Богословие Библиотека

Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.  Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,  и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.  Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?  как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?  И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

(От Луки 17:11-19)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В этой истории, к Иисусу подходят десять прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: «Иисус Наставник! помилуй нас»! Иисус же просто говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам». Тот факт, что, не дойдя до священников, прокаженные очистились, свидетельствует о том, что исцелил их, ни кто иной, как Христос. Но почему Он осуществил чудо исцеления так скромно? Казалось бы, если  Иисус является Наставником, Сыном Божиим и великим пророком,  то Он, исцеляя прокаженных, должен был бы, скажем, произнести какие либо высокие слова, величественно возложить на больных руки и поступить так, как кто-то великий, как великий целитель. Если же обратить внимание на детали этого текста, то увидим, что Иисус ничего особенного вообще не сделал.  Он не поступил так, как это мог бы сделать  какой-то великий человек в мире сем.

Ещё, стоит так же обратить внимание на одну деталь. Прокаженные, обращаясь к Господу говорят: «Иисус Наставник! Помилуй нас». То есть, они Его выделяют из всех людей, как бы признавая в Нём великого Учителя, Наставника, Сына Божия, способного исцелить их. Но Иисус, не принял эту славу, а в простоте, без всякой помпезности, говорит: « Пойдите, покажитесь священникам». Заметьте, Он не сказал: «Да, действительно, вот — Я Мессия, Спаситель, Наставник, Целитель  и правильно, что вы пришли ко Мне, а не пошли к этим священникам». Он, даже намёком, не пытается унизить священников, которые таковыми являлись исключительно формально, сохранив лишь форму, утратив содержание, так как перестали освящать людей. При этом Иисус проявил скромность и нежелание возвышаться над другими. В этом Его поступке видно, то высоконравственное поведение, которое характеризует Царство, в которое Он нас приглашает, показывая Его характерные черты.

Кротость, смирение, послушание и вера — есть то, что действительно велико в глазах Неба. И Бог вознаграждает тех, кто следует Его наставлениям и мы видим это на сегодняшнем примере десяти прокаженных. Мы, не можем даже себе представить мучительную жизнь пораженных проказой, представить их страдания, муки, лишения и унижения. Они живут, ежедневно ощущая жуткую боль от язв проказы, не имея ни какой надежды на исцеление, так как эта болезнь практически неизлечима. Но с приходом Христа у них появилась надежда, так как слухи о Его доброте  и сострадательности распространялись молниеносно. Вообще непросто поверить, что кто-то может исцелить то, что не излечимо. И непросто поверить в то, что какой-то человек на это вообще способен. Но прокаженные сумели поверить, что Христос не просто человек, а Сын Божий, имеющий возможность и силу им помочь. Вера в Спасителя, это первые ростки Царства Небесного внутри. Услышав ответ: «Пойдите, покажитесь священникам», они не начинают возмущаться: «Что это за отношение, что за пренебрежение. Куда Он нас посылает?» Хотя почва для таких мыслей могла появиться. Но прокаженные,  доказывают, что их вера твердая. Они проявляют послушание Тому, в кого верят, проявляют  смирение, поворачиваются и идут к священникам, как послушные дети и результатом их веры явилось исцеление. Это говорит о подчинённости их сердца Господу, и плоды жизни по принципам Неба, они ощутили сразу.

Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? где же девять?  как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника»?  И сказал ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». (От Луки 17:17-19) Здесь Иисус наше внимание обращает на то, что из десяти исцелившихся только один возвратился воздать славу Богу. То есть, в том, что касалось исцеления тела, они все проявили послушание и веру. Они беспрекословно пошли, подчиняясь  словам своего Наставника, и исцелились по дороге к священникам, т.е., еще не дойдя до них. Следовательно, у них не могло быть сомнений, что исцелил их, не кто иной, как Христос. Почему же они не возвратились воздать славу Богу? Ведь не требовалось платить деньги или приносить в жертву какое-то животное. Могли бы они просто, из чувства благодарности за избавление от мучений, сказать простое слово «спасибо» Христу, воздав славу Богу? В чём же причина такой неблагодарности? Из десяти прокаженных поблагодарить возвращается только один, и подчёркивается, что и тот самарянин. Значит, скорее всего, остальные прокаженные  были иудеи. И хотя иудеи и самаряне не общались, но проказа всех уравнивает в правах, опуская на один уровень с именем «прокаженный». Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Иудеи, это народ Божий, избранный народ, знающий Бога и имеющий Его наставления. Но почему-то, только  иноплеменник, далекий, по их мнению, от Бога и Его обетований, возвратился воздать Ему славу? Возвратился лишь самарянин — один из тех, кого иудеи, именовали ругая: «Самарянин и бес в нём».

Это общая духовная проказа — неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, — отверженные, которых иудеи старались всячески избегать.

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день, а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет, а только несколько сотен приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, богатство и мудрость, веселье, друзей и детей имеют немногие? Где они? По-прежнему только один из десяти благодарит Бога за всё.

И далее Иисус  говорит исцеленному самарянину: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».  Заметьте, какая вера его спасла? Вера в исцеление? Вера в то, что Иисус мог исцелить? Нет, он пришел и сокрушился Иисусу  о грехах, из-за которых он заболел проказой. Он захотел не просто исцелиться от болезни, но исцелиться и от проказы внутренней, следствием которой является внешняя проказа. Желание очистить свою внутренность, своё сердце, ведёт к спасению и говорит о воцарении Христа в сердце. Самарянин проявил не только свою веру в Иисуса Христа, как своего Спасителя и Бога, но и явил добродетель благодарения Господу за чудесное исцеление. Потому и Господь даровал ему не только исцеление тела, но и спасение души.

Маленькая история, а сколько деталей, которые говорят нам о том, что есть Царство Божие и каковы Его признаки, а именно скромность, кротость, благоговение и живая вера.  Иисус оставил нам много примеров, чтобы мы, читая эти слова, могли  через них увидеть самих себя, и по этим параметрам определить, не на опасном ли мы пути. На простых примерах, Иисус показал, те принципы, которые мы должны хорошо усвоить, если хотим уже здесь на земле войти в Царство Небесное. Он показал, что нужно для того, что бы быть достойным вечной обители, и мы должны быть прилежными учениками в Его школе, если хотим, что бы Он нас принял в Своё Царство.

Аминь.

Протоиерей Анатолий Бусел

Related posts

Общая характеристика современной православной теологии

admin

Каков источник власти?

admin

Протоиерей Игорь Рябко. Инволюция духовных целей образования

admin

Коментарии