «Семьи», в окружении Виктора Януковича набирает силу новая (ранее существовавшая, но не идентифицируемая СМИ) группа влияния – «друзья детства» во главе с Юрием Иванющенко (он же – Юра Енакиевский).
Но обо всем по порядку. Итак, Нацбанк был одним из немногих центральных ведомств, руководство которого, с приходом новой власти, серьезных ротаций не претерпело.
Вскоре, после вступления на пост, Президент Янукович подтвердил полномочия Владимира Стельмаха в качестве главы НБУ. Хоть в чем-то, таким образом, обеспечив преемственность власти.
Стельмах, Юлина эмиссия и НДС
Учитывая, что Стельмах верой и правдой служил Виктору Ющенко, многим это показалось странным. Особенно тем, кто помнил о его деятельности в пору финансового кризиса, когда курс валют неудержимо скакал вверх-вниз. В ту пору даже самый далекий от экономики человек понимал: кто-то на этих валютных скачках хорошо зарабатывает. Так и было. На Банковой – почти не таясь – хвалились: НБУ работает на «закрома» не Родины – избирательного штаба Виктора Андреевича. Премьер Тимошенко изобличала схему во всех возможных телеэфирах. В неспособности правительства усмирить курс и побороть кризис, обвиняла именно Стельмаха.
В середине января 2009-го дембольшинство умудрилось проголосовать «за» снятие Стельмаха. Точнее – отменить постановление ВР о его назначении, возобновив, таким образом, в должности главы НБУ Сергея Тигипко. Правда, для утверждения полноценного руководителя главного финучреждения страны голосов уже не нашлось (не говоря о том, что кандидатуру требовалось согласовывать с Президентом, который «сдавать» Стельмаха вовсе не собирался). В итоге, тему «замяли».
В конце февраля, посовещавшись на Банковой, Ющенко, Тимошенко, Литвин и Азаров решили: страна-банкрот Президенту – кто б им не стал – не нужна. В результате, распри утихли. Тимошенко оставила в покое Стельмаха. В особо критических ситуациях коммуникатором между ними выступали братья Буряки, чьим «Брокбизнесбанком» Стельмах, одно время, руководил. Ющенко – закрыл глаза на «ручной режим» распределения Кабмином рефинансирования для банков.
Перемирие, однако, длилось недолго. Поскольку выплаты НДС давно прекратились (задолженность, по разным оценкам, составляла от 24 до 30 миллиардов), к маю многие отечественные предприятия оказались на грани банкротства.
Тем бизнесменам, кому удавалось пожаловаться напрямую Президенту, Виктор Ющенко отвечал: Стельмах в НБУ сидит для того, чтоб не дать Тимошенко провести эмиссию, без которой весь ваш НДС не возместить. НДС НДСом, а выборы, извините, выборами. Нечего, мол, Юлии Владимировне рейтинг прибавлять.
Было ли это сознательным вредительством нац экономике или нет — рассудит история. Но, факт остается фактом – Нацбанк, в ту пору, возглавлял Стельмах. За что получил от Виктора Ющенко – в последние его дни при власти – орден Ярослава Мудрого второй степени.
Братские узы
Вернемся, однако, в день сегодняшний. В июле кресло одного из замов Стельмаха (вместо Василия Пасичника) занял Игорь Соркин. Разумеется, «донецкий». Ранее господин Соркин трудился главой донецкого управления НБУ. Многие называли его креатурой господина Арбузова, которого уже тогда прочили на место первого зама главы НБУ Анатолия Шаповалова. Собственно, увольнение Шаповалова было лишь вопросом времени.
В Нацбанк Арбузов пришел с поста председателя набсовета Укрэксимбанка. В мае 2010-го – специальным постановлением Кабмина – он сперва вошел в состав набсовета этого финучреждения, затем – возглавил его. Случилось это после того, как Арбузов потерпел неудачу с креслом руководителя Ощадбанка. Причина – противление со стороны Сергея Левочкина. Главе АП не понравился факт членства Арбузова в НУ-НС (с 2005-го года). И хотя партийцем Арбузов был весьма активным, очевидно, что членство в «оранжевой политсиле» являлось для него, на определенном этапе, больше конъюнктурной необходимостью, чем методом реализации политических убеждений.
Так или иначе, глава АП свое дело сделал и, выбирая главу Ощадбанка, Президент остановил взор на Вячеславе Козаке.
При том, что протекции Сергей Арбузов имел весьма серьезными.
До появления в Укрэксимбанке, он шесть с половиной лет руководил донецким «УкрБизнесБанком». Более известным (до 2003-го) в качестве банка «Донеччина». Который — что в деловых кругах шахтерской столицы не вызывает ни малейших сомнений — входит в сферу влияния Семьи Виктора Януковича. Так, именно «УкрБизнесБанк» обслуживает счета структур, находящихся на территории «Межигорья» и «Сухолучья».
Как известно, бизнесом в Семье занимается старший сын Александр. Что подтверждал в интервью (впервые — в июне 2005-го) младший сын Виктор. И что прямо следовало из автобиографии Виктора Федоровича, розданной депутатам ВР в 2006-м – накануне голосования за второе премьерство нынешнего гаранта. «Место работы старшего сына — «заместитель гендиректора ООО «Донбасснефтепродукт», — указывалось в документе. По данным некоторых СМИ, эта структура контролирует 15% бензинового рынка страны и 50% рынка Донецкой области.
В отличие от Виктора Викторовича, уже второй созыв кряду работающего народным депутатом, Александр Викторович персона непубличная.
Фото: donbass.ua
Любопытная деталь: в далеком 2006-м, при участливом посредничестве Януковича-младшего, вашей покорной слуге удалось даже договориться с Александром Викторовичем об интервью. Предварительно мы пообщались по телефону, непременным условием общения «под диктофон» Александр Викторович обозначил — «чтоб никаких вопросов о бизнесе». Условие было принято, однако вопросов ни о бизнесе, ни о чем другом, задать ему так и не удалось, полноценная беседа – в силу причин уже запамятованных – не состоялась.
Судя по информации из открытых источников, недвижимость, земля, банковское дело, нефть, строительство – лишь краткий перечень интересов Александра Викторовича. В разное время его фирмы «светились» совместно с фирмами, Антона Пригодского, Эдуарда Прутника, других высокопоставленных регионалов. Кстати, с Прутником Александр Янукович очень дружен.
Дружен он и с Сергеем Арбузовым. Который, не исключено, в ближайшее время сделает еще один шаг по карьерной лестнице, заменив собою Владимира Стельмаха.
К этому, по крайней мере, есть все предпосылки. Не только политические. В узких кругах Арбузов известен как опытный профессионал, истинный знаток банковского дела.
Он, собственно, потомственный банкир. В свое время, мать Арбузова создавала и развивала филиал «Приватбанка» в Донецке. При всем этом, в банковской системе, Арзбузов начинал рядовым тружеником, продвигаясь наверх постепенно.
До прихода в «УкрБизнесБанк» Арбузов руководил одним из филиалов «Привата» в Донецкой области. Ну, а в «УкрБизнесБанке» судьба свела его с Александром Папаикой, трудившимся там главой. Нынешний глава ГНАУ, близкий друг Николая Азарова, Папаика еще тогда высоко оценил деловые качества Арбузова. В результате – рекомендовал банкира Премьер-министру Азарову, непосредственно лоббировавшего (значительно активнее, чем Александр Янукович, как утверждали некоторые СМИ) его на Ощадбанк.
Итак, Сергей Арбузов
а) не чужой в Семье человек;
б) пользуется расположением Премьера Азарова;
Очевидно, с учетом этих двух факторов, также – крепкой связки Януковича и Азарова, после назначения Арбузова в НБУ (при наличии там же Соркина) можно заключить: отныне ключ от парадных дверей Нацбанка в руках Семьи.
Какие возможности это открывает, какие последствия повлечет… Поставим троеточие.
Три потока
На этом, впрочем, наша история не заканчивается – только начинается. Вспомним золотые слова, сказанные, точнее – написанные недавно Юлией Мостовой:
«на высочайшем уровне дана команда сформировать в стране три основных потока — «Семья, Юра Енакиевский и Ринат».
Порядок «приоритетности» именно таков. Собственно, «потоки» уже сформированы.
О Семье мы поговорили. Идем дальше. Юрий Иванющенко, он же – Юра Енакиевский, 111-й номер предвыборного списка ПР. Персонаж полумифический, засветившийся на публике лишь дважды. Первый раз — на шикарной свадьбе собственной дочери (подробности от Татьяны Черновил тут). Второй — на инаугурации Януковича в ВР, причем в образе весьма оригинальном, засветившийся на публике.
Фото: Макс Левин
О «величине», влиятельности и значимости фигуры Иванющенко коллеги-регионалы говорят полушепотом. Часто – сравнивают его «масштаб» с ахметовским. Причем Ахметову, в этих сравнениях достается роль второго плана (о чем свидетельствует, кстати, и порядок «распределения ролей» в «потоках»). Впрочем, вряд ли Ахметову стоит расстраиваться, сравнивающие поясняют: если, де, Ринат, с точки зрения закона, чист, то Иванющенко этим похвастаться не может. Потому, де, и проводит большую часть времени за пределами страны – в Монако, где давно обосновался на ПМЖ.
В масштабах Украины о Юре Енакиевском заговорили только сейчас. Он проснулся «знаменитым» в утро, когда его земляк, Виктор Янукович стал главой государства. Хотя, на самом деле, все эти годы господин Иванющенко неотступно присутствовал за спиной Виктора Федоровича.
Информации о фигуре и роде деятельности Юры Енакиевского, как отмечалось, мало. Доподлинно известно еще меньше. О дне позавчерашнем – что увлекался карточной игрой. О дне сегодняшнем — что ему – высшей волей – отданы «на откуп» регион Запорожья и Одессы. Главная ценность Одессы и окраин, понятное дело, порты. Проще говоря, контрабанда. В Запорожье тоже есть чем поживиться. Подтвердить может «ликеро-водочный» король Евгений Черняк, империя которого тает на глазах. То есть, внешне-то все по-прежнему, а по сути ряд компаний холдинга уже перешел под контроль людей Юры Енакиевского. Сам Черняк предпочитает проводить время за рубежом.
Кроме того, в «запорожский» актив Иванющенко можно записать отвалы двух металлургических комбинатов города, представляющие собой буквально «золотое дно».
«Общак» поделен справедливо
Поток номер три – Ринат Ахметов, которому Лидер теперь воздает за все, начиная с 2004-го. Воздавать начал с возврата НДС. Причем «живыми» деньгами. Пожалуй, структуры господина Ахметова – из немногих в стране, которые могут похвастаться подобной «благосклонностью» властей. Большинству, как известно, правительство предлагает брать не деньгами … облигациями. Если вообще предлагает.
Немало пострадавший от кризиса, Ринат Леонидович, в настоящее время, восстанавливает утраченное. Так, завод Ильича, несомненно, стал приятным приобретением. Законность которого правительство Азарова под сомнение точно не поставит. Это вам не «Криворожсталь».
Так справедливость – каковой она, в понимании представителей новой власти является – постепенно торжествует. И тут ментальность, подходы Виктора Януковича принципиально отличаются от ментальности, подходов Владимира Путина.
Глубинное убеждение чекиста Путина в том, что бизнес не имеет права на жизнь в принципе и вся крупная собственность — если не по форме, так по сути, должна принадлежать государству. Что, собственно, в России и наблюдается.
Глубинное убеждение выходца из криминогенно неблагополучного Донецка Януковича в том, что все, вкладывавшие в общее дело, «отдачу» должны получать поровну. И его, как главного, как Президента, функция – правильно регулировать распределение благ из «общего котла». «Общака», проще говоря. Потому – откроем маленький секрет – в распределении «потоков» «приоритетность» хоть и установлена, сами «потоки» по объемам равнозначны.
…Ну, и напоследок. Говоря о «друзьях детства», невозможно упомянуть о еще одном колоритном персонаже – нардепе Василии Стельмашенко. Запомнившемся тем, как отчаянно дубасил Олеся Дония головой о правительственную ложу (в ходе ратификации «харьковских соглашений»). В «прошлой жизни» господин Стельмашенко был известен в Донецке, области, да и, чего греха таить, всей украинской СРСР, как человек, организовывавший «Большие игры» (так называемые «катраны»). Карточные. То, что Ринат Ахметов, по молодости, баловался картишками (да так, что до сих пор творит с ними, картишками, форменные чудеса) знают все. То, что «катал» и Виктор Федорович, причем на довольно серьезном уровне, известно немногим (хотя сам частенько об этом рассказывает). Так вот, кто-то играл, а кто-то игры организовывал. Стельмашенко – организовывал…
Фото: Макс Левин
Видимо, настолько удачно, что десятилетия спустя, занял в списке ПР 192-ую позицию.
Список «друзей детства» можно было бы продолжать, хотя имена и клички этих людей мало что скажут даже самым осведомленным читателям. Интересны данные персонажи, прежде всего, давностью кредитной истории, которая связывает их с Януковичем. Лидера они помнят со времен, когда он не был ни Премьером, ни губернатором, ни даже директором автобазы. Со времен, когда по отчеству его еще не называли. Времен, когда некоторые «друзья детства» — в действовавшей тогда – негласной иерархии, стояли на две, а то и три ступеньки выше его. Сегодня все они – владельцы не просто крупного – очень крупного бизнеса. Интересы которого во власти, до поры, представляла «группа Ахметова». Но, пробил час, и они сами понемногу выходят на «арену». По мере того, как те, кого давеча принято было считать «друзьями детства» ее покидают (в силу возраста, усталости, других причин). Прежде всего – Антон Пригодский. Лучшего друга Януковича раньше многие считали «серым кардиналом». Надо сказать, по сравнению с Юрой Енакиевским, экс-глава транспортного комитета ВР – персонаж открытый и прозрачный.
Соня Кошкина