Станет ли война в Ливии полномасштабной или будет молниеносным блицкригом будет зависеть от многих факторов.
Резолюция и революция
Суть диктата — в принятой 17 марта с.г. резолюции Совета безопасности ООН (№ 1973). В ней – три главных требования: объявление воздушного пространства Ливии зоной, закрытой для полетов; принятие любых мер для защиты населения Ливии, в том числе возможность боевых действий, за исключением применения международных сухопутных сил; замораживание счетов Национальной нефтяной компании и Центробанка Ливии.
Военно-политический подтекст очевиден: закрытие зон для полетов самолетов Каддафи имеет целью прекратить авиаобстрелы повстанческих военных формирований. А значит, под предлогом защиты гражданского населения Ливии, им дается карт-бланш на военную победу над Муаммаром. Завуалированная и размытая формулировка о праве на боевые действия международных сил может иметь, очевидно, и другую сторону медали: они не возбраняются для отдельных бригад или специальных батальонов, скажем, одной из стран коалиции – США, Великобритании, Франции, Канады, Италии.
Почему не высадили войска сразу? Здесь просматривается несколько причин. Во-первых, нынешняя резолюция Совбеза против Каддафи – не в пример аналогичной против Хусейна в 1991 году – имеет, приличия ради, гуманно-демократическую «упаковку». Ведь всем понятно, что начавшиеся с 17 февраля с. г. в Ливии массовые выступления, переросшие в вооруженное противостояние, — это внутреннее дело страны. Вооруженные действия правительственных войск ведутся против вооруженных повстанцев, а не мирного населения. Во-вторых, США несут огромные расходы по поддержанию порядка в Ираке, сохранению военного присутствия в Афганистане. А ливийские издержки не предусмотрены бюджетом, дефицит которого огромен, к тому же внешний долг США растет астрономическими темпами – 14 трл. дол. на сегодняшний день или более 42 тыс. дол. на каждого гражданина.
Надо сказать, что международное сообщество оказалось далеко не солидарным в определении «воспитательных мер» против ливийского лидера. За резолюцию проголосовали 10 (из необходимых 9) постоянных и временных членов Совбеза ООН. В числе воздержавшихся оказались: Россия, Китай, Германия, Индия, Бразилия. Наложи право вето одна из «постоянных» стран, небо Ливии не утюжили бы французские и британские истребители, а ракетные жерла кораблей и подлодок не изрыгали бы тонны смертоносного огня. И развитие ситуации в Ливии, судя по сообщениям мировых информагентств, со дня на день закончилось бы восстановлением порядка и гражданского мира.
В свете этих событий обращает внимание такой факт: как только в среду, 16 марта, сын ливийского лидера – Сейф аль-Ислам сообщил о готовящемся взятии города Бенгази – основного оплота повстанцев, — как тут же через сутки появляется пресловутая резолюция. К этому времени, не лишним будет напомнить, все ранее подконтрольные мятежникам города перешли в руки правительственных войск. Хотя еще на начало марта ситуация была довольно сложной и военные действия проходили с переменным успехом – для оппозиции и бессменного в течение 42 лет лидера страны.
Небезынтересно, что две недели назад министр обороны США Роберт Гейтс был далек от мысли о военной интервенции: «Не уверен, что нам нужно вмешиваться». Когда же стало ясно, что «оппозиционный Карфаген» вот-вот падет к ногам Каддафи, международное сообщество заголосило об опасности для гражданского населения.
Саркози, отдай деньги ливийскому народу!
Чтобы лучше понять мотивы поведения международных лидеров и скрытые пружины начатого военно-политического действа, самое время прочертить хотя бы штрих-пунктирно хронологию событий.
10 марта официальный Париж признал повстанческий Национальный совет Ливии единственной законной властью страны и призвал другие государства последовать его примеру. 16.03. с. г. сын Каддафи – Сейф аль-Ислам в интервью «Евроньюс» ошарашил мировое сообщество сенсационными откровениями: «Пусть Саркози сначала отдаст те деньги, которые он взял у Ливии для финансирования своей предвыборной кампании. Это мы финансировали его кампанию. У нас есть все доказательства, и мы готовы их представить. Первое, что мы потребуем от этого клоуна, — перешел на оскорбительный слог Сейф аль-Ислам, — пусть вернет деньги ливийскому народу. Мы ему помогали, чтобы он помогал ливийскому народу. Он разочаровал нас, так пусть отдает наши деньги. У нас есть все доказательства, банковские счета, документы на банковские переводы. Все это мы скоро обнародуем…» — твердо пообещал сын полковника.
Николя Саркози хранил гордое президентское молчание – не опровергал и не комментировал обвинения в свой адрес. Его судьба, если верить сыну Каддафи, может в один момент круто измениться – в случае документального подтверждения обвинений, Конституционный суд Пятой республики вправе признать выборы недействительными, а президента отправить с поста.
В ночь с 17 на 18 марта, подготовленная Францией и Великобританией, Ливаном и США резолюция, была принята в Совбезе. Почему инициатором выступили не одни только США, как это бывало не раз при «обуздании агрессоров»? Ответ, похоже, на поверхности. Всем памятна резолюция по военной операции сил международной коалиции против Хусейна, представленная в Совбезе под «неопровержимыми» доказательствами его вины. Иракский лидер, якобы, готовился к разработке и производству ядерного оружия; имел тесные контакты с террористом №1 в мире Усамой бен Ладеном; оказывал ему финансовую поддержку. По прошествии победоносной операции в Аравийской пустыне, выяснилось: подготовительно-оружейных следов не обнаружено; контактов Хусейна-Ладена не выявлено; фактов финансовой поддержки террористов не установлено.
Мир проглотил ложь во имя демократии и гуманизма по западному образцу. Электорат США и Великобритании простил «ошибки» своих лидеров. А Вашингтон продолжил наводить порядок в Афганистане – под теми же «демократическими» лозунгами и «спасительными» знаменами. Пора называть вещи своими именами. Нынешняя резолюция по Ливии такая же завуалированная пропагандистская мякина, которой «вскармливают» международное общественное мнение. Лидеров Запада испугала перспектива восстановления порядка и контроля в Ливии во главе с диктатором Каддафи. Упускать нефтяную ливийскую добычу (пусть и менее значимую, чем Ирак) – на долю которой приходится 12 место в мире по объемам экспорта черного золота, а по запасам нефти – 9-е, — непозволительная роскошь в период растущего дефицита энергоресурсов.
Однако вернемся к хронологии. В день принятия резолюции министр иностранных дел Ливии Мусса Кусса сделал официальное заявление: «Правительство Ливии объявляет о прекращении огня и всех военных операций». Попутно министр призвал международное сообщество прислать миссию международных наблюдателей для выяснения ситуации в Ливии.
Но уже 19 марта, в субботу, в Елисейском дворце Саркози во всеуслышание заявил лидерам Лиги арабских стран, ЕС и ООН о том, что французские военные самолеты «препятствуют нападениям сил Каддафи на оплот ливийской оппозиции – город Бенгази». А вечером этого же дня вице-адмирал Билл Гортни сообщил в Пентагоне, что по Ливии выпущено 110 ракет «Томагавк».
И после этого вы, господа, говорите о демократии и принципах международного права? И утверждаете, что ракетный обстрел – в рамках принятой резолюции? А ведь министр иностранных дел Германии Гвидо Вестервелле неделю назад на встрече «восьмерки» в Париже сделал многозначительное заявление: «Даже бесполетная зона – это есть военная интервенция». А она должна исходить, по его словам, из принципов международного права. Ракетный же обстрел с такой зоной ни в какое сравнение не идет…
По технологии устранения Хусейна
Нынешняя спецоперация международной коалиции по устранению тирана Каддафи спланирована, как следует из военных источников, в три этапа. Так, собственно, было и во время войны с диктатором Хусейном. Первый – уничтожение пояса противовоздушной обороны Ливии. Из победных реляций объединенного командования сил НАТО в Неаполе, которое осуществляет техническое руководство совместными действиями союзников, уже известно, что массированный удар по 20 целям – установкам ПВО – достигли своей цели. «Зачистка» неба для самолетов союзников-«освободителей» якобы прошла успешно. Второй запланированный этап – ракетно-артиллерийский удар по остальным военным базам армии Каддафи. И третий – массированный расстрел мест возможного укрытия самого полковника.
Сколько продлится эта спецоперация, пока не скажет никто. Стоит напомнить, что окончательное «усмирение» Хусейна началось в 2003 году, а закончилось в 2006-ом – взятием его в плен. А еще раньше, в январе 1991-го началась американская «Буря в пустыне», очистившая Кувейт от иракской оккупации. Не будем забывать, что у Хусейна была четвертая по численности армия в мире с восьмилетним опытом боевых действий в пустыне. За 38-дневной бомбардировкой и обстрелом иракских целей последовала 100-часовая наземная операция. Тогда за две недели коалиция использовала больше боеприпасов (по их разрушительной силе), чем за всю Вторую мировую войну. Да, Хусейн был повержен. Но! В стране начались межэтнические конфликты. На севере страны выступили курды, на юге – шииты. Оставшийся после кувейтского конфликта у руля власти Саддам жестоко подавил восстание. Тогда удалось избежать гражданской войны.
Нынешняя Ливия – при уничтожении Каддафи – погрязнет, чего нельзя исключать, в братоубийственном межклановом взаимоуничтожении. У Каддафи сегодня в оппозиции вожди племен, жаждущих власти. Клан Каддафи происходит из одноименного племени Аль-Каддафа. Все основные посты в стране — за ее представителями. Другая ось конфликта, на которую уже указывает сам полковник – «Аль-Каида». По словам лидера джамахирии, на северо-востоке страны в г. Дерна под руководством боевиков Бен-Ладена создан и действует исламский эмират. Его представители называют полковника «обманщиком, грешником и подлецом».
Раньше западные лидеры называли Каддафи террористом. И поделом. На кровавом счету ливийских спецслужб — взрыв самолета американской авиакомпании в декабре 1988 года, недалеко от шотландского города Локерби, что привело к гибели 259 пассажиров. Та же участь постигла и французский самолет – в 1989-ом. Впоследствии Каддафи выплатил огромные суммы компенсации семьям погибших – по 10 млн. дол. каждой. За это были сняты экономические санкции со страны, а Каддафи стал «въездным».
Однако вернемся к параллели Хусейн-Каддафи . «Буря в пустыне» для иракского диктатора в 1991 году оказалась «бурей в стакане» — он правил страной еще более 10 лет. Каддафи — не Хусейн, и даже не Моисей – он ведет за собой народ, состоящий из племен и кланов, уже 42 года. И, надо признать, до сих пор это устраивало многих. Во всяком случае, больше, чем это хотелось бы Западу. Фарисейски заявляя о защите мирного населения Ливии, западные оракулы умалчивают о том, что с падением Каддафи, потери населения могут быть гораздо большими. Гражданская война и кровавая схватка вождей и племен за власть, как показывает африканский опыт, всегда жестока и беспощадна. Число эмигрантов вырастет многократно. Те, кто был на стороне Каддафи, окажутся либо на виселице, либо в тюрьме, либо вдали от родных берегов. Кстати, в ирако-кувейтском конфликте 1991 года полмиллиона палестинцев, поддержавших Хусейна, были высланы из страны. При сложившихся обстоятельствах в Ливии ожидается, по разным подсчетам, как минимум, 300 тысяч беженцев.
Борьба с тираном или диктатором никогда не носит персонифицированный характер – она становится драмой, трагедией для тысяч и миллионов мирного населения.
Племенной конфликт как спусковой крючок
События в Ливии, а также в Тунисе, Египте, Йемене, Алжире, Бахрейне – это не только проявление роста самосознания и гражданской активности населения, не желающего жить под «колпаком» бессменных лидеров. Это — свидетельство прежде всего изменения нового миропорядка, в котором ключевые игроки планеты устанавливают новые правила игры, закрепляют новые сферы контроля и диктуют новые принципы поведения. Правила и сферы – для себя, принципы – для других.
Начнем с главного. С Америки. Летом прошлого года Конгресс США утвердил национальную стратегию безопасности. Она в корне отличается от прежней доктрины Буша. «Мы готовы работать со всеми странами и использовать принцип многостороннего подхода. Мы хотим изменить свой подход в сторону многополярного мира», — так охарактеризовала новую геополитическую модель в контексте новой стратегии нацбезопасности госсекретарь Хиллари Клинтон. Из этого следует, что США не будут единолично, как это было ранее, «нести демократию на штыках» всему миру. Америка ищет союзников, как мы видим теперь на примере Ливии, и достигает своих целей с помощью «коллективного кулака».
Небезынтересно, что среди угроз безопасности США, кроме «Аль-Каиды», отмечены также: расползание ядерного оружия, радикализм и кибертерроризм, глобальное потепление, экономические кризисы и зависимость от зарубежных поставок энергоресурсов. В свете последнего Ливия стала приманкой для Запада, в частности, США. Запах «большой нефти» вызвал приступ «демократической солидарности» у западных «учителей» гуманизма и правопорядка. И вписался в американский проект «Большого Ближнего Востока».
Он был провозглашен США еще в 2003 году. Его цель – активнее экспортировать в страны этого региона американские ценности и добиться принятия американской модели демократии. Она должна прийти на смену кланового, общинного, а стало быть закрытого для влияния извне, устройство государства и системы его управления. Как этого можно добиться? Только революционной встряской – будь-то по социальным мотивам, политическим, межэтническим и т. д. С последними и связаны события в Ливии. Социальный фактор недовольства, как свидетельствуют очевидцы, практически отсутствует. Это страна действительно победившего социализма. Вот цифры и факты.
В Ливии – бесплатное образование и здравоохранение. Образование за границей также доступно детям. При Каддафи грамотность населения выросла с 13% до 70%, средняя продолжительность жизни – с 50 до 75 лет. Безработные получают 700 дол. – это более чем в 2 раза выше, чем средняя зарплата в Украине. За деньги от продажи нефти и газа лидер джамахирии (в переводе с арабского – «народовластие») строит дома и раздает многим бесплатные квартиры. Бензин стоит по нашим меркам копейки. В каждой семье 2-3 автомобиля. Аренда квартир площадью до 100-120 кв. м для работающих в Ливии украинцев обходится в 50 дол. в месяц, коммунальные услуги – 10 дол.
Нынешние настроения и вооруженное восстание, как признают наблюдатели, было подогрето клановыми и племенными интересами вождей местного масштаба, жаждущих потеснить Каддафи на Олимпе власти. Общинно-племенной фактор стал спусковым крючком. За него и ухватились, как за повод для интервенции и одновременно как за спасительную для себя энергетическую соломинку, лидеры западного мира.
«Томагавки» летят в цель, но они являются средством…
Тайны украинско-ливийского двора
Заполучить энергетическую соломинку у Каддафи пытались и наши госдеятели. Более того, как поведал украинский бизнесмен французского происхождения Омар Арфуш в интервью «Сегодня» , «Каддафи также давал большие деньги на «оранжевую революцию». «Вы думаете, почему Ющенко сразу после инаугурации полетел в палатку к Каддафи? С благодарностями он полетел… , — считает Арфуш. – Каддафи сам говорил, что он финансировал «оранжевую революцию». После него сын Сейф аль-Ислам Каддафи почти каждый месяц летал в Киев… У него были разные интересы. Я с ним лично ходил на завод Антонова. Договорились о запчастях, потому что авиация Ливии – это старые советские самолеты»
Арфуш открыл еще одну интересную тайну: «Когда Тимошенко приезжала к Каддафи, она пыталась перетянуть на себя все связи Ющенко. Показать, что с ней нужно работать. Получилось или нет, я этого не знаю».
«Обоз» выяснил: получилось… В мае 2009 года премьер Тимошенко прибыла в Ливию по случаю 40-летия Сентябрьской революции. Юлия Владимировна была единственным премьером из Европы, которая пожаловала в гости к настоящему полковнику. Лидера Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии назвала «сильным лидером мирового масштаба». Визит был не только поздравительно-юбилейным, но оказался и деловым. Получив из рук ливийского лидера орден Великой Сентябрьской Революции, премьер оправдала его ожидания. После поездки в Триполи был подписан договор между Украиной и Ливией о военно-техническом сотрудничестве. Среди прочего он предусматривал: экспорт-импорт оружия, боеприпасов, военных комплексов и продукции военно-технического назначения, а также обеспечение эксплуатации, ремонта и модернизации оружия, военной техники и т. д.
Кстати, такой же орден из рук Каддафи получил и Виктор Ющенко. Они встречались дважды. Виктор Андреевич в долгу не остался и облагодетельствовал Каддафи, который публично признал Ющенко своим другом, орденом Богдана Хмельницкого 1-ой степени. Вручение награды произошло в 2008 году. Говоря же об итогах визита в Киев, Каддафи признался журналистам: «Речь идет о сотрудничестве в торговле оружием». По егословам, Ливия намерена приобрести «самое современное оружие и соответствующее по цене».
Сколько было приобретено и на сколько эффективно используется в нынешних боевых действиях войсками Каддафи, пока остается военной тайной. Наши дружеские отношения с ливийским лидером позволили официальному Киеву не быть на подпевках в хоре осуждающих «кровавого» диктатора. Долгое время со стороны МИД не было заявлений по ситуации в Ливии (что в противоречивой и неоднозначной картине происходящего – абсолютно оправдано) . Наконец, и МИД, и президент положительно оценили резолюцию Совбеза ООН. Вместе с тем Виктор Янукович акцентировал на «недопустимости какой бы то ни было формы иностранной оккупации территории Ливии».
…Худой мир, как известно, лучше хорошей войны. Возьмут ли на вооружение это правило, проверенное временем, сегодняшние стратеги наведения мирового порядка.