Пропонуємо вашій увазі відповіді єпископа Запорізького і Мелітопольського Іосифа на запитання користувачів нашого сайту http://orthodox.org.ua/uk/node/7608:
Дмитрий: Благословите Владыка. Что Вы можете сказать о реестровом казачестве, возглавляемом г-ном Шевченко (ректором Донецкого университета)?
Епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф: Божие Вам благословение, Дмитрий. Спасибо Вам за вопрос. Насколько я знаю реестровое казачество — это одна из достаточно значимых казачьих организаций Украины и Церковь не может игнорировать никакое общественно значимое объединение граждан, если оно хотя бы лояльно относится к православию. Церковь открыта для диалога. Но в диалоге могут быть свои ограничения. Насколько мне известно, реестровое казачество в своей идеологии не имеет четкое ориентирование на православие.
В их Уставе сказано, что они стремятся «к созданию Единой Поместной Украинской Апостольской Христианской Церкви с центром в г. Киеве». Что эта за церковь и какое отношение она имеет к Украинской Православной Церкви — не понятно. Сотрудничество с реестровым казачеством пока может осуществляться на уровне отдельных ее членов и подразделений, которые религиозно ориентируются на Украинскую Православную Церковь.
Александр: Скажите, пожалуйста, находите ли Вы общий язык с молодыми священнослужителями Вашей епархии и епархии Киевского патриархата? Я знаю, что много священников из Запорожья, которые находятся «вне православия», хотят иметь общение церковное с Вами. Какое Ваше мнение?
Епископ Иосиф: Божие Вам благословение, Александр. Спасибо Вам за вопрос. Будучи архиереем, я обязан находить общий язык с каждым священником вверенной мне епархии, не зависимо от его возраста. Что же касается общения с представителями Киевского патриархата, то хочу отметить, что я всегда открыт для конструктивного диалога, но только в рамках и на основе догматов православной Церкви.
Сергій Терещенко, Кіровоград: Ваше Преосвященство, в одному із відеосюжетів на телебаченні транслювалося Ваше привітання з нагоди свята Покрови Пресвятої Богородиці. Запис був здійснений на острові Хортиця у відновленому козацькому храмі. Дивно, що це привітання Ви виголосили російською. Зрозуміло, що Ви керуєте єпархією, де переважає російськомовне населення, але ж Ви також опікуєтеся українським козацтвом.
Невже так важко вивчити мову, якою спілкувалися запорозькі козаки, чиїх правонаступників з волі Священного Синоду Ви духовно опікуєтеся. Ви досить молода людина і могли б вивчити українську мову хоча б для того, щоб уникнути звинувачень в тому, що архієреї УПЦ є чужинцями для своєї пастви.
Епископ Иосиф: Божие Вам благословение, Сергий. Спасибо Вам за вопрос. Должен заметить, что я родился и воспитывался в славянской семье, вырос в епархии, которую окормляю в настоящее время. Общаюсь на том языке, который является общепринятыми разговорным в нашем регионе. Доскональное владение украинским языком для меня — это вопрос времени. Повторяюсь, что я общаюсь и молюсь со своей паствой на том языке, который понимают все.
Александр: Можно ли молиться «о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего», если храм новый и еще никто из его строящих не упокоился? Или возможна иная интерпретация текста?
Епископ Иосиф: Спаси Господи Вас, Александр, за интересный вопрос. Я думаю, что в этом прошении соборный разум Церкви вложил мысль о том, что к строительству храма сопричастны сонмы людей: кто-то содействовал замыслом и проектом, кто-то внес свои две лепты, кто-то вложил свой посильный труд или средства, а кто-то, за неимением материальных возможностей, горячо и искренне возносил свои молитвы ко Господу Богу, к Престолу Святой Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородице. Всех сопричастных к этому богоугодному делу (строительству храма) и их отрезок жизни этого временного пути человеческий разум обозреть не может. И поэтому в этих словах ектении мы и молимся обо всех «блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего».
Олег Миронюк, Житомирская епархия: Владыка, я читал, что 1/10 часть приходского дохода в Вашем регионе расходуется для ежеквартального епархиального взноса! Так ли это?
Епископ Иосиф: Спасибо Вам за вопрос, Олег. В нашей епархии, как и во всех епархиях Украинской Православной Церкви, приходской доход распределяется согласно Уставу УПЦ, Уставу Запорожской и Мелитопольской епархии и канонам православной Церкви.
Мирослав, Киев: Владыка, чтобы возглавлять спортивный отдел Церкви, не достаточно просто увлекаться спортом. Если ли у Вас какие-то спортивные достижения, степени, награды?
Епископ Иосиф: Спасибо Вам за вопрос, Мирослав. Хочу заметить, что для того чтобы возглавить какой-либо Синодальный отдел, достаточно благословения на это Церкви и решения Священного Синода УПЦ. Милостью Божией, мое увлечение спортом совпало с моим послушанием, но цель архиерея — приводить людей не к спорту и здоровому образу жизни, а людей, увлеченных спортом — к православной духовной жизни. Людям спорта нужен в Церкви не тренер, а духовник. Люди, воспитанные на культе телесных достижений, считают, что в здоровом теле — здоровый дух, но это еще античное языческое и даже атеистическое учение приводит часто человека к духовному банкротству, потому что духовные силы у человека дарованы ему Богом, а не вытекают из правильного функционирования телесного организма.
Церковь же учит совершенно обратному — что здоровый дух, данный человеку Богом созиждет и здоровье тела. Это учение Церкви, по моему личному мнению, может одухотворить и преобразить нашу отечественную культуру физического воспитания, что очень важно для подрастающего поколения. Что касается моих достижений в спорте, то я считаю, что мне, как монаху, говорить об этом, по крайней мере, не скромно. Спаси Вас Господи, Мирослав.
Василь: Добрий день! Мені 14 років і я хочу стати монахом але я не знаю як сказати про це моїм батькам. А батьки у мене не дуже віруючі і набожні люди. Допоможіть порадою.
Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, Василий. Отрадно осознавать, что Вы в свои юные годы решились на этот нелегкий и ответственный путь. Я тоже в этом возрасте размышлял о своем жизненном пути и служении Богу. Выбрав в свое время монашество, и посвятив свою жизнь служению Богу, желаю и Вам, чтобы Вы сохранили, по милости Божией, это горение к Богу на всем пути вашей временной жизни. А по сути Вашего вопроса советую молиться святителю Игнатию Брянчанинову. В его жизнеописании Вы найдете для себя много утешительного как Вам быть в Вашем положении. Буду рад и в дальнейшем нашему общению. Помогай Вам Господь во всем!
Владимир Валентинович Нежевенко, 45 років, Харківська єпархія: Благословіть Владико на добрі справи. Моє запитання дещо дивне, але я хочу знати, чому люди, які мають владу, хочуть усілякими способами розрізати тіло Христове, заради влади? Розрізати на шматки РУСЬКИЙ ЛЮД, щоб і на далі бути при владі. Закликаю всіх, Єднайтесь заради майбутнього. А ряжених попів, хочу благати: покайтесь !
Епископ Иосиф: Бог Вас благословит, уважаемый Владимир Валентинович! Хотел бы, чтобы вы уточнили пожалуйста Ваш вопрос. Что Вы подразумеваете под выражением «Розрізати на шматки РУСЬКИЙ ЛЮД»? В духовном контексте нашей конференции хотел бы напомнить о заповеди Господней «Не судите и не судимы будете». Советую Вам прочитать житие Святейшего Патриарха Тихона и его слова к пастве в годы революционных лихолетий начала ХХ века.
Священник Сергий, 35 лет, Киев: Владыка, благословите! Современное казачество в Украине в основном ассоциируется лишь с театрализованными выступлениями или воспринимается, как некая группа отставных офицеров, которые решили поиграть в разные звания и награды (генералы, атаманы и проч.). Развейте, пожалуйста, мои стереотипы. Скажите, в каких сферах (кроме платной охраны некоторых монастырей и храмов) сегодня возможно сотрудничество Украинской Православной Церкви с казачьими организациями?
Епископ Иосиф: Божие Благословение, отец Сергий! Первоначальная задача Церкви по отношению к казачеству — его воцерковление, сообщение полноценного духовного развития, как отдельно взятому человеку, так и казачьей организации в целом. Для казачества связь с Церковью кроме сотериологического аспекта важна еще и для сохранения собственного исторического самосознания.
Казачество не возможно вне Церкви, защитником православия невозможно быть, не будучи воцерковленным человеком, укорененным в Предании Церкви. Сообщив казачеству верное духовное направление, Церковь надеется в них увидеть не только охранников и хоругвеносцев, но и мощное православное братство, активное общественное движение, стоящее на охранении духовных ценностей. В воцерковленном казачестве Церковь усматривает форму, в которой возможно совместить и служение на благо Отечеству, и духовный подвиг христианской жизни.
Филип, Овруч: Як Ви вважаєте, козацтво набере своєї сили? Чи так і залишиться іграшкою для великих дядь, які в дитинстві не награлися у війни.
Особливо мені подобається, коли вони одне одному значки чіпляють?
Прошу вибачити за може не коректні запитання, але я і мої друзі на превеликий жаль поки що бачимо саме такі кроки відродження козацтва.
Епископ Иосиф: Уважаемый, Филипп!
Наберет ли силу казачество — это зависит от лидеров казаческих организаций и их искреннего стремления к созданию единого казачества Украины. Мое видение места и роли казачества в современном мире изложено выше. Спаси Господи за Ваш вопрос.
Олександр, Чернігів: Владика, яка мета полягала у висвітленні фоторепортажу, де Ви в рясі скачете на коні? У чому тут місія?
Епископ Иосиф: Уважаемый, Александр. Казачий духовник должен любить все, что связано с казачеством и жить этой жизнью. Как учил апостол Павел: «Я с эллинами был как эллин, с иудеями — как иудей». Следуя этому великому миссионеру, и я стараюсь быть с казаками, как казак. Какой же казак не любит конной езды? Спаси Господи!
Миколай. м. Нововолинськ, прихожанин монастиря УПЦ МП: Владико, чи підтримуєте Ви прагнення української православної молоді молитися і бути учасниками Богослужіння українською мовою?
Епископ Иосиф: Уважаемый Николай. Для Церкви вопрос языка богослужения не является принципиальным, и носит практический характер. Человека, участвующего в богослужении, в первую очередь должно интересовать содержание, а не языковая форма. Важно, чтобы языковая реформа была продиктована церковной необходимостью и духовной потребностью членов Церкви. В юго-восточных регионах Украины православные привыкли к церковно-славянскому языку, и сторонники переводов богослужений на национальные языки также должны считаться со сложившейся многовековой традицией Церкви. Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу Вам, что лично я ничего не имею против относительно желания молодежи молиться на украинском языке, главное чтобы это способствовало их духовной жизни, и интерес к церковной жизни языковым вопросом не ограничивался.
Александр: Вступление в ряды казачества сопровождается клятвой. Нарушение подобной клятвы будет «клятвопреступлением»?
Епископ Иосиф: Уважаемый Александр, если в этой клятве фигурирует имя Бога и она совершается в Церкви в присутствии священника, то, да, нарушение этой клятвы Церковь расценивает как клятвопреступление.
Христианин не должен давать таких клятв, потому что есть даже прямой запрет: не клянитесь вовсе?
Епископ Иосиф: Вы приводите сектантское толкование слов Спасителя. В евангельских словах Господа «Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:34,37) говорится, что для христианина слова «да» и «нет» должны приравниваться к словам клятвы. Человек, желающий подкрепить слова еще дополнительными клятвенными формулами, свидетельствует, что он не придает значения своим «да» и «нет», тем самым свидетельствует о своем лукавстве. Но Господь говорит, как должен относиться христианин сам лично к своим словам. Если же кто-то не хочет удовлетворяться его «да» или «нет» и требует от него клятвы, то он может прибегать и к клятве Именем Божиим, которую установил Сам Бог: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись» (Втор 6:13)
Почему Церковь позволяет клясться казакам в храме, и как она понимает казачьи клятвы?
Епископ Иосиф: Церковь допускает только те клятвы, в которых не видит противоречия своему Учению. В казачьих клятвах именем Божиим Церковь видит не зло, а добро, так как это побуждает казаков к правдивому, честному выполнению лежащих на них обязанностей, как перед братьями казаками, так и перед Церковью и обществом.
Если казак отказывается от клятвы и исповедует как грех то, что он дал эту клятву — Церковь отпускает такой грех? Если я стал не согласен с клятвой, то, как мне снять клятву и остаться в Церкви? Как исповедать грех клятвопреступления?
Епископ Иосиф: Если Господь приравнивает слова христианина «да» и «нет» к клятве, то тем более ужасен грех клятвопреступления с призыванием имени Бога. Правила святителя Василия Великого приравнивают такие клятвопреступления к богохульству и предусматривают епитимью до 10 лет отлучения от Причастия. Человек, если он христианин, должен быть хозяином своего слова. Его никто за язык не тянул. Сам захотел быть членом казачества, и сам ради этого дал клятву Богу. Конечно, если клятва или ее толкование казачьей организацией противоречит учению Церкви, то человек освобождается от нее.
Понятно, что в реальной жизни бывают разные случаи невозможности исполнения клятвы. Поэтому все это следует обсудить с духовником, и уже духовник своей властью решает меру епитимьи. Но надо при этом помнить: с одной стороны, что клятвопреступление это страшный грех, а с другой, что нет греха, который бы не простил Господь, кроме греха хулы на Духа Святаго. Спаси Господи Вас, Александр, за интересные вопросы.