Помощник Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира – о тесных отношениях Украинской православной церкви Московского патриархата и нового главы государства.
— Владыка Александр, как вы думаете, почему патриарх Кирилл так открыто поддерживает Януковича?
— Где сказано о том, что Кирилл открыто поддерживает Януковича?
— Например, он первым поздравил его с победой до объявления результатов выборов. Раньше Путина и Медведева. Разве это не жест поддержки?
— Как лицо негосударственное он имел такое право. А жестом поддержки это могло бы считаться только до выборов. Поздравление после выборов – констатация факта.
— Тем не менее Папа Римский Януковича не поздравляет.
— Папа Римский, наверное, не рассматривает Украину как свою каноническую территорию. А патриарх Кирилл считает Украину и территорией Московского патриархата, и центром его идеи Русского мира. Он патриарх не только Москвы и России, а всей святой Руси, центром которой и является Киев.
— Разве поддержка одного из политических лидеров не наносит ущерб репутации церкви в столь непростой религиозной ситуации в стране?
— В 2007 году УПЦ был принят документ, запретивший провозглашение в храме любых политических лозунгов. Было сказано, что для православной церкви не существует ни «оранжевых», ни «бело-голубых», ни «бело-сердечных». Все, кто именует себя православными христианами, являются чадами церкви вне зависимости от их политических воззрений.
— Однако же митрополит Донецкий Иларион заявил о поддержке Януковича, как и его коллега из Одессы Агафангел.
— Они не агитировали, а высказывали свою точку зрения, выступая в качестве частных лиц. Агитировать они не имели права. Еще в 1995 году ныне покойный патриарх Алексий II принял решение о том, что священники не могут участвовать в выборах.
— Между тем в новостях говорили, что Януковича поддержал митрополит Иларион, а не гражданин Роман Шукало. А отец Лонгин пришел на политическое ток-шоу в рясе и выступил в поддержку Януковича.
— Видите ли, отец Лонгин не призывал голосовать за Виктора Януковича. Он говорил о том, что тот помогает его детскому дому. Это ведь факт. Я с такой же ответственностью и без зазрения совести могу сказать, что именно распоряжением Юлии Тимошенко землю под храмами можно оформлять в качестве частной собственности, что ее тщанием цена энергоносителей для религиозных организаций стала такой же, как для населения. Об этом мы тоже говорим, но ведь тем самым не агитируем за Тимошенко. А если в эфире слова отца Лонгина прозвучали в контексте общей агитации за Януковича, тогда грех лежит не на нем, а на устроителях эфира.
— Митрополит Владимир дистанцировался от политики, а главы региональных епархий открыто поддерживают одного из кандидатов. Есть ли в церкви единство?
— Каждый архиерей в своей епархии хозяин. В том, что касается церковной дисциплины, к ним претензий нет. За остальное они в ответе только перед Господом. Архиерей – это ведь не глава администрации, которого назначают или снимают в зависимости от политической конъюнктуры. Только кончина может прервать его служение в епархии.
— Как у УПЦ МП складывались отношения с президентом Ющенко?
— Нет власти, которая была бы не от Бога. Послал Господь Виктора Андреевича, работали с ним. Точно так же сотрудничали бы и с другим президентом. Церковь – это организация и организм богочеловеческий. Она существовала и будет существовать при любой власти. Другое дело, что при разной власти церковь имеет лучшие или худшие условия для выполнения своих задач.
— Эти условия улучшатся при президенте Януковиче?
— Не секрет, что люди устали от неразберихи, которая творится в стране, от аморфного состояния государственно-церковных отношений. Все хотят стабильности. Церковь – не исключение. Будем надеяться, что с Виктором Федоровичем наладятся конструктивные отношения. Есть ряд проектов, касающихся духовного образования, пенитенциарной системы и медицины, для реализации которых нужна государственная поддержка. У нас действует множество синодальных отделов, они разрабатывают свои программы и при нормальной государственной поддержке могут их внедрять совместно с министерствами. Главное – согласие. А не так, как было до сегодняшнего дня: то власть поддерживает одного патриарха, то другого, то вообще Поместную церковь строит.
— Каким будет диалог с УПЦ Киевского патриархата? Как известно, секретариат Виктора Ющенко поддерживал Филарета. Будете ли вы использовать близость к новому президенту для ускорения интеграционных процессов?
— Вы хотите спросить, собираемся ли мы использовать админресурс? Нет, Украинская православная церковь не станет этого делать. Церковный процесс является естественным, и горький опыт политики Виктора Андреевича в религиозной сфере только доказывает данный тезис. Дерево необходимо поливать, удобрять, но ни в коем случае не вытягивать за ветки, чтобы оно быстрее выросло. Вопрос восстановления церковного единства должен идти эволюционным путем. Надеемся, что он завершится тем, что все будут едины, как и заповедовал нам Христос.
— Намереваетесь ли вы обострять имущественные споры с УПЦ КП по поводу объектов, переданных им в ходе реституции?
— Ничего страшного в том, как совершалась реституция, нет, поскольку рано или поздно в Украине будет одна церковь. И если какие-то культовые сооружения передаются Киевскому патриархату, то в конечном счете они все равно окажутся в единой собственности: те общины, которые находятся сейчас в УПЦ КП, вернутся в лоно матери-церкви вместе с имуществом.
— Вы будете добиваться введения в школах религиозного образования?
— Да. Идет активная работа по изданию учебника христианской этики. Если мы называем Украину православным государством, то должны об этом рассказывать детям.
— Но ведь Украина – светское государство. Как ваша инициатива согласуется с Конституцией?
— Если мы ведем речь о государственно-церковных отношениях, значит, мы говорим о наших пожеланиях государству, а не о том, что противоречит Конституции, а что нет. Не всегда Основной Закон соответствует тому, что происходит в обществе, и не всегда его положения выполняются. Для меня безусловный авторитет и моя Конституция – Святое Евангелие. А в нем сказано: «Идите и проповедуйте».
— Вам не кажется, что введение основ христианства может вызвать в обществе конфликт, а не примирение? Как отреагирует родители-атеисты, когда ребенок придет из школы и начнет рассказывать им о чуде творения?
— Такие ситуации уже возникали в истории церкви. Мальчики и девочки воспринимали своей душой Христа-спасителя, они приходили домой и проповедовали родителям. Вспомним пример великомученицы Варвары, которую отец за это умертвил. Если даже родители придут к вере через ребенка, почему это плохо?