Прежде чем говорить о духовной педагогике, я должен сделать небольшой экскурс в богословие и разобраться с терминами. Сегодня все более востребованными становятся такие направления в науке, которые имеют в своем составе слово «духовный». В педагогике появляется все больше диссертаций, в названиях которых звучат такие словосочетания как-то: «духовная педагогика», «духовное воспитание», «духовное развитие» и т. д.
При этом под духовностью подразумевают, что кому нравится. Часто под духовностью понимается проявление психических энергий человека. Например, творчество художника, поэта, писателя. Или же духовность отождествляется с психоэмоциональной сферой проявления человеческой личности. С точки зрения богословия, духовность не тождественна этим понятиям. Она даже несовместима с такими понятиями, как мораль и нравственность.
Слово «духовность» пришло к нам из греческого языка. Это калька прилагательного «πνευματικότητα» В греческом языке духовность — это состояние духовного человека. Духовным является тот человек, который имеет в себе действия Святого Духа. -Άγιο Πνεύμα. Человек духовный άνθρωπος πνευματικός. Духовный человек это тот, кто имеет энергийную приобщённость к Святому Духу. Духовность тождественна понятию святости. Через приобщение к Святому Духу человек получает свой статус в вечности. Притом приобщается не только душа человека, но и весь его душевно-телесный состав. Духовный человек приобщен энергийно к Богу настолько, что его, даже умершая, плоть, часто существует аномально по отношению к остальному миру. Этим объясняется феномен нетленности или аномального состояния останков тел святых.
И в свете вот такого предисловия, мы можем теперь говорить о духовных задачах педагогики. Человек, в его нынешнем состоянии, закрыт от Бога занавесью греха. Грех — это не нарушение юридического договора между Богом и человеком. Это — болезнь, которая паразитирует на человеке, трансформирует и искажает его сущность. Душа человека может быть или наглухо закрашена краской греха, не пропуская в себя Божественный свет, или иметь на себе тональную пленку разной степени плотности.
Задача педагогики, как она изначально понималась, состояла в том, чтобы очистить человека от греха и дать ему возможность приобщиться к Богу, т.е стать человеком духовным.
В слове образование корнем является слово «Образ». Для сознания наших предков не было вопроса, о чем идет речь, какой образ имеется в виду. Приняв христианство, пережив и увидев его духовную красоту, усвоив его нравственные ценности, самосознание нашего народа стало ими руководствоваться во всех сферах жизни. Цель образования древнерусского человека виделась в восстановлении утраченного образа Божия в человеке. Идеалы христианства не были отвлеченной теорией, они конкретно воплощались в людях, которые составили собор святых. С первых шагов развития христианства на Руси, получают распространение не только книги Священного писания, но и переводы творений Отцов и Учителей Церкви. Литература тщательно подбиралась. Переводились только те книги, которые могли способствовать главной цели образования — воссозданию падшего образа Божия в человеке.
Занимались образованием только те люди, которые могли этой цели содействовать. Которые сами были образованы. При том не в современном смысле этого слова, т.е., просто напичканными знаниями, но опытно прошедшими путь стяжания святости и отобразившими в себе Христа. Такие люди не только преподавали теорию правильной, т.е., праведной жизни, но и сами были образцами, на которые надо было равняться.
Наши предки, в большинстве своем, не видели в этой жизни другой, более высокой и значимой цели, и делали все возможное для ее достижения. Но со временем это положение стало меняться.
С 16 века упор делается, прежде всего, на внешней стройности теоретических знаний, в ущерб деятельному опыту. В образовании авторитет духовного совершенства постепенно заменяется авторитетом начетничества, книжного энциклопедизма. В целом, изменение европейского миросозерцания было продиктовано самим интеллектуальным направлением католического богословия. В частности, неправильным пониманием католического учения о том, что ум человека, поскольку он создан по образу Божию, сам по себе познаёт всё истинно.
Этот странный взгляд породил научный оптимизм, имевший постулатом мысль, что рассудочное познание объективно (т.е. познает объект как он, в действительности, есть), ибо познаёт тем же способом, что и ум Божий. При этом бурное развитие естественных наук и технологий казалось видимым подтверждением правильности выбранного пути.
Это было началом духовного регресса образования. Оно стало постепенно превращаться в механику. Возникла механическая картина общества, где каждый человек — это винтик. И сегодня мы может часто видеть, что работодателя интересуют, прежде всего, качественные профессиональные навыки этого винтика. Сам человек, его сущность, его нравственные характеристики, уже мало кого интересует. Главное что мы можешь? Какая мне от тебя польза? Если изначально образование подразумевало, прежде всего, формирование воспитания достойного человека, а позже оказалось, что такой профессии как «человек» вообще нет в классификаторе специальностей. Есть менеджеры, программисты, управленцы; а — человек, а это — кто такой?
Советский период в истории воспитательной педагогический мысли также был связан с подменой понятий. Религиозные духовно-нравственные ориентиры были удачно трансформированы в советские идеологические штампы.
Идея Царства Божьего трансформирована в идею светлого будущего. Почитание святых в культ советских мучеников за эту идею. Священное писание – марксистко-ленинским учением, которое буквально пронизывало собою все. Любой советский учебник от геологии до гинекологии должен был в предисловии ссылаться на то, что говорили и думали по этому поводу великие вожди пролетариата. Крестные хода заменились парадами, хоругви – флагами, иконостасы- красными уголками, духовенство – партработниками и т.д.
Но при всех этих подменах еще было то, что мы можем назвать уже не духовностью, но нравственностью. Правильным отношением к ближнему, родине, соседу, работе. Еще оставались актуальными понятия чести, долга, порядочности. Но когда обрушилась последняя прогнившая ложная идеологическая подпорка, мы оказались у тупика. Как и раньше мы штампуем винтики для механики мира, но это уже другие винтики. Дело в том, что каждая эпоха имела свои идеалы. Идеал рыцаря, который защищает прекрасную даму; идеал мудрого правителя; идеал матери, воина и т.д. Вспомним, кем мы мечтали стать, когда вырастим, в своем далеком советском пионерском прошлом. Мы мечтали быть? Офицерами, геологами, врачами, летчиками, космонавтами… Мы искали в профессии выгоду? – Нет. Все эти профессии были связаны, прежде всего, с жертвенным служением ближнему.
Кем хотят стать сегодняшние школьники? Как правило, бизнесменами и их мечта связана с профессией, которая будет их делать, прежде всего, богатыми. Поэтому все пошли учиться на банкиров, прокуроров… Потому что, прокурор может на отпускные купить себе Джип, или хотя бы Жигули, смотря, кого отпустит. Вы можете себе представить, чтобы люди моего поколения мечтали в своем пионерском детстве стать зав. магами, зав. продуктовыми складами, директорами рынков — это аналоги тех, кем хотят стать современные дети. ….
Смыслом и целью жизни стал Гедонизм- стремление к удовольствию. «Новое поколение выбирает Пепси», «баунти» стало райским наслаждением. Вот новые символы эпохи. Идея романистического служения, жертвенности исчезла. Она заменилась черствой прагматической расчетливостью. Дальше — пустота.
Мы можем прийти к выводу, что в воспитательном плане мы терпим поражение, никакие методики, механические способы влияния на психику человека не дадут ему то, что должна давать духовная педагогика.
Сегодня одним из самых востребованных аспектов в педагогике является задача нравственного воспитания. Изучение и применения форм, методов и способов, которые оказались забытыми или не изучались еще вообще. В современной педагогике, среди прочих, более, чем какое-либо другое, имеет право на существование направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте религиозных культурных традиций. Это обусловлено и сложившейся в обществе ситуацией, когда образование, как никогда, нуждается в духовно-нравственной основе. И на сегодняшний день, православие может предложить обществу целостную, позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении тысячелетия. Но, как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.
Протоиерей Игорь Рябко
Заведующий кафедрой религиоведения и теологии
Запорожского Классического приватного университета.
Кандидат наук по государственному управлению.
http://priest-ruabko.livejournal.com