Группа «Приват» первая в списке среди крупных игроков попавшая под реприватизационный пресс новой власти, несмотря на все реверансы Игоря Коломойского в адрес Виктора Януковича и компании.
Игорю Коломойскому вряд ли грозит повторение судьбы россиянина Михаила Ходорковского. Конечно, противоречивых эпизодов в его деятельности хватило бы на возбуждение не одного уголовного дела. Но в случае реальной угрозы ареста Коломойский попросту не станет покидать свой дом в Женеве и как минимум временно откажется от посещений Украины.
Впрочем, власти, возможно, это и требуется — Коломойский идеально подходит для создания образа украинского Бориса Березовского, на которого можно свалить любые проблемы и неудачи.
Первый неприкрытый удар силовики нанесли по любимому детищу «Привата» — карпатскому курорту «Буковель». На прошлой неделе сотрудники Генпрокуратуры и ГУБОП при поддержке бойцов спецподразделений «Беркут» и «Сокол» провели обыск и изъятие документов, а также оргтехники в Главном управлении Госкомзема в Ивано-Франковской области, арестовав его начальника Юрия Добровольского, который до этого работал замдиректора туристического комплекса «Буковель».
Одновременно обыски прошли и в админздании ООО «Скорзонера», официального собственника ТК «Буковель». Следователей интересовали вопросы отвода земельных участков ООО «Скорзонера», денежной оценки земель Поляницкого сельского совета, на которых стоит «Буковель», проекты и строительство новых дорог к туристическому комплексу. Как результат был наложен арест на земельные участки села Поляница, где расположен горнолыжный курорт. Еще один промежуточный итог — инвесторы «Буковеля» (читай группа «Приват») приостановили реализацию проекта строительства аналогичного горнолыжного курорта на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей. Планировалось построить новые гостиничные комплексы эконом-класса на 1 тыс. номеров, горнолыжные трассы протяженностью 120 км и другие объекты, вложив в это дело в ближайший год порядка 1,2 млрд. грн. Кстати, как сообщило ООО «Скорзонера», инвестиции в строительство комплекса «Буковель» за последние десять лет составили 2 млрд. грн.
Впрочем, известно, что не туризмом единым жив «Приват». После продажи три года назад «приватовских» металлургических активов российскому «Евразу» группа держится на трех китах — нефтяном, ферросплавном и банковском бизнесе. И как минимум деятельность двух из них (ПриватБанк, по крайней мере, официально особых трудностей пока не имеет) в последнее время стала входить в черную полосу, в чем им в немаловажной степени помогает новая украинская власть.
Так, еще в августе Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приостановила обращение акций ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» сроком на полгода «с целью защиты интересов государства». Напомним, что в государственной собственности находится 25% акций ОАО (чьим производственным активом является Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод), а контрольный пакет принадлежит офшорам, связанным с акционерами ПриватБанка Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым. Проще говоря, минимум до февраля 2011 года дрогобычские акции «приватовцев» будут лежать мертвым грузом — они не смогут их ни продать, ни заложить, ни как-либо по-другому использовать.
И если Дрогобычский НПЗ никогда не являлся алмазом в коллекции «Привата» (устарелые производственные мощности плюс работа в убыток, фиксируемый уже два с лишним года), то этого не скажешь относительно аналогичного завода в Кременчуге — крупнейшего НПЗ в Украине. Корпоративная война за ЗАО «Укртатнафта» между «Приватом» и татарскими учредителями компании с переменным успехом тянется уже много лет, но до сих пор Коломойскому со товарищи удавалось склонять чашу весов (прежде всего Фемиды) в свою пользу. В конце концов, «Приват» обрел полный контроль над НПЗ, который должен был стать фундаментом их нефтяного бизнеса.
Если раньше российские нефтяные компании, солидаризировавшись с Татарстаном, просто бойкотировали поставки сырья в Кременчуг, срывая загрузку «приватовского» НПЗ, то после смены украинской власти Москва стала официально диктовать условия на газовых переговорах с Киевом, требуя вернуть контроль над НПЗ татарским акционерам. Судя по всему, украинское правительство уже начало выполнять это требование — в конце августа Кабмин направил иск в Хозяйственный суд Киева с просьбой отменить решение двухгодичной давности, которое признавало незаконным приобретение связанного с татарами офшором пакета акций в 8% «Укртатнафты». И это можно считать только первым шагом в усмирении Коломойского и его интересов в Кременчуге.
Не все ладится и в главном активе — дочке НАК «Нафтогаз Украины» компании «Укрнафта», подконтрольной «Привату». Правда, еще в январе «приватовцы» смогли несколько обезопасить свои позиции в «Укрнафте» (для переизбрания руководства компании на собрании акционеров теперь необходимо не 60%, а 75% голосов), но после президентских выборов и последующего за ними вхождения в набсовет компании новых руководителей «Нафтогаза» (его глава Евгений Бакулин в августе возглавил набсовет «Укрнафты») покой Коломойскому только снится. Например, «Нафтогаз» больше не устраивает то, каким образом «Укрнафта» распределяет прибыль — не так давно НАК обратился в суд с требованием обязать свою дочернюю компанию перечислить на свои счета 56 млн. грн. Еще более важное значение для «Нафтогаза» имеет другой судебный спор, который, по информации наших источников, завершится 20 сентября. В этот день Высший хозсуд Украины будет рассматривать требование НАК отменить решение хозсуда Киева от 8 июня 2010 года, обязывающее «Нафтогаз» отдать «Укрнафте» в течение пяти месяцев 1 млрд. м3 газа.
Кстати, на 20-24 сентября назначены собрания акционеров на принадлежащих «Привату» всех трех украинских ферросплавных заводах и двух марганцевых ГОКах. По официальному сообщению, в ходе собраний акционеров всех предприятий планируется утвердить годовой отчет и баланс за 2008-2009 годы, определить порядок распределения прибыли (покрытия убытков) за этот период и принять решение о полномочиях членов органов управления заводов. Но фактически столь синхронные действия могут означать две вещи: или собственники срочно захотели дивидендов (хотя прошлый год и Никопольский, и Запорожский, и Стахановский заводы, а также Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи все как один завершили с убытками), либо предприятия уже кому-то проданы, так что необходимо срочно ввести людей новых собственников в руководящие органы. Между прочим, наблюдатели утверждают, что подобные синхронные собрания акционеров на предприятиях «Привата» видели только единожды — когда «Евраз» купил у группы три коксохима, метзавод, ГОК «Сухая Балка» и 50-процентную долю в ЮГОКе. Единственное, что пока не лихорадит, так это медиаактивы Коломойского во главе с телеканалом «1+1». Впрочем, их он пока тоже вовсе не использует как инструмент информационной войны с властью. И случай с «Буковелем» это показал.
Между тем сам Коломойский совершенно не хочет войны с властью. Еще перед президентскими выборами он сделал ставку на победу Виктора Януковича, а после них демонстрировал полнейшую лояльность к новой власти. Парламентский штык Игоря Валериевича, нардеп от НУ — НС Игорь Палица, с самого начала вступил «тушкой» в коалицию, Коломойский абсолютно не сопротивлялся тотальному господству «донецких» в его главной вотчине, Днепропетровщине, и даже не стал выдвигать серьезного кандидата в днепропетровские мэры в противовес Ивану Куличенко, члену ПР с недавних пор (таковым мог стать экс-губернатор Николай Швец, но, судя по всему, уже не станет). Но «регионалы» такие реверансы не оценили. Сначала Коломойский не смог пролоббировать ни одного из «своих» людей на мало-мальски стоящую государственную должность, а теперь и вовсе превращается во «врага государства». И если власть таки продолжит лепить из Коломойского «украинского Березовского», общество не то что возмутится, а наоборот, воспримет на ура. Борьба с олигархом, тем более таким одиозным, принесет лишь дополнительные рейтинговые очки Януковичу и его команде.
Олег Полищук
banker.ua
http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2010/09/20/210228