Чтобы противостоять хаосу и гарантировать поставки нефти в Европу. Возможно, натовским военным скоро придется стряхнуть архивную пыль с оперативных карт знаменитого «лиса пустыни» — гитлеровского генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Именно под его руководством в годы второй мировой войны германские танки успешно гоняли британских солдат по ливийской пустыне. Только скоро в той пустыне немцы и британцы могут оказаться в одном окопе. И не только они, но и другие союзники по НАТО. Очень похоже, что Североатлантический альянс всерьез взялся за подготовку вооруженного вторжения в стремительно разваливающуюся на куски Ливию. Тем более, что и президент США Обама в пятницу заявил, что ливийский лидер Муамар Кадаффи представляет угрозу безопасности и внешней политике Америки.
В то, что НАТО не очень хотело бы такого развития событий, верится охотно. Как и в то, что разногласия в стане союзников по этому поводу могут быть острыми. Не исключено, что часть этих противоречий сквозь флер дипломатической говорильни уже прорывается наружу. Так, 24 февраля находившийся в Киеве с визитом генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен объявил, что альянс не будет вмешиваться в конфликт властей и оппозиции в Ливии. Но в тот же день на ежедневном брифинге для журналистов пресс-секретарю американского Белого дома Джею Карни был задан вопрос, не взвешивает ли США возможность военной операции в Ливии. «Мы не исключаем никакой возможности», — скупо ответил Карни.
Буквально на следующий день, 25 февраля, в пятницу Расмуссен был вынужден собрать экстренное заседание совета Североатлантического альянса для обсуждения ситуации в Ливии. Как всегда, никто не детализирует суть состоявшегося в Брюсселе разговора. Но слово «военное вторжение» все громче звучит во всем мире.
25 февраля о подготовке военной операции против режима «лидера ливийской революции» Муаммара Каддафи заявил министр обороны Италии Игнацио Ла Русса. Его мотивация такова: «Нам докладывают, что на юго-востоке Ливии находятся итальянцы, у которых заканчиваются запасы продовольствия. Мы спасем их». По его словам, военное ведомство уже разработало план операции и лишь ждет сигнала от руководства страны.
Бывший председатель Государственного совета Кубы Фидель Кастро заявил, что США могут побудить НАТО вторгнуться в Ливию, чтобы обеспечить американские интересы в нефтяной отрасли. Кастро предсказывал, что вторжение может состояться в ближайшие дни или даже часы.
Ссылаясь на неназванные дипломатические источники, тот же вариант развития событий предсказала арабская газета «Аль-Кудс аль-Араби». По данным газеты, НАТО начнет военные действия против режима Муаммара Каддафи, если продолжатся бомбардировки мирного населения в Ливии.
Понятно, что беспокойство за судьбу мирного арабского населения, а даже стремление вызволить из погружающейся в хаос страны несколько десятков оголодавших итальянцев — это так, фигура речи для Запада. Для него в североафриканской пустыне лежат интересы куда более осязаемые – нефть. 95% территории Ливии это пустыня. Но под песками лежат несметные богатства.
Ежедневно из-под них добывается до 1,8 млн баррелей нефти. Причем, добыча дешевая, она не составляет особого труда, поскольку месторождения залегают неглубоко.
В целом Ливия, входящая в ОПЕК, занимает 17-е место по добыче в мире и владеет крупнейшими в Африке запасами нефти. Большая часть добытого на ее территории сырья транспортируется в Италию по трубе, проложенной по дну Средиземного моря. Перерастающие в гражданскую войну беспорядки грозят иссушить этот поток. А тут еще загнанный в угол, Каддафи пообещал взорвать нефтедобывающие станции, что немедленно повергло в панику мировые фондовые рынки. Словом, европейцам есть о чем беспокоиться.
Если вторжение НАТО в эту страну все же состоится, то оно наверняка будет внезапным для ливийских военных. Военно-воздушные базы альянса в Южной Италии и ударные авианосные группы 6-го флота США в Средиземноморье позволят боевым самолетам за считанные минуты добраться до целей. Кстати, опыт боевых действий против «Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирийи» у американцев накоплен немалый.
Два вооруженных конфликта произошли в районе залива Сидра. В 1973 году Каддафи в одностороннем порядке объявил его территориальными водами Ливии и громко назвал «линией смерти». Американцы, естественно, отказать это принять, и продолжали делать в заливе Сидра все, что им заблагорассудится. В 1981 году они, не стесняясь, сбили в спорном районе два ливийских истребителя Су-22. Поскольку, как показалось Вашингтону, Каддафи урок не усвоил, в апреле 1986 года армия США провела военную операцию «Каньон Эльдорадо» — авианалёт на военные цели в Триполи и Бенгази. А в январе 1989 года – снова залив Сидра. На этот раз истребители с авианосца ВМС Соединенных Штатов «Джон Кеннеди» сбили два ливийских МиГ-23.
Что может противопоставить вторжению НАТО потерявший, судя по всему, всякое чувство реальности Каддафи? Да почти ничего. Судя по сообщениям из этой страны, его армия расколота и частью уже перешла на сторону оппозиции. Поэтому ждать от нее хоть какого-нибудь существенного сопротивления, видимо, не стоит. Утверждают, что верность «лидеру ливийской революции» сохраняют бойцы спецслужб и нескольких элитных подразделений. Именно они, по некоторым данным, сейчас охраняют Каддафи на сильно укрепленной военной базе под Триполи.
Есть, правда, в распоряжении Каддафи и иностранные наемники. Как поведут себя они при вероятном вторжении НАТО? Не исключено, что многим из них в руки европейского правосудия лучше не попадать, ибо придется отвечать за пролитую при подавлении уличных беспорядков кровь мирных ливийцев.
К слову, может оказаться, что о национальной принадлежности тех наемников нам еще предстоит узнать немало интересного. Ведь несколько дней назад американское издание STRATFOR сообщило, что за штурвалами ливийских МиГов, бомбивших захваченный оппозиционерами город Бенгази, сидели украинские летчики. Можно даже догадаться, откуда появились эти сведения. Накануне два ливийских пилота отказались участвовать в карательных акциях и перелетели на Мальту. Если полученные американцами данные — от этих пилотов, то, скорее всего, им можно доверять.
И пусть никого не обманывает немедленно последовавшее опровержение официального Киева: дескать, ни одного украинского военного летчика в этой стране нет. Военных, может, и нет. А про своих бывших офицеров не все знает и Киев. Это подтверждает собственное расследование выходящей на Украине газеты «Сегодня».
Как выяснили журналисты газеты, в охваченной массовыми беспорядками Ливии работают наемниками бывшие украинские военные летчики. В частности, командир экипажа транспортного самолета Ил-76 киевлянин Владимир Л., неоднократно бывавший в «горячих точках», прошедший Афганистан, рассказал репортерам: «Наших летчиков, которые уволились из украинских ВВС, можно встретить везде — в Конго, Нигерии, Чаде, где угодно… В том числе я лично общался с нашими пилотами, которые служат в Ливии. При этом большинство из них выполняет боевую работу нелегально — официально они нанимаются, например, в фирмы по перевозке продовольствия и прочих мирных грузов. А на практике преимущественно доставляют оружие, боеприпасы, взрывчатку… Учет таких случаев никто, естественно, не ведет, официальных данных нет. Поэтому в МИДе, Минобороны, СБУ будут все отрицать. Но если на Украине нет работы, то понятно, что ее полно на других континентах, и людей, которые не разучились летать, в избытке».
О том, как могут дальше развиваться события в Ливии, обозреватель «Свободной прессы» поговорил с нашими экспертами.
Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов:
«СП»: — Еще накануне Расмуссен твердо заявлял, что военное вмешательство НАТО в происходящее в Ливии невозможно. Прошли сутки, и он же срочно собирает совет альянса на экстренное совещание. Очень похоже, что как раз о вторжении в Брюсселе и станут говорить. Вам так не кажется?
— Конечно, эту тему альянс сейчас обсуждает очень активно. И, безусловно, может прямо сегодня принять решение о вооруженном вмешательстве. НАТО ведь присвоило себе право вмешиваться в дела любой страны без санкции Совбеза ООН. Как они это проделали в Афганистане, как в Ираке. Могут не остановиться и теперь.
«СП»: — Если предположить, что решение по Ливии будет принято, на чьей стороне вмешаются западные союзники?
— Точно не на стороне Каддафи. Они же давно подкармливали оппозицию его режиму. И французы, и англичане.
«СП»: — Зачем, если Каддафи исправно снабжал их нефтью?
— Запад всегда старается заранее готовить несколько собственных сценариев на случай внезапного изменения в любом регионе. Не сомневайтесь – у них приготовлены различные варианты действий и для России, если позиции нынешнего, полностью утраивающего их режима в Москве будут поколеблены.
«СП»: — Если вмешательство НАТО в Ливию все же станет фактом, за что развернется борьба?
— За сохранение статус-кво в вопросах поставок энергоресурсов. За то, чтобы не дать арабским странам создать единый антиамериканский фронт. Наконец, это будет борьба против Китая.
«СП»: — Однако Китай-то вроде далековато от этих мест.
— Когда речь идет о глобальных экономических и политических интересах, расстояния не имеют значения. Растущая экономика Китая очень нуждается в нефти. Отношение к Пекину в арабском мире очень благожелательное, что особенно бросается в глаза на фоне антиамериканских и антиизраильских лозунгов на улицах охваченных беспорядками стран. К тому же Китай сегодня способен поддержать пришедшие к власти в регионе режимы и деньгами, и оружием. Для них это очень важно. Но Западу-то это ни к чему.
«СП»: — Если НАТО вмешается в события, не завязнут они в ливийских песках, как завязли в Афганистане?
— Не думаю, что завязнут. Как только союзники высадятся в этой стране, Каддафи немедленно сбежит. А с ним сбежит и часть элиты. Другая часть тут же переметнется к противникам недавнего вождя. И все затихнет.
«СП»: — Какую позицию в случае такого развития событий в северной Африке займет Москва?
— Какую в Вашингтоне и Тель-Авиве скажут, такую и займет. Мы давно уже политически не самостоятельная страна. Народная воля подавлена, такой пассионарности, как у арабов, в России не наблюдается. Элита коррумпирована и жестко контролируется из-за рубежа. Много нам не позволят не только в Ливии. Потому это не наша игра.
Другое мнение.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«СП»: — Вы верите, что военное вмешательство НАТО в ливийские дела возможно?
— Возможно при определенных обстоятельствах, которых пока нет. Европейцы отправят туда свои войска, только если в Ливии начнется абсолютный хаос и оттуда через Средиземное море к ним хлынут потоки беженцев. К сегодняшнему дню этого нет.
«СП»: — А нефть? Прекращение ее транспортировки по трубопроводам в Италию не может послужить спусковым крючком вооруженного конфликта?
— Только нефть – вряд ли. Пока у Европы существуют другие источники сырья, которые способны заместить экспорт энергоносителей из Ливии. Первична все же проблема беженцев. Для Мальты и Италии это непереносимо. Заодно, конечно, НАТО придется решать и проблему нефти.
«СП»: — Однако пока массового исхода ливийцев из своей страны нет.
— Почему? Исход идет. Только главным образом не в Европу, а в Тунис и Алжир. Поэтому не думаю, что натовцы прямо завтра начнут посадку на десантные корабли.
«СП»: — Если допустить, что вторжение НАТО все же начнется, ограничится ли оно только границами Ливии, или распространится на весь бунтующий север Африки?
— На весь север – точно нет. В Алжир, например, они сунуться не рискнут. Там очень сильная армия. Можно предположить, что альянсу придется кроме Ливии заниматься еще и Тунисом. Там вообще непонятная ситуация. И вот оттуда-то беженцы уже рвутся в Европу.
«СП»: — То есть решимость Североатлантического альянса зависит от того, как в ближайшей перспективе повернется дело в Ливии. Ваш прогноз на этот счет?
— Трудно говорить определенно. Но очень вероятен полный распад страны и война всех против всех по типу Сомали и Ливана. Но в отличие от Сомали бои будут более кровопролитными, поскольку оружия в Ливии намного больше.
Из досье «СП».
Вооруженные силы Ливии.
Численность сухопутных войск, по данным журнала World Defence Almanac, составляет 35.000 человек, по данным Military Balance – 45.000 человек, а Middle East Military Balance говорит о 50.000 человек. Вся территория страны разделена на 11 приграничных зон и четыре зоны безопасности. Информация о составе сухопутных войск также различается. Согласно одним источникам – это одна элитная бригада обеспечения безопасности руководства, 22 артиллерийских дивизиона, 18 пехотных, 10 танковых и 10 механизированных пехотных батальонов, 7 зенитно-артиллерийских дивизионов, 6 парашютных батальонов, 4 ракетные бригады (БР класса «поверхность–поверхность»). Другие источники сообщают об 11 бронетанковых и 11 механизированных бригадах, шести ракетных бригадах с тактическими ракетами, бригаде Национальной гвардии, 48 отдельных механизированных батальонах, 40 отдельных бронетанковых батальонах, 12 воздушно-десантных батальонах, четырех батальонах рейнджеров и двух артиллерийских полках.
Численность военно-воздушных сил, по данным журналов World Defence Almanac и Middle East Military Balance, составляет 18.000 человек, а Military Balance – 23.000 человек. Основные авиационные базы располагаются в Бенгази, Эль Эдем, Триполи, Завият Эль-Байда. Есть и более мелкие авиабазы, размещенные в городах Гат, Себха, и Тобрук. Самолетный парк включает истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики «Мираж» F1 (12 самолетов), МиГ-21 (16), МиГ-23 (89), МиГ-25 (54), Су-20/22 (40).
Силы ПВО поделены на пять регионов. В их состав входят 5-6 бригад, каждая из которых оснащена 18 ЗРК SA-2s; две-три бригады ЗРК SA-3s (по 12) и три бригады ЗРК SA-6/8s (по 20–24). Кроме того, имеются четыре бригады ЗРК SA-5. Более мелкие формирования включают четыре зенитно-артиллерийских дивизиона ПВО, роту радиотехнической разведки.
Военно-морские силы насчитывают 8000 человек (две подлодки, три корвета, 14 патрульных катеров), включая подразделения береговой охраны. Основные военно-морские базы расположены в Эль Кумз, Бенгази, Дерна, Тобрук, и Триполи, база подводных лодок в Раз Хилал, а батальон морской пехоты в Сиди Балал.
Помимо этого в Ливии имеется 40-тысячная группировка народной милиции, включающая в том числе революционную гвардию (3000 человек) и исламский африканский легион (2500 человек).