Дело Жидовизма

прот. А.КОВАЛЬНИЦКИЙ. НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВIЕ ЕВРЕЕВЪ-ТАЛМУДИСТОВ

1. УЧЕНIЕ О БЛИЖНЕМЪ

Талмудъ учитъ, что Богу евреи прiятнје ангеловъ. ( 2 ) “Кто, говоритъ талмудъ, еврею дастъ пощечину, тотъ виновенъ такъ, какъ если бы онъ далъ пощечину Божескому величiю”. ( 3 ) Другiе раввины, приводя это ученiе талмуда, доказываютъ его тјмъ, что еврей составляетъ матерiальную частицу своего отца. Поэтому гой (обыкновенное названiе христiанъ или вообще иноплеменниковъ), который ударитъ еврея, по талмуду, достоинъ смертной казни. ( 4 ) Если бы на свјтј не существовало евреевъ, то на землј, по талмуду, не существовало бы благословенiя Божiя, ( 5 ) не было бы ни солнца, ни дождя, ( 6 ) и никакой народъ не могъ бы существовать на землј безъ евреевъ. ( 7 ) Въ мiрј царитъ различiе въ превосходствј одной вещи передъ другою, растенiя и животныя не обходятся безъ того, чтобы о нихъ не заботился человјкъ, и, какъ человјкъ въ мiрј высоко стоитъ надъ животными, такъ евреи высоко стоятъ надъ всјми народами въ свјтј. ( 8 ) Талмудъ при этомъ учитъ: ( 9 ) “сјмя человјка — не еврея, есть сјмя животнаго”. Иноплеменники (Nochrium) и не евреи, по утвержденiю раввина Кронера, одно и тоже. ( 10 ) Иноплеменникъ, говоритъ талмудъ, есть каждый человјкъ, не получившiй обрјзанiя, а иноплеменникъ и язычникъ — одно и тоже. ( 11 ) Въ другомъ мјстј талмудъ даетъ наставленiе евреямъ заботиться о томъ, чтобы они “гробы гоевъ (goim) — (христiанъ) не сквернили собою Израиля (гробовъ еврейскихъ), такъ какъ только евреи, люди, другiе же народы имјютъ свойства звјрей, ( 12 ) происходятъ отъ животныхъ”. Въ нјкоторыхъ мјстахъ талмуда встрјчается названiе не евреевъ собаками. Изъясняя 16 ст. 12 главы книги Исходъ, гдј говорится о праздникахъ iудейскихъ, талмудъ говоритъ: “они (праздники) установлены для евреевъ, а не для иноплеменниковъ, не для псовъ”. ( 13 ) Раввинъ Моисей перефразировываетъ эти слова такъ: “праздники для васъ, а не для иноплеменниковъ, для васъ а не для псовъ”. ( 14 ) Тоже говоритъ и Рашши въ Ех. въ венецiанскомъ изданiи, тогда какъ въ пятокнижiи, изданномъ въ Амстердамј. Комментарiй Рашши слова “не для псовъ” опускаетъ. Но не-евреи, по талмуду, не только псы, но и ослы. ( 15 ) Раввинъ Абарбанелъ говоритъ: избранный народъ достоинъ вјчнаго живота, а другiе народы — ослы”. ( 16 ) “Домы гоевъ (goim) — дома животныхъ”. ( 17 ) Бенъ Сира поэтому отвјчаетъ Навуходоносору, который предлагалъ ему въ замужество свою собственную дочь, такъ: “я сынъ человјка, а не животнаго”. ( 18 ) Великiй Манахемъ (раввинъ), говоритъ: ( 19 ) “вы израильтяне — люди, а остальные народы не люди, потому что ихъ души происходятъ, отъ нечистаго духа, души же евреевъ происходятъ отъ духа Св. Бога”. Якутъ пишетъ въ томъ же духј: евреи у него называются людьми, идолопоклонники же (къ которымъ также принадлежатъ, очевидно, и христiане, такъ какъ почитаютъ идола) происходятъ отъ духа нечистаго и называются свиньями. ( 20 ) Женщина, не еврейка, есть животное, проповјдуетъ раввинъ Абарбанелъ. ( 21 ) На основанiи этихъ положенiй, люди, которые не принадлежатъ къ iудеиской религiи, а прежде всего отступники отъ iудейской вјры, какимъ, по ученiю талмуда, былъ Iисусъ Христосъ, Который Самъ совратился и мнопiхъ другихъ совратилъ въ идолопоклонство, ( 22 ) должны на всегда потерять надежду, чтобы въ нихъ еврей призналъ своего ближняго. Животныя не удостоиваются любви такой, какую мы питаемъ къ ближнему. Закоренјлый грјшникъ заслуживаетъ наказанiя. Язычникъ, который, не приметъ iудеиской религiи, и христiанинъ, пребывающiй вјрнымъ Христу, по взгляду талмудистовъ, врагъ Божiй и врагъ евреевъ. Поэтому талмудъ говоритъ: “слова библiи: Богъ не имјетъ гнјва” (Ис. ХХVII, 4) относятся только къ евреямъ, а слова: “Богъ гнјвается” (Втор. II, 1) относятся къ инымъ народамъ, живущiмъ на землј. ( 23 ) Имя горы Синай означаетъ, по талмуду, ( 24 ) что гнјвъ сошелъ на народы мiра. Поэтому талмудъ учитъ: ( 25 ) “здјсь разумјются всј народы, кромј еврейскаго, чтобы ихъ не удостоить никакой милости”. И въ другомъ мјстј: ( 26 ) запрещено сожалјть о человјкј не разумномъ”. Точно также учитъ и раввинъ Герсонъ: ( 27 ) “праведному человјку не прилично съ сожалјнiемъ смотрјть на людей злыхъ”. А Абарбанелъ говоритъ: ( 28 ) “грјшно обнаруживать милосердiе”. На этомъ основанiи, по талмуду, нужно считать дозволительнымъ для праведныхъ друзей и родныхъ Божiихъ обманывать безбожныхъ, такъ какъ написано: “будь чистымъ къ чистымъ и несправедливымъ къ невјрнымъ”. ( 29 ) Раввинъ Елеозаръ кромј того говоритъ: ( 30 ) “какъ муринъ между всјми творенiями, такъ Израиль между всјми народами отличается своими добрыми дјлами”. Талмудъ говоритъ, что ( 31 ) поэтому запрещено евреямъ поздравлять безбожныхъ; нужно считать перломъ слјдующее изрјченiе: будь всегда хитрымъ въ страхј Божiемъ. ( 32 ) Талмудъ, однако, прибавляетъ: “поздравь и гоя (иноплеменника, не еврея), чтобы онъ тебя цјнилъ и чтобы ты отъ него не испыталъ никакой непрiятности”. ( 33 ) Нарушенiе закона (относительно привјтствiя евреемъ иноплеменника) допускается по словамъ Рашши для того, ( 34 ) чтобы человјкъ (т.е. еврей) притворялся привјтливымъ въ присутствiи иноплеменника (т.е. не еврея), чтобы онъ его убјждалъ, что любитъ. Такое притворное привјтствiе евреемъ иноплеменника дозволено, говоритъ Бешай, только тогда, когда человјкъ, т.е. еврей, находитъ это необходимымъ и почему либо боится иноплеменника, въ противномъ случај привјтствiе евреемъ не еврея грјхъ, потому, что талмудъ учитъ ( 35 ) “въ этомъ мiрј обманъ позволителенъ евреямъ въ отношенiи къ безбожникамъ”. Всј, же народы въ свјтј за исключенiемъ евреевъ — безбожны, всј ихъ добрыя дјла, милостыня, которую они подаютъ, милосердiе, которое они обнаруживаютъ, вмјняются имъ во грјхъ, говоритъ талмудъ, ( 36 ) такъ какъ все это они совершаютъ для того, чтобы ихъ хвалили. Это, очевидно, потому что всј необрјзанные, по талмуду, язычники, безбожники и злодји, ( 37 ) а обрјзанiя турокъ, по замјчанiю талмуда, не нужно признавать истиннымъ. ( 38 ) Вслјдствiе всего этого еврей можетъ совершить добро и для безбожныхъ, посјщать ихъ больныхъ и присутствовать при ихъ погребенiи, но, какъ учитъ талмудъ, все это нужно дјлать для спокойствiя и чтобы евреямъ не испытывать непрiятностей.


2. УЧЕНIЕ О СОБСТВЕННОСТИ

а) ГОСПОДСТВО НАДЪ ЦЈЛЫМЪ МIРОМЪ

Такъ какъ, по талмуду, евреи и Божественное величiе одно и то же, то само собою разумјется, что евреямъ принадлежитъ, весь мiръ. Поэтому талмудъ ясно говоритъ: “если волъ, принадлежащiй еврею, убодетъ вола, принадлежащего иноплеменнику, то еврей освобождается отъ вины или вознагражденiя за убытокъ, потому что св. писанiе говоритъ: “явился Господь Богъ и измјрилъ землю и отдалъ иноплеменниковъ во власть израильтянъ. Такъ какъ дјти Ноя не исполнили 7 заповјдей, то Господь Богъ отдалъ все ихъ имущество израильтянам”. ( 39 ) Дјтьми Ноя, по ученiю талмуда и раввиновъ, называются всј народы мiра въ противоположность дјтямъ Авраама. ( 40 ) Поэтому раввинъ Альбо учитъ вмјстј съ другими раввинами, что Богъ далъ евреямъ власть надъ имуществомъ и кровiю всјхъ народовъ. ( 41 ) Талмудъ въ другомъ мјстј ( 42 ) говоритъ: “дитя, еслибъ украло что нибудь, хотя бы стоющее меньше самой мелкой на свјтј монеты, должно быть наказано смертiю”.

Напротивъ, еврею, говоритъ талмудъ, ( 43 ) дозволено обижать гоя (иноплеменника), такъ какъ написано: “не твори обиды ближнему твоему”, а не написано: “не твори обиды гою”. Ограбить гоя, въ другомъ мјстј повторяетъ талмудъ, позволительно: ( 44 ) “и не притјсняй работника изъ твоихъ братiй, исключая иноплеменниковъ”. ( 45 ) Раввинъ Аши, говоритъ талмудъ, увидјвъ виноградникъ, наполненный виноградомъ, сказалъ своему слугј: если виноградникъ сей принадлежитъ гою, то принеси мнј изъ него винограду, а если онъ принадлежитъ еврею, то не приноси”. ( 46 ) Заповјдь “не укради”, означаетъ, по Маймониду — орлу iудейства, то, чтобы только не обкрадывать никакого человјка, т.е. никого изъ евреевъ, ( 47 ) а въ иномъ мјстј ( 48 ) онъ прибавляетъ, что не еврея обкрадывать можно. Все это вытекаетъ изъ положенiя, что евреямъ принадлежитъ весь мiръ; поэтому воровство еврея у иноплеменника не есть воровство. А если, не смотря на это какой-нибудь раввинъ-талмудистъ произнесетъ, что воровство грјхъ, то онъ пусть знаетъ, что ошибается, и онъ всегда долженъ разсуждать такъ: еврей не можетъ крастъ, онъ толъко беретъ, что принадлежитъ ему конечно, на сколько позволяетъ ему въ этомъ его сила и на сколько далеко простирается его власть. Раввинъ Пфефферконъ говоритъ поэтому неправды, когда пишетъ: имущество христiанъ, по смыслу талмуда, есть добро всякому принадлежащее, какъ песокъ морской; первый, кто захватываетъ его себј, есть истинный его владјлецъ. ( 49 )

b) ОБМАНЪ

Талмудъ говоритъ: “дозволяется тебј обманывать гоя и брать съ него лихву, но если что продаешь ближнему твоему (т.е. еврею) или что покупаешь у него, то не обманывай брата своего”. ( 50 ) Если еврей ведетъ тяжбу (предъ судомъ) съ не-евреемъ, говоритъ талмудъ, то пусть братъ твой выиграетъ дјло, а иноплеменнику скажи: “этого требуетъ наше законодательство (здјсь идетъ рјчь о странј, въ которой царятъ евреи); если же законодательство иноплеменнаго народа благопрiятствуетъ еврею, то опять братъ твой пусть восторжествуетъ, а иноплеменнику ты скажи: “этого требуетъ законодательство ваше”. Если же нјтъ ни одного изъ этихъ условiй (т.е. если евреи не имјютъ господства въ крај и законодательство народное направлено не въ ихъ пользу, то нужно иноплеменника опутывать разными хитростями, чтобы торжество осталось за евреемъ. Потомъ слјдуютъ слова раввина Исмаила, который приводитъ свидјтельство Акибы: “нужно стараться, чтобы во время судопроизводствъ не было открыто обмана и чтобы чрезъ это еврейство и вјра iудейская не подверглись безчестiю. ( 51 )

А о раввинј Самуилј, одномъ изъ главнјйшихъ дјятелей талмудизма, говоритъ талмудъ, что онъ учитъ, что гоя обманывать позволительно. Такъ онъ (Самуилъ) самъ купиiлъ у одного гоя золотую бутылку за 4 драхмы (драхма равняется нашимъ 7 коп.), такъ какъ гой считалъ ее бронзовою, кромј, того при расплатј ему удалось отъ гоя оттянуть еще одну драхму изъ этихъ 4-хъ. Раввинъ Кагане купилъ у одного гоя 120 бочекъ вина вмјсто 100; третiй раввинъ продалъ гою пальмовое дерево и далъ такое распоряженiе своему слугј: иди и украдь нјсколько полјнъ, такъ какъ гой не знаетъ въ точности сколько полјнъ принадлежитъ ему. ( 52 ) Раввинъ Моисей сказалъ: ( 53 ) “если гой, производя счетъ, сдјлаетъ ошибку, то еврей примјтивъ это долженъ говорить, что онъ объ этомъ ничего не знаетъ”. Украшенный сјдинами раввинъ Брентнъ въ своемъ сочиненiи “judenbalg” ( 54 ) говоритъ: “если евреи, набјгавшись въ теченiе недјли въ разныя мјста обманывать христiанъ, то въ шабасъ они вмјстј сходятся и хвалясь другъ предъ другомъ своими обманами, говорятъ: нужно гоямъ вынимать сердца изъ грудей и убивать даже лучшихъ между ними”, конечно, если это удастся достигнуть. ( 55 )

с) НАЙДЕННЫЯ ВЕЩИ

Талмудъ говоритъ: кто гою возвращаетъ потерянную вещь, того Господь Богъ не проститъ; поэтому запрещено возвращать гою украденную вещь”. ( 56 ) Поэтому же раввинъ Моисей учитъ: ( 57 ) “евреи грјшатъ, когда возвращаютъ потерянныя вещи отступникамъ и язычникамъ, равно и всјмъ, которые шабаса не почитаютъ”. А обожаемый Рашши говоритъ: ( 58 ) кто гою возвращаетъ потерянныя гоемъ вещи, тотъ гоя считаетъ равнымъ еврею” (т.е. возстаетъ противъ Бога) Маймонидъ же возвјщаетъ ( 59 ) “грјшитъ тотъ, кто возвращаетъ потерянныя вещи не-еврею, потому что, въ такомъ случај, онъ увјличиваетъ силу безбожныхъ”. А раввинъ Iерухетъ прибавляетъ: ( 60 ) “если гой держитъ у себя залогъ еврея, залогъ, за который еврей одолжитъ ему деньги и гой потеряетъ этотъ залогъ, и еврей его найдетъ, то еврей не долженъ возвращать гою найденнаго залога, потому что обязанность возвратить потерянную вещь прекратилась съ того момента, какъ еврей нашелъ этотъ залогъ. Если бы нашедшiй подумалъ, что надо найденную вещь возвратить гою для славы имени Божiя, то ему нужно сказать: если хочешь прославлять имя Божiе, имјй дјло съ тјмъ, что тебј принадлежитъ”.

d) ЛИХВA

Законъ Божiй обязываетъ богатыхъ помогать бјднымъ или подарками или одолженiемъ. Одолженiе состоитъ въ томъ, чтобы давать кому-нибудь для употребленiя вещь, а берущiй въ долгъ обязывается въ означенный срокъ возвратитъ взятую въ долгъ вещь того же самаго рода и той же доброты. Было бы не справедливостiю, если бы кредиторъ потребовалъ отъ своего должника болје, чјмъ сколько стоитъ одолженная вещь, такъ какъ онъ должнику не давалъ вещи стоющей болје, чјмъ сколько требовалъ должникъ. Требовать больше, было бы лихвою. Но часто случается, что кредиторъ, вслјдствiе того, что деньги находятся у должника, а не у него, несетъ убытокъ, или же въ теченiе этого времени самъ испытываетъ нужду или же долженъ отречься отъ очевидной для себя прибыли. Въ послјднемъ случај занимаютъ видное мјсто вещи, которыя приносятъ прибыль, преимущественно деньги, которыя умножаются посредствомъ торговли и частыхъ оборотовъ. Въ такихъ случаяхъ кредиторъ, если онъ не несетъ обязанности прямо пособлять, можетъ требовать отъ одолжающаго у него болје дјйствителъной стоимости вещи, потому что, вслјдствiе означенныхъ причинъ, онъ самъ даетъ “больше”. Это “больше” есть истинный процентъ; истинность его оцјнивается на сколько кредиторъ давшiй деньги въ долгъ можетъ терпјть убытокъ, или быть въ опасности, или потерять извјстную прибыль, — въ противномъ случај чиншъ или процентъ будетъ называться лихвою. Такъ, безъ сомнјнiя предъ Богомъ было бы лихвою, если бы кто вместо обыкновенно взимаемаго 5 или 6% отъ ста, при такихъ же условiяхъ потребовалъ бы отъ своего должника большаго процента, потому что въ такомъ случај кредиторъ требовалъ бы отъ своего должника больше чјмъ сколько принесъ бы ему капиталъ вслјдствiе обыкновенной процентной стоимости — биржевой денежной цјны. Требованiе его, очевидно, превышало бы дјйствительную производительную силу капитала, и только крайняя нужда ближняго побуждаетъ такого кредитора настаивать на своемъ отъ должника требованiи. За то “больше”, которое кредиторъ вручаетъ съ капиталомъ, можетъ какъ еврей отъ еврея, такъ и отъ не еврея брать соотвјтственный процентъ. Господь Богъ, по особымъ обстоятельствамъ въ силу Своего высшаго права надъ всјмъ существующимъ, въ ветхомъ завјтј позволилъ iудеямъ брать отъ не евреевъ “больше” кромј одолженной вещи за пользованiе этою вещiю. При этомъ, конечно, разумјлось, что это “больше” (процентъ отъ капитала) должно находитъся въ соотвјтствiи стоимости вещи и состоятельности должника и проч., иначе это было бы притјсненiемъ ближняго, словомъ: Богъ дозволилъ евреямъ брать съ не-еврея только законный процентъ.

Послушаемъ же, какъ объ этомъ предметј говорятъ раввины?

Моисей позволилъ, какъ уже сказано, брать отъ не-еврея (конечно, справедливый) процентъ (Втор. ХХIII, 20). Но огромная каста нашихъ “непогрјшимыхъ” раввиновъ учитъ, будто бы Моисей запретилъ евреямъ не брать съ не-евреевъ проценты. Моисей, говорятъ они, сказалъ такъ: “ты обязанъ брать процентъ съ иноплеменника”. Раввинъ Маймонидъ — орелъ iудейства — пишетъ: “Богъ нашъ приказалъ брать отъ гоя лихву и только въ такомъ случај оказывать ему одолженiе (если хочетъ платить требуемую лихву). Это для того, чтобы мы не оказывали гою помощи, такъ какъ мы обязаны ему причинять вредъ даже въ такомъ дјлј, въ которомъ онъ намъ можетъ быть полезнымъ; еврею же этого мы не должны дјлать”. ( 61 )

“Слово Моисея (Втор. ХХIII, 20), — говоритъ раввинъ Рабби, — есть слово для насъ обязательное”. ( 62 ) Тоже самое пишетъ талмудъ: “запрещено одолжать гоямъ безъ лихвы, а съ лихвой можно”. ( 63 ) Леви ( 64 ) и другiе повторяютъ то же самое. Вслјдствiе этого извращенiя смысла св. писанiя оставался только одинъ шагъ до безнравственнаго вымогательства огромнаго размјра процентовъ, основаннаго единственно на притјсненiи ближняго. За это притјсненiе еврей не только не чувствуетъ укора совјсти, а наоборотъ, ощутаетъ въ своей душј довольство, основанное на его религiозномъ духј, происходящее отъ сознанiя того, что онъ притјсняетъ гоя (иноплеменника). Знаменитый раввинъ Бешай заявляетъ что раввинамъ извјстно, что Моисей воспретилъ ростовщичество, но, однако, этотъ раввинъ пишетъ: “раввины благословенной памяти заповјдали, что отъ гоя позволительно взимать только такой ростъ, какой требуется содержанiемъ жизни еврея”. ( 65 ) Но находясь подъ влiянiемъ духа противорјчiя и въ то же время, будучи увјреннымъ въ своей непогјшимости, этот же самый раввинъ говоритъ еврею объ отступникј (отступившемъ отъ iудейства), а потому и вообще объ иновјрцахъ, къ которымъ еврей-отступникъ себя присоединилъ: “жизнь его находится въ твоихъ рукахъ, а тјмъ болје деньги его”, ( 66 ) что очевидно узаконяетъ безграничный процентъ, даже воровство и грабежъ, потому что имущество и кровъ приносятся въ жертву произвола. Талмудъ учитъ: “Самуилъ сказалъ, что мудрецы (ученые раввины) могутъ другъ другу отъ себя давать въ ростъ”. Почему, спросите, вјдь они ясно видятъ, что ростъ между евреями воспрещенъ закономъ Моисея? Потому, видите, что процентъ есть подарокъ, который они одинъ другому (какъ подарокъ за одолженiе) даютъ. Самуилъ, сказалъ Аврааму Бенъ “иди и одолжи мнј 100 фунтовъ перцу за 120 фунтовъ, такъ какъ это справедливо” (какъ подарокъ въ знакъ благодарности). Раввинъ Егуда говоритъ, что рабъ сказалъ, что “позволительно человјку, (т.е. еврею) одолжать дјтямъ и домашнимъ своимъ въ ростј, съ цјлiю, чтобы они узнали прiятность роста”. ( 67 )

Трактатъ этотъ не говоритъ о дозволенномъ процентј, такъ какъ озаглавленъ “о запрещенiи лихвы”, которое Моисеи далъ для всјхъ, не исключая и раввиновъ. Трактатъ этотъ говоритъ о неправедномъ ростј относительно употребленiя одолженной вещи, какъ показываетъ примјръ “о перцј”, во-вторыхъ о процентј слишкомъ высокомъ, 20% отъ ста, и въ-третьихъ трактатъ этотъ вводитъ въ грјхъ ложною игрою названiя процента съ титломъ подарка, тогда какъ Моисей ясно запретилъ евреямъ брать отъ еврея проценты за пользованiе одолженными вещами, или, кратко говоря, такъ какъ Моисей запретилъ и тайную лихву. Трактатъ этотъ, наконецъ есть хитро обдуманный урокъ о лихвј, потому что если раввинъ раввину принесъ въ подарокъ запрещенный процентъ (какъ умјренный и справедливый) 20% отъ ста и при томъ въ давнiя времена, то насколько крјпче этимъ урокомъ можно заправить этотъ вкусъ у дјтей для того, чтобы взимать страшные проценты съ иноплеменника (какъ это недавно было съ однимъ бјднымъ человјкомъ, а съ виновнымъ, говоритъ авторъ, и судъ ничего не могъ сдјлатъ, когда еврей за 70 талеровъ велјлъ написать въ роспискј 100 талеровъ, а отъ этихъ 100 талеровъ уплатить ему 8% отъ ста). Такъ какъ раввинъ Кроннеръ i с. 2, 3, 7 утјшается тјмъ, что наши теперешнiе евреи имјютъ другiя понятiя о лихвј, а не тј, которые выше мною изложены, то приведенный мною примјръ еврейскаго ростовщичества пусть убјдитъ его, что у современныхъ намъ евреевъ понятiя о лихвј не измјнились къ лучшему, и для насъ понятно, что евреи воспитанные на талмудј (Вава т. 70, 2 стихъ 20 гл. ХХIII Второзаконiя такъ измјняютъ: “ты долженъ брать лихву” (вмјсто ты можешь брать правильный ростъ). Это неправильное толкованiе мјста свящ. писанiя такъ вкоренилось у раввиновъ, что Абарбанелъ для покрытiя мошенничества евреевъ говоритъ: “Тора однако позволяетъ брать проценты”. Абарбанелъ не скрываетъ того, что евреи законъ Моисея такъ понимаютъ, что евреямъ позволительно взиматъ съ иноплеменника какъ можно болје высокiй процентъ, но въ оправданiе свое говоритъ: подъ иноплеменниками, которыхъ намъ дозволяется закономъ Моисеевымъ грабить посредствомъ взиманiя высокихъ процентовъ, мы не разумјемъ христiанъ, которые все-таки предъ Отцемъ небеснымъ по отношенiю къ евреямъ не иноплеменники! Но потомъ тотъ же великiй Абарбанелъ, нјкогда министръ государственныхъ имуществъ въ Испанiи, свои только что приведенныя слова, что христiане не иноплеменники, объяснилъ, что онъ высказалъ ихъ для того, чтобы евреи спокойно и безъ непрiятностей могли жить между христiанами. ( 68 ) Дјйствительно, человјкъ этотъ вполнј понялъ ученiе талмуда о дозволенномъ обманј. Другой раввинъ пишетъ опять безъ ограниченiя: наши мудрецы постигли правду, когда дозволили еврею брать лихву съ христiанина — гоя. ( 69 ) Поэтому раввинъ Швабе, обращенный въ христiанство, имјлъ основанiе сказать: ( 70 ) если христiанинъ нуждается въ деньгахъ, еврей искусно умјетъ къ нему подойти, прикладываетъ еврей лихву къ лихвј, пока сумма не дойдетъ до той высоты, что христiанинъ ее не можетъ уплатить, не продавши своего имущества, и, когда сумма наростаетъ въ нјсколько сотъ или нјсколько тысячъ, смотря по имуществу, тогда еврей обращается къ судебной власти, чтобы ему было отдано имущество христiанина во владјнiе.

е) ЖИ3НЬ

Талмудъ говоритъ: ( 71 ) “отнимай жизнь знаменитјйшему между язычниками”, конечно, если можешь. А за нјсколько страницъ предъ этимъ мы читаемъ: ( 72 ) “Если гоя освобождаешь изъ ямы, въ которую онъ впалъ, сохраняешь одного человјка язычеству”. А орелъ iудейства — Маймонидъ, говоритъ: ( 73 ) “запрещено имјть милосердiе къ гою, поэтому ты не долженъ его спасать, хотя бы ты видјлъ его погибаюiщiмъ, или тонущимъ въ рјкј или близкимъ къ смерти”. И Абарбанелъ вмјстј съ Маймонидомъ учитъ: ( 74 ) кто не признаеть хотя бы одного пункта iудейской вјры, тотъ отщепенецъ и эпикуреецъ, котораго ты долженъ ненавидјть, презирать и истреблять, потому что написано: я долженъ, Господи, ненавидјть тјхъ, которые Тебя ненавидятъ”. Кто, говоритъ талмудъ, ( 75 ) “имјетъ намјренiе убить звјря, а вслјдствiе неосторожности убьетъ человјка, или кто хочетъ убить язычника (т.е. иноплеменника), а вслјдствiе ошибки убьетъ еврея, тотъ въ преступленiи не виновенъ”. Позволительно, говоритъ талмудъ, ( 76 ) убивать невјрнаго. Если отщепенецъ и отступникъ впадутъ въ яму, повторяетъ талмудъ, ( 77 ) то не освобождай ихъ, а если бы внизу находилась лјстница, прими оттуда ее и скажи заключеннымъ: дјлаю это для того, чтобы мое животное туда не вошло, а если яму прикрывалъ камень, то положи его надъ ямой обратно, а заключеннымъ въ ней скажи, дјлаю это для того, чтобы по этому мјсту могъ ходить мой скотъ и т.д.”. Справедливо, говоритъ талмудъ, ( 78 ) “умерщвлять отступника своими собственными руками”. Кто проливаетъ кровь безбожныхъ (т.е. не евреевъ), учатъ раввины, ( 79 ) приноситъ Богу жертву”.

Такъ какъ, само собою разумјется, что мнимые нападки на евреевъ поставятъ меня въ глазахъ евреевъ безбожнымъ, то легко понять, что я уже заслужилъ двойную смерть. Я (авторъ) получилъ анонимное письмо (подъ почтовымъ знакомъ изъ Hamm) въ которомъ анонимъ говоритъ, что я долженъ погiбнуть, какъ Аманъ, на висјлицј; изъ Крейсталя же прислалъ мнј какой то еврей слјдующую угрозу: “признаемъ дјломъ угоднымъ Богу, тебя свести съ дороги: ты отъ нашихъ рукъ долженъ сойти съ этого свјта”. И заповјдь Божiя “не убiй” означаетъ, по ученiю Маймонида ( 80 ) чтобы еврей не убивалъ никого только изъ евреевъ. “Гои дјти Ноя — отступники отъ iудейства — не евреи”. Кто одну душу израильскую уничтожитъ, говоритъ талмудъ, ( 81 ) тотъ получитъ отъ Бога казнь, какъ бы за то, что уничтожилъ весь мiръ”.

Поэтому талмудъ пишетъ, а Маймонидъ его повторяетъ: ( 82 ) “потомокъ Ноя, который гоя проклинаетъ, совершаетъ идолопоклонство, или убиваетъ своего слугу (изъ дјтей Ноя, т.е. иноплеменника) или же чужеложствуетъ съ его женою, освобождается отъ наказанiя, если приметъ iудейскую вјру. Но если онъ же убьетъ еврея и потомъ приметъ iудейство, отъ вины не освобождается и долженъ быть лишеннымъ жизни за еврея”.

f) ЖЕНЩИНА

Моисей сказалъ: “не пожелай жены ближняго твоего”, далје, “чужеложникъ достоинъ смертной казни”. А талмудъ учитъ, ( 83 ) что Моисей запрещаетъ еврею чужеложства только съ женою ближняго, т.е. съ женою еврея; жены же иноплеменниковъ, т.е. не-евреевъ не подходятъ подъ это запрещенiе. Тозфотъ талмуда и обожаемый Рашши (Pentat. Lew. 20, 10) при этомъ замјчаютъ, что изъ этого нужно заключить, что не евреи живутъ между собою безъ браковъ. Это низкое ученiе прямо вытекаетъ изъ ученiя талмуда, по которому не еврею отказывается въ достоинствј души человјческой, потому что бракъ есть установленiе, существующее только между людьми, о животныхъ этого нельзя сказать. Раввины Бешай, Леви, Герсонъ и другiе утверждаютъ тоже. “Изъ устъ многихъ мудрецов, говорятъ они, мы знаемъ что не совершаетъ чужеложства, кто обезчещиваетъ христiанку”. Маймонидъ, въ нјкоторомъ родј философъ, высказываетъ такое сужденiе: “можно женщину, если она иновјрка, соблазнить прелюбодјянiемъ”, ( 84 ) впрочемъ, въ нјкоторыхъ изданiяхъ эти слова опущены. Талмудъ думаетъ: “кто во снј съ своею матерiю (per comitum) согрјшитъ, долженъ (на основанiи ученiя 2, 3 “мать будешь называть своею мудростiю”) надјяться мудрости; кто согрјшитъ во снј съ невјстою, можетъ надјяться примиренiя съ закономъ (на основ. Втор. ХХХIII, 4), кто съ сестрою (на основ. ученiя 7, 4) можетъ надјяться — разума и разсудка, а кто во снј обезчеститъ жену иноплеменника, тотъ долженъ надјяться себј живота вјчнаго. ( 85 ) Ради послјдняго рода надежды раввины даютъ совјтъ, что не нужно вечеромъ предъ сномъ находиться въ общенiи съ женой. И въ самомъ дјлј, если эта скверныя дјйствiя во снј заключаютъ въ себј такiя великiя награды, человјкъ долженъ употреблять всј мјры для возбужденiя въ себј этихъ сновъ и ожидать ихъ съ нетерпјнiемъ. Легко также изъ этого ученiя талмуда вывеста себј заключенiе: если даже сонъ доставляетъ такую великую награду, то дјйствительность гораздо болје можетъ принести пользы. Простирая дальше свои сужденiя на основанiи ученiя талмуда, можно придти къ заключенiю: если этой пользы нельзя достигнуть вечеромъ предъ сномъ, то можно при каждомъ другомъ случај, если нельзя вечеромъ, то можно во всякое другое время: Filia 3 annorum et diei unius, говорится въ талмудј, desponsatur per comitum; si autem iufra tres annos sit, perinde est, ac si quis digituno inderet in oculum (i.e. non est reus laesae virginitatis, quia signaculum judicatir recrescere sicut oculus tactu digiti ad momentum tantum lacrimatur). ( 86 ) Потомъ талмудъ говоритъ, что изъ знаменитыхъ въ исторiи iудейства раввиновъ Рабъ и Нахманъ, прибывши въ какой-нибудь иноплеменный городъ давали публичныя объявленiя о томъ, не пожелаетъ ли которая-нибудь изъ женщинъ быть ихъ женою на нјсколько дней. ( 87 ) Раввинъ Елiй говоритъ въ талмудј, что онъ хочетъ по истеченiи праздничнаго дня обезчестить нјсколько дјвицъ, такъ какъ грјхъ остается снаружи на поверхности сердца, а злость людская не касается внутренности души. ( 88 ) Талмудъ отзывается о раввинј Елеазарј, что не было на свјтј ни одной публичной женщины, съ которою близко не былъ бы знакомъ Елеазаръ; когда онъ услыхалъ, что какая-то красавица желаетъ продать себя за сундукъ золота, онъ тотчасъ взялъ съ собою сундукъ, набитый золотомъ, и ради нея предпринялъ путешествiе чрезъ семь рјкъ (дальнјйшее повјствованiе чрезвычайно цинично). ( 89 ) Трактатъ тотъ становится ужаснымъ, когда читаемъ въ то же время повјствованiе талмуда, что Господь Богъ при смерти Елеазара такъ взывалъ съ неба: “Елеазаръ вошелъ въ животъ вјчный”. Такъ какъ талмудъ предъ повјствованiемъ о Елеазарј пишетъ, что отступники iудейской религiи, даже раскаявшись и снова принявши iудейство, не нашли пути къ вјчному животу, то естественно придти, на основанiи ученiя талмуда, къ такому заключенiю: будь только упорнымъ евреемъ, и въ концј будетъ все тебј прощено”. Объ Акибј, котораго синагоги называютъ вторымъ Моисеемъ, талмудъ говоритъ: когда однажды Акиба увидјлъ на пальмовомъ деревј женщину, ухватился за это дерево и взлјзъ, но это былъ въ образј женщины дiаволъ, который обратился къ нему съ такими словами: “если бы на небј не было распоряженiя, чтобы съ Акибою и его закономъ, обращаться осторожно, то я не цјнилъ бы твоей жизни даже въ два шилинга”. ( 90 ) Тоже самое говоритъ, талмудъ о раввинахъ Мейерј и Тарпонј. При этомъ, однако, нужно замјтить, что по талмуду, дјйствiя раввиновъ должны быть принимаемы за предостереженiя закона. ( 91 ) Что талмудъ, одобряетъ много такихъ вещей, которыя христiане признаютъ отвратительными, ужасными, непристойными, — изъ выше приведеннаго это ясно вытекаетъ; ( 92 ) но трудно изобразить послјдствiя этого вреднаго ученiя. Что въ самомъ дјлј скажетъ замужняя еврейская женщина, когда ея мужъ, живя подъ своей собственною крышею, идетъ къ другой женщинј? По талмуду, она не имјетъ права укорять его за это. Когда Iохананъ нјкоторыя явленiя жестокаго и циническаго характера публично назвалъ безнравственными, то въ отвјтъ услышалъ себј слјдующiй громкiй протестъ: “нјтъ; законъ такъ не гласитъ, потому что мудрецы (ученые раввины) возвјстили: все дозволено мужу въ отношенiяхъ къ своей женј; онъ можетъ поступать съ нею, какъ съ кускомъ мяса, взятымъ у мясника, которое онъ можетъ јсть испеченнымъ или свареннымъ, или только прижареннымъ, или какъ съ рыбой, купленной у рыбака”. Какъ на доказательство этихъ словъ указывается на одинъ примјръ, какъ одна женщина предъ раввиномъ высказывала свою жалобу на то, что мужъ ея обращается съ нею по содомски и что раввинъ далъ ей такой отвјтъ: “дочь моя, не могу я тебј ничего помочь, законъ (разумјются предписанiя талмуда) отдалъ тебя ему на жертву”. Это безчестное ученiе и повјствованiе находится не только въ древнемъ изданiи талмуда, но въ новомъ (Амстердамъ 1644 ff. Gulzbach 1769, Warszawa 1864 г. въ Tr. Nedarim. f. 29, 2-1; Sarh. 58, 1). Въ новомъ изданiи повторяются эти вещи нјсколько короче съ позорнымъ толкованiемъ, ложно основаннымъ на ветхомъ завјтј, который будто бы позволяетъ еврею мужу въ означенномъ случај творить то, что ему угодно. Общественныя молитвы въ синагогј требуютъ, по талмуду, собранiя 10 мужчинъ; девять мужчинъ и миллiонъ женщинъ не составляютъ еще полнаго общественнаго собранiя; недостаетъ присутствiя Бога, потому что женщина есть ничто (Drach. garmonie 2, 335, Paris 1844). Когда еврейская женщина должна предаваться содомскому грјху, то, конечно, мужъ ея имјетъ право посјщать женщину иноплеменнiцу, тјмъ болје, что обезчещенiе гоiи, или не-еврейки, никогда еврею не вмјняется въ чужеложство.

Поэтому развј, наша Церковь не имјла достаточной причины воспретить дјвицамъ христiанской вјры находиться въ услуженiи у евреевъ? И развј послј этого можно сомнјваться въ невыясненномъ частомъ обезчещенiи христiанскихъ дјвицъ еврейскими юношами. Замјчанiе раввина Кронера о томъ, что евреи мало доставляютъ для статистики дјтей незаконнорожденныхъ, можетъ въ этомъ случај имјть особенную важность. Талмудъ, почти разрјшая вјрующимъ въ него обезчещенiе не-евреекъ, въ то же время однако оберегаетъ семейныи союзъ евреевъ; вслјдствiе сего содомскiе грјхи являются талмудскимъ средствомъ, чтобы избранная вышесказаннымъ способомъ раввина Раба красавица, если она еврейка, была избавлена отъ беременности и чтобы этимъ способомъ вообще еврейскiя семейства были избавлены отъ прихода элемента не-еврейскаго — это со стороны евреевъ. У не-евреевъ же врожденное отвращенiе къ общенiю съ еврейкою служитъ важною причиною, почему статистика мало упоминаетъ о незаконнорожденныхъ дјтяхъ у евреевъ. Еврей умјетъ сохранитъ еврейку отъ беременности, а дјтей, прижитыхъ не-еврейкою съ евреемъ, статистика не записываетъ на имя еврея. Я знаю, говоритъ авторъ, евреевъ, которые могли бы подтвердить это своимъ опытомъ.

Изъ всего выше сказаннаго можно заключить, что нравственность не-еврейской женщины не ниже нравственности еврейки, потому что о незаконнорожденныхъ еврейскихъ дјтяхъ рјдко когда и рјчь бываетъ. Притомъ такъ какъ талмудь, а по замјчанiю реформаторскаго раввина, талмудъ и библiя (Ветхiй завјтъ) признаютъ еврейку подверженную преступленiямъ, то нјтъ, основанiя писателямъ еврейскимъ возвышать нравственность своего рода ни въ селахъ ни въ городахъ выше жителей не еврейскихъ.

Въ самомъ дјлј, въ этомъ случај въ подтвержденiе нашихъ словъ служитъ жизнь нашихъ большихъ (европейскихъ) городовъ, для которыхъ наибольшее число распутниковъ доставляетъ еврейка. Привожу здјсь свидјтельство одного еврейскаго дневника нашего времени: “въ теченiе 25 лјтъ и даже съ болје ранняго времени мы замјчаемъ, что между публичными женщинами большихъ европейскихъ городовъ болје евреекъ, нежели христiанокъ. Въ Парижј, Лондонј, Берлинј, Гамбургј, Вјнј, Варшавј, Краковј изъ такъ называемаго “demimonde” на публичныхъ мјстахъ и въ домахъ терпимости сравнительно съ массою населенiя болје евреекъ, нежели христiанокъ. Это явленiе печальное, но дјйствительное”. ( 93 )

Въ одномъ израильскомъ дневникј мы читаемъ: “Дјвица I.Г. избрала себј способъ жизни — театральное искусство; погребенiе ея было по еврейскому обряду, такъ какъ душа ея всегда была еврейкой, и хотя и она поддавалась тјмъ же искушенiямъ, которымъ обыкновенно поддаются дамы, занимающiя карьеру актрисы, однако, она набожно сохраняла традицiю (ученiе и обычаи) домашнюю (еврейскую) и т.д.” ( 94 ) Если это заявленiе находитъ себј смыслъ въ изложенномъ выше ученiи талмуда, то гордость, что евреи и еврейки происходятъ изъ крови избраннаго народа, можетъ уяснить намъ слјдующее мнјнiе Цефбера о еврейкј: “еврейка менје другихъ женщинъ въ состоянiи отрјшиться отъ характера своего пола. Она хотјла бы господствовать, но слаба, легковјрна, вздорна и любитъ чернить другихъ. Сильно презираетъ христiанъ, бранитъ iудеянокъ, нрава деликатнаго и благороднаго; любовь есть у нея добродјтель, посредствомъ которой она достигаетъ болје, чјмъ покорностiю и послушанiемъ. Если она принадлежитъ къ знатной фамилiи и получила старательное воспитанiе, то она отличается въ салонахъ необыкновенною гордостiю и важностiю”, ( 95 ) на балахъ и вечерахъ, прибавляетъ одно еврейское сочиненiе, отличаются еврейскiя дамы, княгини изъ поколјнiя Давида, богатствомъ и роскошью своихъ нарядовъ. ( 96 )

3. ПРИСЯГА

Евреи часто жаловались, что ихъ присягј, произносимой противъ не-евреевъ, свјтъ не довјряетъ ( 97 ) и нјкоторые христiанскiе ученые повјрили заявленiямъ защитниковъ iудейской присяги. Мнј было бы весьма прiятно согласиться съ ними; но, къ сожалјнiю, я убјжденъ въ совершенно противномъ относительно еврейской присяги.

Разсуждая на основанiи талмуда, мы видимъ, что въ системј раввинизма противъ не-евреевъ нјтъ присяги у евреевъ, потому что какое значенiе можетъ имјть присяга противъ животныхъ, каковыми евреи, по смыслу талмуда, считаютъ гоевъ т.е. не-евреевъ? — Присяга въ этомъ случај выходитъ нелјпостiю, потому что правильная, святая, присяга имјетъ цјлiю приводить къ окончанiю споры только между людьми. Если же вслјдствiе этого талмудистъ бываетъ принужденнымъ произнести присягу въ пользу или во вредъ христiанина, то онъ принуждаетъ себя до страннаго поступка, котораго бы онъ самъ по себј никогда не совершилъ. Въ этомъ случај онъ принужденъ произнести слова, которыя онъ уполномоченъ талмудомъ считать пустою формулой, гласомъ пустыни, который къ его совјсти не имјетъ никакого отношенiя. Далје, если талмудъ имущество и кровь не-еврея провозглашаетъ собственностью еврея, то вслјдствiе этого, какой можетъ быть споръ не-еврея съ евреемъ о томъ, что мое и что твое? Еврей, основываясь на талмудј, имъетъ право брать, чего только можетъ достигнуть; такъ все — есть его собственность. Какъ же я могу (я еврей) присягнуть или прямо сказать: мои деньги — твои деньги, когда въ моемъ правј собственности я убјжденъ? Если же меня кто будетъ принуждать къ тому, чтобы я далъ подобное заявленiе, или присягнулъ, то если сила моей воли не будетъ меньшею отъ моего убјжденiя, я въ душј произнесу: “скорје умру, чјмъ совершу эту нелјпость”. Если же эту присягу я дамъ по слабости, поставивши выше правды страхъ предъ убыткомъ, то я въ душј своей скажу: “деньги мои, однако, я опять возьму къ себј, гдј буду имјть возможность взять, quia res clamat domino (это дјло вопiетъ къ Богу). Такая присяга, такое заявленiе, не имјютъ значенiя.

Въ талмудј находится много примјровъ знаменитјйшихъ раввиновъ, примјровъ, которые имјютъ обязательное значенiе для талмудистовъ. Раввинъ Акиба произнесъ присягу, а въ сердцј не призналъ за нею никакой важности. ( 98 ) Равнинъ Iоахонанъ далъ такую присягу какой-то знаменитой женщинј въ сохраненiи тайны: “Богу израиля не открою этои тайны (т.е. ради Божественнаго всевјдјнiя, вјдающаго всј тайны) для славы Божiей сохраню эту тайну”, а въ душј разсуждалъ: “но израилю, его народу, открою”. ( 99 ) Относительно нарушенiя присяги означеннымъ способомъ въ мысляхъ, раввины учатъ, что это нарушенiе присяги дозволяется, если она дана принудительнымъ способомъ. ( 100 ) Если же христiанское начальство вызываетъ еврея (признающаго талмудъ) къ присягј, то основываясь на вышеизложенномъ ученiи талмуда, нужно думать, что еврей считаетъ для себя самый вызовъ принужденiемъ и потому считаетъ себя свободнымъ отъ искренней присяги. Если король, говоритъ упомянутая книжка, велитъ присягнуть и сдјлать заявленiе о другихъ евреяхъ, согрјшилъ ли онъ съ гоiею (иноплеменкою) съ тою цјлiю, чтобы въ случај преступленiя, подвернутъ еврея смерти, то такая присяга должна быть признана принудительною и должна быть нарушена. ( 101 ) Другой раввинъ учитъ: если князь велитъ еврею присягнуть, что онъ не пожелаетъ удалиться изъ страны, то еврей долженъ разсуждать въ умј: сегодня (не пожелаю уходить изъ страны). Если же князь потребуетъ ясно, чтобы никогда не удаляться изъ страны, то еврей долженъ въ умј себј говорить: “подъ такимъ-то и такимъ-то условiемъ”. Далје раввины еще яснје учатъ: такого рода присягу можно признаватъ до тјхъ поръ, пока объ этомъ не узнаетъ язычникъ, но если есть основанiе думать, что объ этомъ узнаетъ язычникъ, воспрещается нарушать присягу, потому что имя Божiе въ такомъ случај будетъ не въ славј; поэтому былъ наказанъ Седекiя, такъ какъ нарушилъ присягу, данную имъ Навуходоносору, несмотря на то, что присяга эта была вынуждена. Если же иной еврей колеблется относительно того, выполнять ли ему присягу, данную имъ при поступленiи въ военную службу, то въ такомъ случај ему надо имјть въ виду, что идолопоклонникъ о нарушенiи этой присяги легко можетъ узнать; впрочемъ раввины вообще замјчають, что тайно грјшить можно, нужно только избјгать обнаруженiя грјховъ, чтобы чрезъ это вјра iудейская не была запятнана (Ghagiga 16; Kidd. 40; Maim. Sad. ch. 4, 11, f. 31,1; ose Mikk. seph. miz. gad. f. 132 и мн. сравн. Baba k 113) Далје, существуетъ много еврейскихъ книгъ, въ которыхъ требуется, чтобы еврей сильно вјрилъ, что будутъ ему прощены въ день судный всј грјхи, хотя бы самые тяжкiе въ томъ числј и клятвопреступленiе и при этомъ нјтъ и рјчи объ обязанности вознаградить обиду или обязанности исправленiя себя. Христiанинъ также вјритъ въ отпущенiе грјховъ, но онъ при этомъ знаетъ, что непремјннымъ условiемъ прощенiя грјховъ служитъ вознагражденiе обиды ближняго, возстановленiе отнятой отъ него чести и вообще самоисправленiе. Нјкоторые христiанскiе ученые, благосклонно судящiе о совјсти еврея талмудиста, требуютъ, чтобы обыкновенная присяга была произносима въ синагогј съ страшными клятвами, такъ какъ таковая присяга человјка впечатлительнаго удержитъ отъ клятвопреступленiя. Но что касается меня, то я разсуждаю такъ: если бы я все ученiе талмуда и раввинизма признавалъ произведенiемъ Божественнымъ, то я считалъ бы себя даже обязаннымъ въ душј нарушать клятву. Судите сами, кто имјетъ право требовать отъ меня присяги въ томъ, что мой домъ не моя собственность? (По ученiю талмуда, все, что существуетъ въ мiрј принадлежитъ евреямъ, и евреи всјми мјрами должны стараться вырвать всј имущества изъ рукъ гоевъ). Если бы я далъ въ этомъ искреннюю присягу, то я прогнјвалъ бы Бога, а такъ какъ талмудистъ, руководясь примјромъ Акибы, второго Моисея, можетъ во время присяги въ сердцј нмјть свои соображенiя, свои предосторожности, то я присягнулъ бы, какъ отъ меня требуютъ, но во время присяги думалъ бы совершенно противное. Если бы, напримјръ, шло дјло о жизни, то я, какъ послјдователь талмуда, будучи вызванъ властiю подъ присягою дать свое заявленiе объ убiйствј евреемъ, вслухъ присягалъ бы, что человјка онъ не убилъ, а въ душј въ то время мыслилъ бы: “онъ убилъ звјря”. Для человјка, владјющаго силою своего собственнаго разсудка и послјдовательнаго все равно приносить ли ему присягу въ синагогј при торжественной страшной обстановкј или частнымъ образомъ.

У евреевъ есть слјдующая особенная молитва, которую они произносятъ въ судный день, которая, однако, разнится отъ отпустительной молитвы. “Всј связи и обязательства, говорится въ этой молитвј, преступленiя и присяги, которыя отъ настоящаго суднаго дня до такого же дня слјдующаго года мы будемъ заключать, произносить, пусть будутъ намъ разрјшены, дарованы, нами нарушены, для насъ не обязательны и не важны”. “Наши обязательства пусть не считаются обязательствами и наша присяга пусть не считается присягою”. Актъ этотъ у евреев совершается торжественнымъ образомъ вечеромъ “длинной ночи” (ночью наканунј суднаго дня). Представитель синагоги съ двумя другими лицами возвышеннымъ голосомъ во имя Бога произноситъ означенную молитву. Кромј того каждый еврей во всякое время можетъ обратиться къ раввину или тремъ частнымъ лицамъ мужескаго пола, если произнесъ присягу, которая тревожитъ его совјсть — и тј разрјшатъ его отъ клятвы. Есть нјсколько сочиненiй еврейскиxъ, доказывающихъ, что эти два обычая относятся къ обязательствамъ и присягамъ, произнесеннымъ по ошибкј или необдуманности и притомъ касательно собственной личности, а не другихъ. Я бы охотно поверилъ этому, но величайшая торжественность, съ которою въ день судный произносится означенная молитва, заставляетъ насъ усомниться въ справедливости этого объясненiя. Къ этому надо еще прибавить, что обращенные въ христiанство ученые утверждают до настоящаго дня, что такого рода оправданiя евреевъ — пустыя слова. — Обращенiе ученаго еврея въ христiанство не служитъ поводомъ къ тому, чтобы не вјрить ему, напротивъ, мы въ его поступке должны вјрить исполненiю обязанностей относительно общества: открыть начала, подрывающiя общественное благо. Къ такимъ лицамъ принадлежитъ Шмидтъ (обращенный изъ ученыхъ евреевъ), который говоритъ, что, раввины, по талмуду, могутъ освободить даже Самого Бога отъ данныхъ имъ обязательствъ. То же самое утверждаютъ и другiе: Бренцъ и Драхъ, — человјкъ высокаго духа и учености а также и многiе другiе. ( 102 )


4. ХРИСТIАНЕ

Такъ какъ Iисусъ изъ Назарета, по ученiю iудеевъ, не былъ Богомъ, а только творенiемъ, или человјкомъ, то и христiане въ очахъ евреевъ, конечно, ни болје ни менје какъ язычники или идолопоклонники. Идолопоклонство основывается на томъ, что кто-нибудь какому-нибудь творенiю воздаетъ божескую честь. Хотя существуютъ различныя степени идолопоклонства, смотря по степени нравственности исповјдниковъ его, одни чище другихъ, напр., древнеперсидское язычество менје грубо, чјмъ Ханаѕиское, однако, ни съ чјмъ не сообразно какую бы то ни было религiю, которая творенiю воздаетъ Божескую честь, иначе называть, какъ языческою или идолопоклонническою. — Отсюда для каждаго понятно, что, по духу ученiя iудейскои религiи, когда въ книгахъ еврейскихъ говорится о гояхъ, т.е. язычникахъ, нужно разумјть и христiанъ, такъ какъ понятiе о христiанинј у еврея тожественно съ понятiемъ о язычникахъ.

Говорятъ о раввинј Зевј, что онъ хотјлъ убјдить христiанъ, что выраженiе “гой” не есть названiе обидное, такъ какъ нельзя было опровергнутв той очевидной истины, что евреи христiанъ называютъ “гоями”. Но усилiе раввина доказать, что слово гой не заключаетъ въ себј ничего оскорбительнаго, оказалось напраснымъ тотчасъ, какъ къ одному знаменитому еврею стали обращаться съ словомъ “гой”. Еврей этотъ понялъ въ чемъ дјло и съ чрезвычайнымъ отвращенiемъ отнесся къ этому слову. Достойно вниманiя то обстоятельство, что новјйшее изданiе талмуда въ Варшавј (въ 1863 г. ff.) выраженiя гой избјгаетъ и замјняетъ его другимъ.

Хотя талмудъ, какъ мы уже сказали, говоря о сравненiи религiи древнихъ персовъ съ религiею хананеевъ, христiанъ различаетъ отъ другихъ язычниковъ и это въ ученомъ еврейскомъ трактатј 12 вјка то же повторяется, ( 103 ) но все же христiане называются истинными гоями, язычниками и идолопоклонниками. — Итакъ талмудъ говоритъ: ( 104 ) к праздничнымъ днямъ язычниковъ принадлежитъ также первый день недјли, день Назарянiна (Iисуса), т.е. христiанская нелјля, воскресный день. Что назарянинъ въ талмудј названъ “сыномъ плотника”, ( 105 ) это согласно съ названiемъ, которое Iисусъ, по словамъ Ев. Матѕея (ХIII — 55) еще при жизни Своей получилъ отъ iудеевъ. Далје, въ талмудј имя Спасителя перековеркано въ слово, имјющее значенiе: пусть погибнутъ имя его и память о немъ ( 106 ) — это согласно вообще съ ученiемъ талмуда, что еврей обязанъ, если можетъ, истреблять отщепенцевъ, которые оставили вјру iудейскую. Но имя Iисуса и память о немъ, конечно, не могутъ быть истреблены безъ истребленiя христiанъ.

Что талмудъ признаетъ Христа божкомъ или идоломъ — это вытекаетъ изъ того, что христiане идолопоклонники, потому что, вмјняютъ себј въ величайшую славу быть вјрными Христу. Такъ какъ Христосъ, по ученiю талмуда, ( 107 ) занимался чародјйствомъ и идолопоклонствомъ, то христiане вдвойнј идолопоклонники. Что Христа евреи признаютъ лишеннымъ ума ( 108 ) — это согласно съ поступкомъ съ Спасителемъ въ присутствiи Ирода, когда современники его указали на Спасителя, какъ на чародјя, свидјтельствуя, что “Христосъ въ союзј съ дiаволомъ”. Такъ какъ талмудъ ( 109 ) называетъ Христа безбожникомъ, забывающимъ о Богј, то этимъ доказываетъ, что христiане, какъ почитатели безбожника, сами не менје его безбожны. Такъ какъ о наилучшемъ изъ гоевъ сравнительно съ другими, талмудъ отзывается, что и онъ долженъ быть убитымъ (если только можно), то отсюда ясно видно, что и христiане безъ сомнјнiя здјсь разумјются. (Raechi на Exod XIV ed. Am. 7. Въ изданiи Ben. говорится между отщепенцами, (выражается безъ ограниченiя) наилучшаго изъ христiанъ нужно удушить).

Чтобы въ евреевъ глубоко вкоренить понятiе о христiанахъ, какъ о язычникахъ, талмудъ въ другомъ мјстј говоритъ: “гой, который изучаетъ законь, (читаетъ св. писанiе) достоинъ смертной казни”. ( 110 ) Это потому, что гою можно дозволить, по талмуду, взять въ руки священное писанiе только тогда, когда онъ приметъ обрјзанiе, т.е. когда сдјлается евреемъ, а извјстно, что христiане съ самаго начала своего существованiя читали библiю — законъ Моисея. Если же нјкоторые раввины указываютъ намъ на мјсто талмуда, гдј говорится: ( 111 ) “гой, который читаетъ св. писанiе равняется первосвященнику”, то талмудъ же намъ объясняетъ, ( 112 ) что въ этомъ случај, подъ св. писанiемъ нужно понимать 7 заповјдей Ноя. — Противорјчiя въ талмудј приводятъ къ тому, что талмудистъ можетъ совершать всякое дјло, какъ ему угодно.

Далје въ талмудј ясно говорится: ( 113 ) “христiане — идолопоклонники; однако, позволительно еврею въ ихъ священный день, т.е. въ первый день недјли (воскресный) вести съ ними торговлю”. Чрезъ четыре страницы далје ( 114 ) говорится о христiанской религiозности, о книгахъ, свјчахъ и чашј — и все это называется идолопоклонствомъ. Далје, ( 115 ) талмудъ задается вопросомъ: можетъ ли еврей свой домъ отдавать въ наемъ идодолоклонникамъ, между которыми онъ живетъ и даетъ такой отвјтъ на этотъ вопросъ: “можно, потому что они не приносятъ въ домъ своего бога для постояннаго помјщенiя, а только тогда, когда кто изъ нихъ умираетъ, или когда между ними есть больной”. ( 116 ) Позднјйшiе раввины не иначе думаютъ: раввинъ Рашши говоритъ: ( 117 ) “назаряниномъ называется тоть, кто принялъ ложное ученiе человјка, который предписалъ своимъ (послјдовителямъ) святить первый день недјли”. Раввинъ Маймонидъ пишетъ: ( 118 ) “всј, блуждающiе за Iисусомъ, хотя въ своемъ ученiи разнятся другъ отъ друга — вообще идолопоклонники и съ ними нужно обращаться, согласно ясному предписанiю талмуда, такъ какъ нужно обращаться вообще съ идолопоклонниками”. Тотъ же Маймонидъ — орелъ iудейства, высказываетъ ни болје ни менје, какъ ученiе талмуда. Въ одномъ мјстј онъ говоритъ: ( 119 ) “Эдомитяне (христiане) идолопоклонники, первый день въ недјлј у нихъ священный”. Знаменитый Кимхи даже знаетъ, почему особенно христiане нјмецкiе принадлежатъ къ наиболје между язычниками нечестивому племени хананеевъ. “Жители Германiи, повјствуетъ онъ, ( 120 ) хананеяне, потому что хананеяне, уходя отъ преслјдованiя Iисуса Навина убјжали въ страну Аллеманiю, которая теперь называется Германiей”, и до сегоднешняго дня евреи называютъ нјмцевъ хананеянами. Въ другомъ мјстј Кимхи говоритъ: “христiане — язычники, потому что покланяются кресту”. ( 121 )

Талмудъ называетъ Христа вјроломнымъ евреемъ. ( 122 ) Орелъ iудейства пишетъ: ( 123 ) “повелјно собственными руками умерщвлять измјнниковъ Израиля и отщепенцевъ (Minim) какъ Iисуса Назаретскаго и его послјдователей и ввергатъ ихъ на дно пропасти”. Ученiе Iисуса Назарянина, говоритъ талмудъ, идолопоклонство. Iаковъ, ученикъ Iисуса, еретикъ; ( 124 ) въ другомъ мјстј новаго талмуда христiанскiя евангелiя называются книгами еретиковъ. ( 125 ) Абарбанелъ учитъ, что христiане еретики, такъ какъ вјрятъ, что Богъ есть плоть и кровь. ( 126 ) Кто, говоритъ Маймонидъ, сказалъ, что принялъ на себя плоть, еретикъ. ( 127 ) “Еретики говорятъ, пишетъ Nizzachon стр. 47, что ст. 8 гл. ХVII книги Числъ относятся къ дјвј Марiи, Которая родила Iисуса; — пусть лопнетъ ихъ душа”. А на стр. 70 говоритъ та же самая книга о Iерем. 31, 32. “Здјсь говорятъ еретики, что пророкъ предвозвјстилъ объ Iисусј, Который далъ имъ омерзительный крестъ вмјсто обрјзанiя и установилъ почитать священнымъ первый день недјли вмјсто субботы”. Раввинъ Липпмана Nizzachon стр. 76 говоритъ: “третiй родъ еретиковъ учитъ, что Богъ владјетъ однимъ тјломъ и одною ипостасiю”. То же самое повторяютъ многiе раввины. “Если еврей имјетъ власть, говоритъ одна еврейская книга, ( 128 ) то онъ долженъ открыто убивать еретиковъ, въ противномъ случај онъ это долженъ дјлать тайно”, можно ихъ убивать, прибавляетъ талмудъ ( 129 ) вооруженною рукою.

Когда талмудъ трактуетъ о страшныхъ преступленiяхъ: убiйствахъ, жестокостяхъ, содомскихъ грјхахъ и под., всегда укоряетъ въ нихъ и христiанъ. ( 130 ) Это вполнј согласно съ взглядомъ талмуда на христiанъ, какъ на безбожниковъ. ( 131 )

5. ПРОКЛЯТIЕ

Каждое общество, особенно религiозное, въ видахъ собственнаго своего утвержденiя находится въ необходимости исключать изъ среды себя тјхъ, которые не желають подчиняться его правиламъ. У талмудскаго iудейства то же есть отлученiе, проклятiе. Въ наше время когда либеральный еврейскiй мiръ не можетъ наговориться объ отлученiяхъ, существующихъ въ христiанскихъ церквахъ, особенно намъ нужно познакомиться съ проклятiями въ iудейской синагогј въ ихъ главныхъ чертахъ.

Въ числј причинъ, ( 132 ) по которымъ еврей подпадаетъ проклятiю, нужно назвать слјдующiя главныя: подвергается проклятию тотъ, кто оскорбляетъ раввина, хотя бы даже послј его смерти, подвергается проклятiю и тотъ, кто съ пренебреженiемъ относится къ словамъ и постановленiямъ раввиновъ. Проклятымъ долженъ быть тотъ, кто другихъ удерживаетъ отъ исполненiя талмуда, также и тотъ, кто свою роль передаетъ не-еврею, и равнымъ образомъ и тотъ, кто предъ еврейскимъ судомъ свидјтельствуетъ противъ своего единовјрца.

Проклятiе имјетъ три степени: третья уже давно вышла изъ употребленiя. Мы поэтому опишемъ первые два способа, которые называются Niddui и Cherem.

Самая меньшая степень проклятiя “Niddui” сопровождается тјмъ, ( 133 ) что проклятый долженъ быть обособленнымъ отъ другихъ и за исключенiемъ жены и дјтей также домашнихъ долженъ находиться на 4 локтя отъ каждаго другого и что во время проклятiя не имјетъ права ни стричь себя ни умываться. Десять мужчинъ, собравшихся вмјстј составляютъ священное собранiе, если же есть девять мужчинъ, то находящiйся подъ проклятiемъ не можетъ замјнить десятаго. Если же онъ явится въ собранiе десяти святыхъ, то онъ сидитъ отдјльнымъ отъ нихъ на разстоянiи 4 локтей. Если же онъ умретъ, находясь подъ проклятiемъ, то судiя велитъ положить камень на его гробј, въ знакъ того, что умершiй достоинъ былъ окаменјнiя, такъ какъ не соблюлъ эпитимiи и остался исключеннымъ изъ общества. Вслјдствiе этого не жалјютъ о немъ и тјла его не провожаютъ до мјста вјчнаго упокоенiя даже родители его. Проклятiе это, которое смотря по обстоятельствамъ можетъ быть и увеличиваемо, можетъ наложить даже частное лицо. Продолжается оно, обыкновенно, 30 дней, но можетъ продолжаться 60 и даже 90 дней, если проклинаемый не обнаруживаетъ раскаянiя. А если и послј этого времени не наступаетъ исправленiе проклинаемаго подвергають большему проклятiю, которое называется “Cherem”.

Если “Niddui” дозволяетъ проклинаемому находиться вблизи другихъ на разстоянiи 4 локтей, то “Cherem” воспрещаетъ ему всякое сношенiе съ посторонними. ( 134 ) Находящiйся подъ проклятiемъ не можетъ жить съ другими, или учить ихъ, воспрещено ему раздјлять съ кјмъ бы то ни было пищу и питье; никому не дозволяется у него служить или принимать отъ него услуги; дозволяется продать ему нјсколько пищи, чтобы только онъ не умеръ. “Cherem” произносится по крайней мјрј 10 человјками. Проклятiе это обыкновенно происходитъ съ необыкновенною торжественностiю. Они зажигаютъ восковыя свјчи, трубятъ въ рога и поражаютъ грјшника страшными проклятiями. По совершенiи обряда проклинанiя тушатся свјчи въ знакъ того, что проклятый исключенъ изъ числа участниковъ въ свјтј небесномъ. Форма клятвы “Cherem” ( 135 ) такъ гласитъ: “велјнiемъ Господа надъ господами предается проклятiю N сынъ N въ обоихъ судовыхъ палатахъ высшей и низшей, подвергается проклятiю старшихъ святыхъ, проклятiю Серафима и Офанима; наконецъ, проклятiю великихъ и малыхъ гминъ. Пусть на него найдутъ величайшiя несчастiя и болјзни. Домъ его пусть будетъ вмјстилищемъ ядовитыхъ змјевъ. Пусть погаснетъ звјзда его на небј, пусть она изливаетъ на него свой гнјвъ, пусть будетъ она для него жесткою и строгою. Тјло его по смерти пусть будетъ предано въ жертву дикимъ звјрямъ и змјямъ. Пусть радуются его несчастiю противники и противницы его. Золото и серебро пусть будетъ роздано другимъ и сыновья его пусть будутъ въ числј враговъ его. Потомство его пусть вздрагиваетъ при воспоминанiи объ этомъ днј (т.е. днј произнесенiя проклятiя). Пусть онъ будетъ проклятъ устами Амирiона и Ахтарiела, устами Сарафiела и Сагансаела, устами Михаила и Гаврiила, устами Рафаила и Мешаретiела. Пусть онъ будетъ проклятъ устами Саваоѕа и Iеговы, который есть великимъ Богомъ и устами седмидесяти именъ по три раза великимъ царемъ, наконецъ, устами Зортока, великаго канцлера. Пусть онъ будетъ поглощенъ землею по примјру Корея и его соучастниковъ, со страхомъ и трепетомъ пусть душа его разлучится съ его тјломъ. Пусть поразитъ его гласъ Господа. Пусть онъ будетъ удушенъ, какъ Ахитолефъ. Участь его пусть будетъ участiю Гiэзiя. Пусть онъ падетъ и никогда не встанетъ. Да не будетъ онъ погребеннымъ среди Израиля. Жена его пусть будетъ отдана другому, а по смерти его пусть другiе ругаются надъ нею. Въ этомъ проклятiи пребываетъ N, сынъ N, и это проклятiе пусть будетъ наслјдствомъ для него. Но надо мною и надъ Израилемъ да простираетъ Господь Богъ миръ и благословенiе свое. Аминь”.

Одно только образованiе въ силахъ уничтожить въ сердцахъ евреевъ ту ненависть, какая въ нихъ царитъ къ ихъ иновјрцамъ. Надежда на одно только образованiе, что оно убјдитъ iудеевъ въ святости ученiя Христова о томъ, что ближнимъ долженъ быть признаваемъ не еврей только, а каждый человјкъ и что къ каждому человјку должна простираться любовь до самоотверженiя.

Related posts

Тимошенко сваливает в Брюсель у масонов просить поддержки, наверно она уже не вернётся

admin

Коломойский проиграл суд Пинчуку

admin

Коломойский выводит свои капиталы из Украины в Грузию

admin

Коментарии