Древний дохристианский календарь наших далеких предков — славян-язычников был ориентирован, по оценкам большинства исследователей славянской народной культуры, на годовой цикл солнца, вехами для которого послужили дни солнцестояния (солнцеворота) и равноденствия, нового года.
Главные праздники приходились на зимний и летний солнцеворот,которые выражались, соответственно, в коротких и длинных днях. Причем зимний солнцеворот, с которым связывали рождение нового солнца, праздновался вплоть 12 дней.
По этому зимним циклом у славян традиционно закрепились две народные названия, которые в некоторых кое сосуществуют: Коляды, Колядки, или Коляда, употребляемой на Галичине, а также поляки.
Наконец, даже славянскую название основного зимнего календарного цикла Коляду выводят от римских январских календ (calendae). Однако заимствования от античности целом оказались скромными по сравнению с результатами взаимодействия народного календаря Галичины.
В гуцульском народном календаре вообще нехристианским контекстом, указывая, что этот цикл «посвящен одродженю нового восходящего от тогди начинает каждый раз выше возвышаться и каждый раз теплийше пригревать».
Главным действом на новый год языческих праздников на Галичине считалась ритуальный ужин из 12 блюд символизировавших 12 месяцев будущего года, на который собиралась вся семья, и приглашались души предков. Блюда накладывали на застеленный скатертью стол, под которую предварительно стелили сено.
Подавляющее большинство магических действ, к которым прибегали хозяйки на празднование Нового Года, должны были способствовать плодородию и плодовитости всего, на чем основывался достаток семьи: фруктов, домашней птицы, пчел и т.д. Эти блюда, в основном, сохранились до нашего времени, они символизировали плодородный урожай за год и ставя на стол вопрошали от нового года то, что семья хотела у себя видеть на столе.
В народном календаре Буковины, составленном и изданном 1875 этнографом Григорием Купчанкы, перечислены блюда, которые готовили к ритуальному ужину хозяйки: пшеница (кутья), галушки, бобы, пироги, фасоль, шампиньоны, сливы (чернослив), сушеные овощи. Также пекли: пироги с маком, с капустой, с горохом и др. Основные блюда — пшеница, пироги-вареники, голубцы, — сохранились в ритуальной кухне до наших дней.
Когда хозяйка замешивала тесто на пирожки, то следовало руками в тесте свернуть перевисло из ржаного приколота (так назывался сноп, который был частично обмолочен) и перевязать плодовое дерево, которое не хотело давать, или орехи — чтобы были обильными. Некоторые делали это на рассвете того дня. Такое магическое действо с сеном приводит этнографо Г. Купчанкы, «В этот день перевязывают сеном, которое лежало к тому времени от Рождества на столе, все фруктовые деревья, «чтобы рожали»
С кутьей на Галичине было связано, по крайней мере, два интересных обряды. Когда из печи вынималась готовая пшеница, то сверху она имела присохшую корочку. Ее собирали и давали курам — но тихонько, так чтоб не слышали соседи, — «чтобы не шли куры от своего гнезда».
У гуцулов на Колядку хозяйка давала курам вареную пшеницу, со словами: «Чтобы си мои куры так несли си, чтобы было только яец, как есть споро цеи пшеницы в цалим СВиК «, или:» едите, курочки! Колья туй дзеренец, абисты снесли толко яец «.
Как вспоминает старожилка из с. Зеленая Липа: Перед началом ужина папа бросал ложку пшеницы до потолка — на урожай. Галичанский поминальный обряд сопоставляется с хрестоматийным действом подкидывания (или разбрасывания) углу пшеницы для плодородия в новом году как звенья одной ритуального цепи. Итак, это было жертвоприношение ритуальной блюда душам предков, от которых ожидали содействия относительно будущего урожая, а также увеличение пчелиных роев, приплода скота и т.д. . «Сеем, сеем посеваем…», это действо символизировало призыв плодородия зерна в следующем году.
Таким образом, современные традиции Галичины на Рождество 12 страв и колядование имеют языческий подтекст и в них скрыт завуалированный магизм. Отношение Православной Церкви к колядкам не однозначное, т.к. в основе представляет собой языческий культ плодородия и магических действий.
Христианизация языческих символов в Церкви всегда была, она имело место быть, как пример для понимания христианства для языческого населения. Но, сегодня, в современном мире под воздействием секуляризации идёт популяризация колядования и магизма, обрядов ритуальных ужинов из «12 страв»! и т.п. На мой взгляд, это антицерковные действия, прививание Церкви антихристианских обрядов для её в последствии дискретизации.
Игорь Гончарик
Справка:
Коля́да́ — козёл, мифологический персонаж, связанный с циклом плодородия. В образе ряженого участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки).
Слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae; от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι). Показательно в этом отношении польское kolęda с носовым гласным — наследников латинского «н».[3] Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
Бытует и народноэтимологическая версия, переосмысляющая слово «коляда» как связанное с коло — круг, т.к. с конца декабря начинает увеличиваться продолжительность светового дня и солнце как бы начинает новый круг.
Слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae; от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι). Показательно в этом отношении польское kolęda с носовым гласным — наследников латинского «н».[3] Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
Бытует и народноэтимологическая версия, переосмысляющая слово «коляда» как связанное с коло — круг, т.к. с конца декабря начинает увеличиваться продолжительность светового дня и солнце как бы начинает новый круг.
Бытовые и языческие корни коляды
Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют в К. мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях.
Лучшие колядки сохранились в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К. сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании.
Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой).
Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.