Мы связались с пресс-службой епархии и отцом Геннадием, чтобы узнать, было ли это решение еще одним витком давнего конфликта между архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и отцом Геннадием по вопросам богослужебной практики и подготовки к Таинству крещения или, напротив, завершением этого конфликта?
Пресс-служба Красноярской епархии: «Не случилось никаких конфликтов и разногласий».
— Мы располагаем следующими фактами, – сообщил нам руководитель пресс-службы и начальник службы протокола епархии Андрей Скворцов. – Протоиерей Геннадий Фаст посетил Абакамско-Кызыльскую Епархию, где встретился с ее управляющим и выразил желание перейти в состав клира этой Епархии. В соответствии со всеми церковными канонами и учитывая ходатайство об этом архиепископа Абакамского и Кызыльского Ионафана и идя навстречу поданному отцом Геннадием прошению о его переводе, управляющий Красноярской Епархии это прошение удовлетворил и дал согласие на переход клирика Геннадия Фаста в клир Абаканско-Кызыльской Епархии. Не случилось никаких конфликтов и разногласий.
— Имеется ли в планах Красноярской Епархии дальнейшее сотрудничество с отцом Геннадием?
— Отец Геннадий выразил свое желание продолжить преподавательскую деятельность в одном из Красноярских вузов, на что его в свое время благословлял архиепископ Красноярский и Елисейский Антоний. Учитывая, что наши Епархии соседствуют друг с другом – это вполне приветствуется.
Протоиерей Геннадий Фаст: «Хочу просто закрыть эту тему». Отец Геннадий свое почисление за штат и переход в соседнюю епархию прокомментировал так:
— 2 ноября Красноярской Епархией я почислен за штат. Я примирялся с владыкой, просил у него прощения за всякую досаду, обиду и нестроение, принимаю всякое обвинение, кроме ереси. Это обвинение я не принимал и не принимаю. Мы примирялись публично, потому что это уже всем поднадоело: и ему, и мне. Но через три дня на Епархиальном собрании опять было устроено публичное осуждение, меня вывели из состава Епархиального Совета с обвинениями о которых хотелось бы забыть. Шесть человек на собрании имели мужество выступить против моего исключения, заступились за меня. На на итог это не повлияло. После того, как последовали публичные обвинения я сколько мог потерпел, а потом подал прошение на отчисление за штат, которое было принято.
— Получается Ваш переход в Абаканскую епархию был вынужденным, хоть и официально он был Вашей инициативой?
— В Красноярской епархии я отслужил 20 лет. И даже служил на этом месте еще десять лет до того, как появилась сама Красноярская епархия. Я никогда никуда не уходил. И не собирался уходить до нынешнего времени. Но формально – это моя инициатива. Да, я подал прошение. Просто ситуация зашла окончательно в тупик.
И уже было непонятно, до каких пор еще все это будет продолжаться. Ведь даже после зачисление за штат обсуждение меня продолжается. Нужно это прекратить, поставить точку. Я не знаю, что еще от меня нужно было. Запретные требования, которые владыка применял – я принял. Уже с октября месяца я служил так, как он требовал, без всех особенностей. Но когда все, что я сделал, в том числе и покаяние, и примирение не принесло результатов – тогда я принял решение о переводе в другую епархию. Хочу просто закрыть эту тему.
— Основные ваши разногласия касались разницы в подходах к катехизации?
— Меня укоряют в том, что под видом катехизации я отказываю людям в крещении. Был вопрос о крещении младенцев. Действительно, огульное крещение детей в наше время я нахожу неоправданным. Родители и крестные должны быть воцерковлены, должны понимать, что происходит. Иначе крещение не считаю действительным.
Основные вопросы – к проведению Богослужения. У нас был не просто приход, сложилась община примерно таким образом, как ее мыслит митрополит Антоний Сурожский. Евангелие читалось лицом к народу, молитвы бывали импровизированные, в записках люди писали не только имена, но и нужды: и материальные, и духовные, благодарения конкретно за что-то. Все произносилось вслух. Служба была окрашена импровизацией. Апостолов читал на русском языке, но служил, конечно, на церковно-славянском. Очень люблю и древние языки. На литургии некоторые молитвы произносил на иврите и на греческом. Вот такая была живая молитва.
Почти тридцать лет я именно так и служил, в том числе немало лет и при нынешнем руководстве, но только в последнее время посыпались обвинения по этому поводу. Посчитали, что это нарушение Православия, а не просто живая импровизация. Владыка Абаканский и Кызыльский такой мой подход к служению приветствует. Сейчас нахожусь в стадии переезда.
4 июля указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства. Как стало известно редакции портала «Православие и мир», в основе возникших в епархии разногласий – разные подходы к подготовке к Крещению и организации приходской жизни.
Необходимость катехизации перед крещением, регулярных бесед, более частого причащения и осмысленного посещения богослужения – это одни из самых важных сегодня вопросов: они обсуждаются на многих церковных конференциях, круглых столах и комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. и единого подхода и пути решения сложившихся проблем не существует.
Редакция портала «Православие и мир» обратился к владыке Красноярскому и Енисейскому Антонию и протоиерею Геннадию с просьбой разъяснить свои взгляды на катехизацию.
Разве проповедь — это не оглашение?
Интервью Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония порталу «Православие и мир»
— Владыка, как сегодня должна проходить катехизация тех, кто хочет креститься?
— Я абсолютно уверен, что все открытые при мне храмы епархии (ранее их было около 10, теперь же — более двухсот пятидесяти) занимаются катехизацией постоянно. Не было ни одного моего предписания допускать Святое Крещение как взрослых, так и детей, без оглашения и проповеди.
Да, каждый священник обязан произнести проповедь перед крещением. Но за те 2—3 недели, в которые человек должен пройти катехизаторские курсы, он может и умереть. Такие случаи бывали, и этому есть свидетельства.
В случае прихода язычника, естественно, надо было проходить длительное оглашение. Священник совершал крещение, убедившись, что человек крещаемый отрекся от своих языческих взглядов и понял суть и предназначение быть чадом Церкви Христовой и участвовать в ее жизни, что четко подтверждается Евангелием и Деяниями Апостолов. Это является непререкаемой истиной.
Оглашение, катехизация не должны проводиться в ущерб спасению души человека. Крещаемый пользуется молитвами Церкви за него. Если человек может, он должен пройти оглашение, но это не значит, что болящий взрослый или ребенок при смерти не имеют права на крещение, пока он или воспреемники не прошли катехизации.
Если человек болен или есть внешние обстоятельства, мешающие святому делу (например, призванный в армию или отбывающий за границу на жительство), не следует отдалять его от момента Святого Крещения.
Наши приходы открыты, идет восстановление, реставрация, идет внутренняя церковная жизнь в верном направлении — разве это уже не есть катехизация? Я считаю, что катехизацией является не только оглашение перед св. крещением, но всю жизнь человек после святого Крещения проходит этот курс усвоения правильной доброй церковной жизни ради вечного спасения.
Лишать кого бы то ни было св. Крещения, отказывать в крещении, пока не выучил «Верую» назубок, священник не имеет права. Господь дает Духа Святого тем, кто пришел креститься сознательно. Естественно, каждый сознательно пришедший должен быть ознакомлен с верой. Но если сами родители заявляют, что они православные — разве это уже не основание, чтобы ребенка крестить? Другой вопрос, каково качество этой веры? Конечно, необходимо этим заниматься, и заниматься усиленно, предлагая крестным посещать храм, изучать св. Писание, Закон Божий и все основы веры, предлагая посещать катехизаторские беседы.
— Бывают ли случаи, когда нужно отложить таинство?
— Можно и нужно иногда отложить Крещение, конечно. Я этого требовал, и мне не все равно, как это пытаются представить вот в обсуждении этой ситуации. Я конечно же сам за катехизацию. Что принцип катехизации должен быть выработан, как об этом свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл.
У меня есть свидетельства, как люди приезжали в Енисейск к о. Геннадию, а он отказывался крестить до оглашения. Тогда люди разворачивались и шли в другой храм в другом месте. Еще был случай, когда отец Геннадий даже отказал паре в венчании на полгода, пока они не пройдут оглашение. Они тоже пошли в другой храм. Нужно понимать, что лучше: пусть они живут в блуде, или обвенчать их по их просьбе?
У нас есть воскресные школы для детей, но когда родители заявляют, что и им это необходимо, то появились воскресные школы для взрослых. Люди должны понимать, что происходит на богослужении, во что они верят, как верят и это естественно и необходимо всячески это приветствовать и идти им навстречу.
Возможно, я буду по этому поводу выступать с докладом в Москве. Вопрос о катехизации — очень важный, очень нужный. Его обсуждение я только приветствую. В советское время нам старались вообще мешать крестить. Порой даже нельзя было проповедь произнести, пока она не утверждена уполномоченными по делам религий. Сейчас, конечно, время другое, мы должны и можем просвещать. В этом смысле Церковь свободна.
Категоричными в отказе в св. крещении мы не должны быть. Бывают, к примеру, трагические случаи. Две подружки, одна крещенная, другая — некрещеная. Тянули-тянули с этим и, наконец, девочка некрещеная шла креститься, — и тут, прямо по дороге к храму, ее сбивает насмерть автомобиль. Представляете, как это страшно? Конечно, ее нужно было бы крестить раньше.
Еще раз повторюсь на эту тему. Разве проповедь — это не оглашение? Разве это просто часть службы? Я обязываю наших священников всегда произносить проповедь на евангельские темы за Божественной литургией на праздники святых и т.д.
И кто совершенен в вере? Я вообще считаю, что человек и в 93 не готов к крещению как подобает, но мы должны крестить и просвещать, чтобы человек мог войти в жизнь вечную. Детей стоит крестить даже до 8 дня (в Ветхом Завете на восьмой день совершалось обрезание), ради страха смертного.
— Т.е. вы считаете, что оглашение и катехизация продолжаются в церковной жизни?
— Да, конечно.
— А если человек находится в смертном грехе? Можно ли его крестить или следует надеяться, что Господь просветит?
— Если человек крестится машинально, только чтобы нехристем не называли, то его не надо крестить. С ним нужно провести беседу, может, и не одну. В таких случаях в крещении как раз надо отказывать. Я этого требую от наших священников, чтобы не было совершение Святого Таинства таким требоисполнительством.
— А если ребенка крестят несознательно (чтобы ребеночек не болел)?
— Это нужно смотреть в каждом конкретном случае. Тут как раз и необходима пастырская мудрость.
— Какие перспективы сегодня у о. Геннадия?
—— Я освободил отца Геннадия от возложенных на него мной обязанностей главного катехизатора нашего центра по катехизации, оглашению и духовному просвещению, когда с ужасом узнал его предписания о категорическом запрете крестить взрослого человека или младенца, если он не прошел определенный курс катехизации.
Я не могу передать свою паству в руки священника, который во многом ошибается. Это пытаются представить в ложном свете, что, вот епископ взял и незаслуженно снял священника с должности. Да, я снял его с должности, я и имею право это делать, как епископ. Я обязан стоять на страже истины. Обязан поступать по архиерейской совести, если вижу некое заблуждение.
Отец Геннадий оставлен на своем приходе. Я недавно ездил туда. Я говорил с народом. Под конец уже к моей машине подошли человек пять или шесть и стали мне говорить, что он такой хороший батюшка. Я знаю, что он такой ласковый, добрый, понимающий. Но если бы он был таковым со священноначалием, в отношениях со мной, внимал бы тому, что принято в св. Церкви, он бы, конечно, и по сей день занимал свои должности. Я, конечно, хорошо понимаю этих женщин, его прихожанок, я им всего этого высказывать не стал. Они мне говорят: владыка, не забирайте у нас нашего о. Геннадия. Я ответил, что никуда его забирать не собираюсь!
Протоиерей Геннадий Фаст категорически отказался как-либо комментировать снятие с него ранее данных послушаний, однако согласился рассказать о своем видении процессов катехизации.
В газете «Православное слово Сибири» вышла статья Владыки Антония «Блюдите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15), предлагаем ознакомиться с текстом публикации. Читайте также: Миссионерская и катехизаторская работа Красноярской епархии
Протоиерей Геннадий Фаст: Евангельская мотивация крещения сегодня редка
Люди приходят креститься по разным мотивам. Одни видят в Церкви и крещении некий оберег, другие хотят креститься «Потому что болеем много, чтобы не болеть». И почти никто, приходя креститься, не ищет того, о чем сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», евангельская мотивация очень редка.
Мы никому не отказываем в крещении, но обязательно проводим разъясняющие беседы, их количество бесед не регламентировано: как правило, их десять, но все зависит от условий людей. Такие беседы я веду уже 25 лет и это всегда импровизация, живой разговор, беседа, я пытаюсь дойти до сердца человека. Буду честен: не всегда беседы достигают цели, обращение происходит в меньшинстве случаев, но я делаю все, что могу. Также человек прочитывает хотя бы одно Евангелие и учит наизусть «Отче наш» и «Символ веры», потом исповедь – по слову Священного Писания: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).
Крещение совершается во оставление грехов, но как оставить грех, если не знать его и не бороться с ним. Часто люди просят исповеди. Как правило совершаются две исповеди – чтобы человек в начале оглашения что-то исправил и завершительная исповедь. Но часто и так бывает так, что человек не готов оставить смертный грех. Крещение не связывается для них с изменением образа жизни. В таком случае, если, например, человек не оставляет гражданское сожительство, мы не крестим.
Крещение совершается полным погружением.
Воскресная школа для детей работает уже много лет, мы начинали тогда, когда за это сажали в тюрьму. Так произошло в 1986, нескольких человек посадили, мне был назначен день суда.
Мы устраиваем приход как евхаристическую общину, стараемся, чтобы вся церковь причащалась каждое воскресенье. Приходы наши небольшие, причастников на воскресной службе в Енисейске более 100 человек, в Лесосибирске – 400 причастников. Евангелие у нас читается лицом к народу, есть целование мира перед Символом веры, когда совершается Евхаристический канон и пресуществляются дары, народ говорит «Аминь» – общинно и цельно происходит Литургия. Люди это хорошо воспринимают, в Енисейск с радостью паломничают к нам красноярцы.
Биографическая справка:
Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.
«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…
…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…
В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…
Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».
Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.
В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…
Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. .
В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»…
Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.
Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.
Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (http://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».
Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.
В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.
4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.