В Партии регионов заверяют, что зарегистрированный в Верховной Раде законопроект «О языках в Украине» ликвидирует дискриминацию нацменьшинств, в первую очередь русскоязычного населения.
Согласно законопроекту, государственным языком будет украинский, но гарантируется свободное использование других языков.
Экс-заместитель министра образования Максим Стриха сетует на несовершенство прописанных в нем норм. “Это все похоже на норму прямого действия. Прошла перепись, есть 10% — и, независимо от воли народа, Львовская область стала двуязычной. Если бы это было записано за советами, там есть варианты. Львовский совет бы опирался, мог бы, даже, Киевский тоже. Во всяком случае, кинопрокат исчезнет без любых региональных языков, только примут закон. Телевидение будет русифицировано мгновенно. То, что исчезнет украиноязычное образование на юге и востоке, — тоже очевидно. И это хуже всего. Технически это будет выглядеть так. Профессор в Харькове приходит читать лекцию на украинском. Сразу поднимается какой-то студент из местных активистов и требует от него читать на русском. В соответствии с законом, может быть и наоборот. Но, пока министр у нас Табачник, все российские ходатайства удовлетворят, а украинские — отбросят.
По мнению Стрихи, украинское общество не готово сопротивляться русификации со стороны нынешней власти.
“Украинское общество поставлено в очень невыигрышное положение. Потому что украинский, в принципе, является постколониальным языком. И небольшим. И проигрывает глобализационное соревнование русскому. Если бы у нас, условно, эти 20 млн украиноязычных, которые реально существуют, мгновенно перестали покупать русскоязычную прессу, объявили бы бойкот русскоязычным магазинам и рекламе и тому подобное, тогда бизнес задумался и изменил бы свою позицию. Но в настоящий момент бизнес выходит с того, что соотношение 50% на 50%. Но, если русскоязычные не покупают украиноязычный продукт, а украиноязычные — покупают русскоязычный, то все может быть на русском без какого либо вреда. При таких условиях украинский обречен на определенное гетто”, — подытожил профессор.
Gazeta.ua