Публикации Библиотека

Взгляд на современные информационные процессы в Церкви. Доклад на II Фестивале СМИ православных

(г. Ялта, 17-20 мая 2010)

протоиерей Александр Овчаренко

Те или иные происходящие в мире глобальные процессы могут и не являться в собственном смысле апокалиптическими, но могут стать таковыми при условии стремительной нравственной деградации человечества или, по крайней мере, подготавливают катастрофический финал земной истории. Современные коммуникационные средства начинают иметь здесь решающее значение. О чем и стоит поговорить подробно.

Для нас, Церкви вообще и церковных СМИ в частности, должно быть очевидным, что эти перемены могут быть весьма и весьма стремительными

Однако мало того, что мы живем во времена глобальных перемен, но мы живем еще и во время формирования новой информационной реальности. Новейшие средства «интерактивности и всеобщей мобильности» приводят в постиндустриальном обществе к никогда ранее не имеющему месту быть качеству жизнедеятельности человека.

В первую очередь, это касается использования новых форм манипуляции сознания. Перед лицом такого вызова оказывается не только все человечество, но и Церковь Христова. Нелепо думать, что мы вновь как-будто живем в традиционном обществе, однозначно исповедующим христианские ценности. Нелепо грезить о формах устроения жизнедеятельности Церкви и общества в формах византийского или нашего былого Синодального периода. Все это в прошлом. Если Церковь останется в своей словесной деятельности только на уровне внутрихрамовой проповеди, игнорируя новейшие коммуникационные средства, то Ее голос будет не слышен в современном мире.

К сожалению, общий характер наших церковных СМИ пока еще находится на уровне провинциальном, самодеятельном

Сказывается малая электроно-техническая база православных СМИ, отсутствие профессиональных кадров, а также, может быть, самое главное – отсутствие единой общецерковной идеи или, точнее, общей воли в формировании собственно православных СМИ. При чем, это воля должна была бы осуществлять себя не только в чисто технической и в вероучительной составляющей, но и в ясно выраженной миссионерско-апологетической идеологии.

Не секрет, что многие традиционные вероисповедания, такие как иудаизм, ислам, ведут постоянный мониторинг современных СМИ на предмет отбора, анализа и противодействия тем или иным высказываниям, которые, как они заключают, направлены против их веры. Думается, что Православной Церкви такой мониторинг тоже не повредил бы – не для того, конечно, чтобы призывать побивать камнями всех несогласных с православием, но для того, чтобы подвергнуть анализу тот образ Церкви, который пытаются смоделировать и представить светские СМИ (напр. проект «У Бога за пазухой» канала «1+1»), а в случаях явной клеветы (о благодатном огне) оказывать определенное информационное противодействие (прямое вещание богослужений Патриарха Кирилла).

Кроме того, важнейшие сегменты информационного поля Православной Церковью просто не заняты

Нет ежедневной общественной православной газеты. И это в стране, где подавляющее большинство населения так или иначе отождествляет себя с православием. Слабо представлено православие на центральных телеканалах.

До недавнего времени проблемы информационной политики в Церкви были очевидны: не было и нет, например, единой службы анонсов. То есть, очень трудно понять, где и какие происходят важные для церковной жизни мероприятия (конференции, круглые столы, массовые акции).

Церковная информационная политика должна работать над созданием информационных поводов, порой даже информационных кампаний по важным социальным вопросам, которые для себя Церковь определяет как приоритетные. И бояться понятия пиар в этом смысле не стоит, как бы мы это не назвали: можно назвать это информационной работой, освещением и так далее.

Недостаточно площадок для встреч и обмена опытом, показа работ , т.е. кинофестивалей и телефестивалей. В радиоэфире Церковь представлена малым числом, причем в FM диапазоне постоянное православное вещание вовсе отсутствует.

Но сможем ли мы на надлежащем уровне обслуживать постоянный эфир? И это действительно серьезный вопрос, потому что он упирается все в те же элементарные финансовые, кадровые и технические проблемы. Почему бы на общецерковном уровне не вкладывать большие средства в приобретение эфирного времени, в строительство собственных студий видео и звукозаписи, в подготовку технически грамотных кадров, в обучение собственных менеджеров – делать это не по остаточному принципу или еще того хуже, надеяться на бесплатные, некачественные работы по принципу «сделайте нам «во славу Божию», но со стратегическим расчетом? Никакое общество не будет действительно развитым, если не будет вкладывать средства в науку и образование, развитие которых, часто, не дают немедленных результатов, но без которых в перспективе можно утратить самый богатый потенциал.

Нам необходимо научиться решать не только тактические задачи, но и стратегические

Ко всему этому примешивается еще одна глобальная ультрасовременная мотивация из внешнего мира – дух коммерции. (Например, известный телеобозреватель М. Леонтьев призвал реализовать модель экономического развития, которая не оптимизируется по принципу извлечения прибыли, по принципу стяжательства. Так как такая модель не приводит к истощению ресурсов и человека). Этот дух обязывает относиться ко всем проектам и планам с заведомым прагматизмом.

Но такого рода подход исключает всякую стратегию, замах на большее, чем рационально просчитанный результат. Когда-то книги были безумно дороги. Но именно слово Божие печаталось в первую очередь. Разве мы, в Церкви, имеем дело только с человеческими силами? «Наставник! Мы трудились всю ночь, говорит Христу апостол Петр, — и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть » (Лк. 5, 5) – каков был результат лова мы знаем из Евангелия.

Что касается миссионерства

Нормальной, полноценной миссии в собственном смысле слова у нас очень и очень мало.

Любой повод у нас называют миссионерством. Есть же у нас немало деятелей, искренне говорящих (вернее, повторяющие слова старых священников советского периода): вот я прошел по городу в рясе — это миссия, вот стоит храм с крестом – это миссия. Так можно и договориться, что, мол, зевнул я в общественном месте и рот перекрестил – это миссия.

Следует понимать, что православное миссионерство – это не «охота за душами», в которой важно количество обращенных любой ценой, а само свидетельство о Христе, в котором важно качество и адекватность этого свидетельства.

Наше свидетельство должно исходить не из желания сделать как можно больше людей своими мировоззренческими копиями, а ради любви ко Христу и любви к ближнему, т.е. в данном контексте – зрителю. А добиться такого качества и адекватности можно лишь одним способом – личным духовным трудом миссионера по очищению своего сердца от страстей и по приведению своей жизни в соответствие с заповедями Христовым.

И еще. Господь не спросит с нас о том, почему те, кто нас слушает, не уверовали, но спросит о том, говорили ли мы о Нем, и хорошо ли мы это делали

Надо остерегаться ориентированности на «мероприятие», «отчеты и доклады» не дают реального представления о жизни Церкви. Главная задача состоит в том, чтобы деятельность сопровождалась не только яркими мероприятиями, но стала, в хорошем смысле, ежедневной рутиной, чтобы каждый день совершалось реальное малое дело».

Говоря о «малых» делах, вовсе не сравниваем их с «большими»: «Не существует понятия «большое» или «малое» дело, как нет больших или маленьких проблем» (Святейший Патриарх Кирилл). Можно и нужно ставить перед собой более скромную задачу, нежели «спасение» или «основание церкви». Как говорит известный протодьякон «можно потревожить болотце чужой жизни, пробудить интерес, разбить стереотип – это уже успех и результат».

Рассуждая на тему, почему нужны на ТВ советы по нравственности, можно отметить, что ТВ, как бы к нему ни относиться, является социальным инструментом, который, как и любой подобный инструмент, нуждается в общественном контроле. Этот совет должен не цензурировать, а давать оценку тому, что представляет ТВ.

Задачей нормального общества является самоограничение

И если даже безмерное вкушение здоровой пищи приводит к болезням, то тем более это касается «приправ». Ведь на ТВ сегодня властвуют две вещи – гламур и прикол, то, что быстрее всего «съедают», то что «жжет» и «вожделенно для глаз». То, что называется свободным творчеством.

Но совет по нравственности может угрожать никак не творческой свободе, а беспринципной алчности, желании делать деньги, эксплуатируя человеческие слабости и пороки. Совет призван защитить журналистов и людей искусства от уже фактически существующей коммерческой цензуры, которая отказывает подлинному творчеству ради «рейтинговой» жвачки.

ТВ является публичным, общим для всех пространством. Можно сравнить проблему пошлости и насилия на экранах с проблемой курения в общественных местах. Некурящие имеют право на свободу от ядовитого дыма; а нелюбители телевизионной грязи – на свободу от него на ТВ. Речь не идет об утверждении на ТВ какой-то спецефической морали. Речь идет о тех элементарных этических и эстетических требованиях, которые признаются и светскими людьми.

В заключение хотелось вспомнить пушкинского «Пророка». Как правильно заметил священник Андрей Спиридонов, гл.редактор радиопрограммы «Благовещение», применительно к Церкви и Ее миссионерским задачам уместна аналогия с шестикрылым Серафимом. В том смысле, что Церковь Сама должна выступать в роли Ангела, являя истину тем, кто еще находится в «пустыни мрачной».

Related posts

К вопросу о перекрещивании при приеме из УПЦ КП Владимир Мельник

admin

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви

admin

Салат «Маки в снегу»

admin

Коментарии