Военная операция против Ливии, в которой участвуют США, Великобритания, Франция, Италия и Канада, началась 19 марта. Для проведения операции используются ракеты морского базирования (КРМБ) и крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) …
Сейчас ход мировой политики на годы вперёд определяется в Ливии. Главный урок, который США преподносят всему миру, состоит в том, что они демонстрируют технологию подготовки и ведения современной войны.
Сначала готовится общественное мнение против определенного государства путем занесения его в список «неблагонадежных». Затем вводятся разного рода запреты, санкции (эмбарго). Потом следует период «выдерживания» намеченного противника в жёстких условиях до максимального его ослабления. В этот период осуществляется «разведка боем», определяются возможные цели, нейтрализуются потенциальные союзники будущей жертвы. И только после этого начинается прямая военная агрессия. На смену войнам с противостоянием государств, с противоборством армий приходит глобальная перманентная война, которая ведётся непрерывно во всех точках Земли всеми возможными способами – политическими, экономическими, военными, информационными.
В связи с войной, развязанной в настоящее время против Ливии, необходимо отметить важный новый момент. Голосование в Совете Безопасности ООН по англо-французскому проекту Резолюции №1973, фактически открывшей дорогу к военной интервенции, вскрыло уникальную международно-политическую ситуацию: страны группы БРИК в вопросе о Ливии продемонстрировали несогласие с Европой, тем более с Соединёнными Штатами: Бразилия, Россия, Индия Китай (а из европейских стран Германия) не поддержали Резолюцию № 1973.
Ливия и Россия
В Триполи, однако, не забыли, что Россия, считавшаяся дружественным государством, в 1992 г. резко изменила своё отношение к Ливии и фактически полностью поддержала введение против неё режима международных санкций. Через несколько лет, как известно, российская позиция изменилась. Однако первая, очень сильная обида осталась, как осталось и недоверие к политике Москвы. Преодолеть это очень непросто. Видимо, поэтому Триполи не выполнил достигнутые в апреле 2008 года договорённости о закупке российского оружия, несмотря на то что взамен Россия списала Ливии долг советских времён в размере 4,5 миллиарда долларов. Не удалось продвинуться и с реализацией полученного «Российскими железными дорогами» контракта стоимостью 2,3 миллиарда долларов на строительство железной дороги Сирт — Бенгази, хотя ветку планировалось открыть уже в сентябре 2009 года. Не оправдались надежды Кремля на Ливию в вопросе о создании «газовой ОПЕК», в котором Россия рассматривала Триполи в качестве одного из основных партнеров. Ливия уклонилась от участия в организации, чем поставила под угрозу весь проект. В то же время Ливия до последнего времени была готова разместить у себя российскую военно-морскую базу в порту Бенгази. Не так давно в Ливии побывал отряд боевых кораблей Северного флота РФ во главе с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». В порт Триполи, направляясь к берегам Сомали, заходил и сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Как надеялся ливийский лидер, российское военное присутствие должно было стать гарантией ненападения на Ливию со стороны США…
Ливийская группировка сил и средств
Вооружённые силы Ливии обладают достаточным потенциалом для противостояния внешней агрессии. На момент начала боевых действий в ливийской армии имеются 4 зенитно-ракетных бригады, оснащённые зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С — 200ВЭ «Вега», 6 бригад ЗРК С-75М «Десна» и по 3 бригады ЗРК С-125М «Нева-М» и «Квадрат» («Оса»). Что касается ПВО, то Каддафи располагает, по оценкам экспертов, по меньшей мере 216 зенитными ракетами. В их число входят зенитные ракетные комплексы российского и французского производства — С-75 «Двина», С-125 «Нева», С-200 и «Кроталь», а также переносными ЗРК СА-7 старого советского образца.
У Ливии имеется также до 500 тактических и оперативно-тактических ракет мобильного базирования. Вполне возможно, что они снаряжены химическими боеприпасами. В связи с этим, в случае принятия натовским командованием решения на проведение наземной операции, придётся заблаговременно обеспечивать противоракетную оборону создаваемых ракетных баз и защиту личного состава от химического оружия.
Военно-морские силы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии включают флот, авиацию ВМС и береговую охрану. Флот Ливии состоит из одиннадцати боевых кораблей (в том числе двух ПЛ проекта 641), двух фрегатов проекта 1159), одного корвета проекта 1234, одного десантного корабля типа «PS-700», пяти тральщиков проекта 266МЭ) и четырнадцати ракетных катеров (шести проекта 205 и восьми типа «Комбатант-2G»), а также до двадцати вспомогательных судов и более пятидесяти быстроходных дистанционно управляемых аппаратов.
Авиация ВМС насчитывает 24 боеготовых вертолёта (в том числе 12 противолодочных) и 5 неисправных. Ещё 6 неисправных машин формально числятся в ВМС, но используются полицией (2008). В состав береговой охраны Ливии на 2008 год входило до 70 патрульных катеров различного водоизмещения. Корабли ливийского флота базируются в военно-морских базах Аль-Хурна (штаб ВМС), Аль-Хум и Тобрук, в качестве манёвренных используются также базы в Бенгази, Дерне, Бордия, Триполи, Тарабелусе, Даруа. Подводные лодки базируются в Рас-Хилале, а авиация ВМС базируется в Аль-Гидрабияла. Мобильные батареи противокорабельных ракет SS-C-3 из состава береговой обороны размещаются на автомобильных пусковых установках в районах Тобрук, Бенгази и Аль-Дания.
Военно-воздушные силы Ливии насчитывают 23.000 человек личного состава (включая ПВО). Располагают 379 боевыми самолётами, включая 12 бомбардировщиков (по шесть Ту-22 и Су-24МК), 151 истребитель-бомбардировщик (40 МиГ-23БН, 30 «Мираж» 5D/DE, 14 «Мираж» 5DD, 14 «Мираж» F-1 AD, 53 Су-20/22), 205 истребителей (45 МиГ-21, 75 МиГ-23, 70 МиГ-25, 15 «Мираж» F-1 ЕD), 11 разведчиков (4 Мираж» 5DR, 7 МиГ-25РБ). Также имелось 145 вертолётов: 41 боевой (29 Ми-25, 12 Ми-35), 54 многоцелевых (4 СН-47, 34 Ми-8/17, 11 SA-316, 5 Agusta-Bell AB-206) и 50 учебных Ми-2 (6).
Большой, надо сказать, удачей для Запада в его военной операции против Ливии является то, что Россия, присоединившаяся 10 марта к антиливийским санкциям СБ ООН, не успела в существенной мере реализовать военные контракты, заключённые с Триполи в 2008 году.
Предполагалось, что Ливия, в частности, приобретёт 12 многоцелевых истребителей Су-35, 48 танков T-90С, некоторое количество зенитно-ракетных комплексов /ЗРК/ С-125 «Печора», «Тор-M2Э» и С-300ПМУ-2 «Фаворит», а также дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Кило». Кроме того, Россия собиралась поставить Ливии запасные части и выполнить работы по обслуживанию, ремонту и модернизации закупленной ранее военной техники, в том числе ЗРК «Оса-АКМ» и танков T-72. Речь шла и о поставках лёгкого и стрелкового оружия российского производства, а также партии морских мин на 500 млн. долл. По сведениям открытых источников, к моменту установления международного эмбарго российские оружейники успели заключить контракты с Триполи на сумму около 2 млрд. долл. Близка к завершению была и работа по подготовке сделки по авиатехнике и средствам ПВО общей стоимостью порядка 1,8 млрд. долл. Все эти современные и весьма эффективные вооружения в Ливию не попали и вряд ли теперь когда-нибудь попадут.
Планы НАТО
В относительной близости от ливийских берегов размещается военная группировка из 25 боевых кораблей, подводных лодок Западной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами Tomahawk на борту, и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», а также флагманский (штабной) корабль «Маунт Уитни». Пять американских самолётов-шпионов также находятся в регионе. Французский авианосец «Шарль де Голь» к исходу дня 20 марта вошёл в Средиземное море.
Размещение в прилегающей к ливийской территории акватории кораблей 2-го и 6-го флотов США позволит относительно легко запретить плавание в открытом море надводных боевых кораблей. Натовцам сразу потребуется уничтожить ливийскую батарею подвижного берегового ракетного комплекса «Рубеж» и блокировать действия морской авиации. Американские военные убеждены, что Ливия располагает ограниченными средствами противодействия воздушным ударам, призванным вывести из строя ливийскую систему ПВО, «отключить» радары, нанести существенный урон военным аэродромам. На недавних слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил Конгресса США командующий Корпусом морской пехоты генерал Джеймс Амос, оценивая возможности ливийских ВВС, заявил, что «наибольшую угрозу, возможно, представляют их вертолёты». Выступая на тех же слушаниях, начальник штаба ВМС США адмирал Гэри Рафхед выразил мнение Пентагона, что для установления запретной для полетов военной авиации Каддафи зоны придётся сначала «уничтожить системы ПВО Ливии». «Это потребует проведения боевых операций», — предупредил он. Генерал уточнил, что системы ПВО ливийцев развёрнуты в основном вокруг Триполи и оснащены «устаревшими зенитными ракетами советского производства». Согласно данным американских военных экспертов, Каддафи в разное время закупил почти 420 боевых самолётов, в том числе 79 «Миражей», 50 МиГ-21, 113 МиГ-23, 60 МиГ-25 и 45 Су-20/22. Свыше половины из них, как отмечают аналитики из вашингтонского исследовательского центра Global security, по тем или иным причинам не пригодны для использования. Ливийцы приобрели и 52 ударных вертолёта, включая 12 Ми-35 и 35 Ми-24. Есть у них и американские десантно-транспортные вертолёты Boeing CH-47 Chinook.
Военная операция против Ливии, в которой участвуют США, Великобритания, Франция, Италия и Канада (к ним планирует присоединиться Испания), началась 19 марта. Для проведения операции используются ракеты морского базирования (КРМБ) и крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ), тактическая и палубная авиация ВВС и ВМС США и Великобритании и Франции, ДРЛО и УЕ-З «АВАКС», и самолёты РЭБ, а также истребители «Торнадо» и «Тайфун». О готовности присоединиться к военным действиям против Ливии заявили Испания, Катар и ОАЭ, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия. Италия предложила создать центр координирования военных действий в Ливии на базе НАТО в Неаполе.
В решении НАТО на операцию в Ливии предусматривается несколько этапов. 1 этап – начальный (середина февраля – 18 марта 2011 г. к настоящему времени завершён. В ходе этого этапа предусматривалось проведение дезинформационных мероприятий, разведка целей, морская блокада.
2 этап – проведение воздушно-морской операции (начался 19 марта 2011 г. и продолжается в настоящее время) Данный этап характеризуется систематическими нанесениями мощных ударов ВВС НАТО по выявленным объектам и продолжением блокады воздушного пространства и морского побережья.
3-й этап (пока не планируется, но вполне возможен) – полномасштабная воздушно-наземная операция (март — апрель). На данном этапе речь пойдёт о вторжении крупных сил натовских армий на территорию Ливии. Во вторжении могут участвовать элитные соединения морской пехоты, разведподразделения и спецназ при массированной поддержке авиации. На этом этапе следует ожидать ракетно-бомбовых ударов ВВС и ВМФ по всему северу Ливии, установления контроля над территориями, с которых ведутся обстрелы морских кораблей и продолжения блокады воздушного пространства и морского побережья. Цель 3-го этапа – нанести максимально тяжёлый удар и ликвидировать военный потенциал ливийской армии.
* * *
Если проанализировать войны за последние 20 лет, то можно заметить, что решающим фактором в них был не военный разгром вооружённых сил обороняющейся армии, а политическая изоляция руководителей. Так было 17 января 1991 года, когда США начали операцию «Буря в пустыне» против Ирака; так было в августе-сентябре 1995 года, когда авиация НАТО провела воздушную операцию «Умеренная сила» против боснийских сербов, сыгравшую роль в остановке сербского наступления и изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил; так было 17-20 декабря 1998 года, когда объединённые силы США и Великобритании провели операцию «Лис в пустыне» в Ираке; так было при проведении военной операции блока НАТО «Союзная сила» (первоначальное название «Решительная сила») против Союзной Республики Югославии в период с 24 марта по 10 июня 1999 года; с такой же подготовкой 7 октября 2001 года США во главе войск НАТО начали операцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
19 марта 2011 года нанесение ракетно-авиационного удара по Ливии началось с боевого применения КРМБ и КРВБ. В качестве объектов поражения крылатыми ракетами были назначены: Комплекс вооруженных сил Ливии; правительственные пункты управления и резиденция М.Каддафи; штаб и командный пункт ВВС и войск ПВО; крупные пункты управления и связи военного и административного назначения в различных районах страны.
Пуски крылатых ракет морского базирования осуществлялись из районов восточной части Средиземного моря с надводных кораблей и подводных лодок с США и Великобритании (удаление от береговой линии 50-150 км.).По сведениям Fox News, атаке американских ракет Tomahawk подверглись, в первую очередь, объекты ливийской ПРО. Как сообщил вице-адмирал США Уильям Гортни, американские и британские корабли выпустили 110 ракет Tomahawk по ливийским целям преимущественно на западе страны. Был обстрелян расположенный в 120 километрах к западу от Триполи город Зувара. В Триполи, Бенгази и Зуваре, а также на нефтехранилищах в районе Мисраты в результате нанесенных ударов вспыхнули пожары. По данным ливийского телевидения, западная авиация атакует гражданские цели.
С целью контроля воздушного пространства и управления полетами боевой авиации нападающие используют самолеты ДРЛО и УЕ-З «АВАКС», совершающие вылеты над северной частью Средиземного моря на удалении не менее 50 км от северной границы Ливии. Задачи радиоэлектронного подавления средств боевого управления и связи вооруженных сил Ливии возложены на эскадрилью РЭБ (самолеты ЕС-130Н). К решению задач радиоэлектронной борьбы привлечены самолеты, базирующиеся на американском авианосце «Энтерпрайз». Их основная задача — подавление средств ПВО Ливии как с использованием аппаратуры РЭБ, так и с применением противорадиолокационных ракет «Харм». Потребности вооруженных сил в ходе операции удовлетворяет объединенная навигационная система Министерства обороны США «Навстар».
Вопрос о возможности десантирования на территорию Ливии войск США и их союзников заслуживает отдельного рассмотрения. Помимо прочего, такая десантная операция потребует создания военных баз. К этому как в Вашингтоне, так и Брюсселе не готовы. Администрация США вынуждена учитывать и неизбежные в этом случае политические издержки – обвинения в проведении политики неоколониализма, усиление антиамериканских настроений как в Арабском мире, так и за его пределами, в первую очередь в тех государствах, которые согласятся предоставить свои вооружённые силы для наземной операции против Ливии.
ДЕНЬ Запорожья