Этот документ позволит жестко контролировать местные советы и мэров.
Слышали ли вы когда-либо о том, чтобы местной громаде удалось с помощью плебисцита выразить вотум недоверия своим нерадивым руководителям? Видимо, нет. Причиной тому является норма закона «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года (это еще было при СССР!), которая делала городского голову ответственным за проведение референдума против самого же себя. Понятно, что все попытки скинуть опостылевшего чинушу заканчивались неизменно: мэр оставался в своем кресле, а недовольный народ – тихо роптал.
На словах, необходимость изменения законодательства в этой сфере признавали все политические силы. В парламенте чуть ли не каждый год возникали соответственные инициативы. Однако все они в результате просто «зависали». Многие считают, что причиной тому было могущественное мэрское лобби.
Наглядным примером невозможности проведения плебисцита по нынешнему законодательству оказалась эпопея в Киеве в 2008 году. Тогда столичный БЮТ начал активно собирать подписи для проведения референдума о недоверии мэру Черновецкому. Инициативные группы вертелись как белки в колесе, агитируя граждан скинуть ненавистного «Космоса». Списки с подписями направлялись в юридический отдел КГГА, где тогдашний зам Черновецкого Владимир Головач демонстрировал всю свою «иезуитско-юридическую» подкованность, возвращая списки обратно. Мотивация «камбэков» каждый раз была разной: несоответствие подписей реальным людям, нарушение процедуры сбора – мало ли какую «отмазку» придумает опытный юрист?
Теперь у местного руководства могут возникнуть большие проблемы. По словам министра юстиции Александра Лавриновича, в чьем ведомстве подготовили новый законопроект, в случае его поддержки, для местного референдума хватит подписи каждого десятого жителя территориальной громады. Главным новшеством является то, что сбор подписей будет контролироваться не через местное руководство, а через территориальные избирательные комиссии. «Мы устанавливаем абсолютно новые нормы, так как действующий закон от 1991 года предусматривал механизмы, которые в отдельных направлениях делали невозможным принятие решения о местном референдуме в принципе», — отметил министр.
В тоже время, многие эксперты считают этот законопроект хитрой технологией власти, усиливающей влияние Киева на регионы. В случае чего, через инспирирование народного опроса можно убрать неугодных мэров. Например, победивших при поддержке оппозиции. «Дамоклов меч» будет висеть и над мэрами, представляющими ПР. А вдруг они решат предать? Или начнут свою игру. Тогда их можно будет отстранить от власти руками негодующих же граждан.
По словам председателя Киевского института проблем управления им. Горшенина Владимира Фесенко, логика в принятии такого закона есть: это позволит в законодательном порядке размежевать процедуры проведения всеукраинских и местных плебисцитов. Ведь, как известно, в парламенте ждет второго чтения законопроект «О всеукраинском референдуме». «Однако помимо формальных причин (все понимают потребность принятия нового закона о местных референдумах, поскольку старый физически и морально устарел), есть и другие причины. Не исключено, что принятие закона позволит усилить контроль центральной власти на местах», — считает эксперт.
В свою очередь в комментарии «proUA», народный депутат Украины Евгений Суслов отметил, что принятие правительственного законопроекта о местном референдуме «стопроцентно позволит Банковой снимать мэров-оппозиционеров». По его словам, власти удастся продавить этот документ в Верховной Раде. «Наш парламент принимает все то, что принимает Кабмин. Однако оппозиция, несмотря на то, что власть совершенно не прислушивается к ее мнению, постарается внести изменения в этот документ для того, что бы не допустить возможности манипулировать референдумами на местах», — сказал депутат.
http://proua.com