Дело Демократии

Кровавая жатва жасминового переворота

Кровавая жатва жасминового переворотаВосток дело тонкое, а там где тонко — там и рвется. Вот так коротко можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Беспорядки, революции, кровопролитие, свержение президентов — практически обычные для сегодняшних выпусков новостей сообщения. Но есть одно «но»: то, что происходит в Египте, Ливии, Тунисе, влияет не только на обстановку в этих регионах, но и на весь мир.

Уже взлетели цены на нефть, серьезно пострадала туристическая отрасль. И, если во время беспорядков в Египте или Тунисе мировое сообщество давало оценку происходящему, призывало власть или демонстрантов к тем или иным действиям, по большому счету неофициально, но становилось на чью-то сторону, то теперь руководство стран — главных игроков на мировой политической арене — с оценками не спешит, призывает не применять насилие, и тихонько эвакуирует своих граждан из очередной, охваченной огнем гражданской войны, страны.

А началось все с Туниса — с попытки самоубийства молодого местного жителя с университетским образованием, который поджог себя в знак протеста против безработицы и неудовлетворительных условий жизни в стране. В итоге 24 декабря 2010 года в городе Мензель-Бузаян в центре страны произошли первые ожесточенные столкновения демонстрантов с полицией. Тогда погиб один человек, еще десять — получили ранения. В Тунисе был введен комендантский час.

Вторая и уже гораздо более серьезная волна народного гнева пришлась на начало января 2011 года. 9 января погибших было уже 11 и постепенно эта цифра только росла. Через три дня — 12 января в столицу Туниса введены войска, но уже на следующий день они покинули митингующий город, частично встав на сторону демонстрантов. 13 января, дабы успокоить людей и хотя бы немного нормализовать ситуацию в стране, президент Зин аль-Абидин бен Али пообещал, что не будет баллотироваться на очередных президентских выборах в 2014 году, а 14 января он отправил правительство в отставку, пообещав снизить цены на продукты. Но этого людям было уже мало.

В итоге того же 14 января Зин аль-Абидин бен Али тайно покинул страну, найдя убежище в Саудовской Аравии. Во главе Туниса стал премьер-министр Мухаммед аль-Ганнуши, а спустя некоторое время временные полномочия были переданы спикеру парламента страны. Сейчас Тунис готовится к президентским выборам, периодически происходят вооруженные столкновения демонстрантов с полицией, но ситуация уже более или менее спокойная.

По разным данным, за время так называемой «жасминовой революции» погибло более 100 человек. Ущерб для экономики составил около 1,6 миллиарда евро. Президент Зин аль-Абидин бен Али был у власти 23 года.

Не менее драматично складывалась ситуация в Египте. 25 января тысячи египтян вышли на улицы Каира, требуя улучшения экономической ситуации, политических свобод и отмены чрезвычайного положения, введенного еще в 1981 году. Акции протеста закончились столкновениями с полицией и привели к первым жертвам. На следующий день полиция перешла к активным действиям и разогнала демонстрантов с главной площади в Каире, но акции протеста продолжались.

Тогда эксперты говорили о том, что не стоит ожидать повторения тунисского сценария в Египте, революции, свержения президента. Но они очень ошибались…

27 января протесты перекинулись в египетские провинции — в города Суэц и Исмаилия, а также на север Синайского полуострова. В Каире возникли перебои с международной телефонной связью и Интернетом. 28 января полиция в очередной раз попыталась разогнать бастующий в столице и других городах, в Каир для поддержания порядка были введена бронетехника. Тут же прозвучала информация о гибели 18 человек, более тысячи получили ранения.

29 января президент Египта Хосни Мубарак объявил об отставке правительства, но демонстрантов уже было не остановить. В стране произошел разгул мародерства, пострадал один из величайших исторических музеев в Каире. Туристов попросили воздержаться от поездок в Египет. Этот день столкновений закончился 12 жертвами.

30 января из тюрьмы бежали 34 члена запрещенной в Египте группировки «Братья-мусульмане» и тысячи других заключенных. Власти запретили работу в стране телеканала «Аль-Джазира». Ситуация стала абсолютно неконтролируемой, египтяне вынуждены были сами защищать дома от мародеров. Другие страны начали эвакуацию своих соотечественников из Египта. Итогом дня по некоторым данным стала смерть 150 человек.

31 января было остановлено движение поездов в стране, закрыты все морские порты, отменены авиарейсы. Люди начинали гибнуть не в столкновении с полицией, а в драке за хлеб.

2 февраля среди демонстрантов появилось требование об отставке президента. Обещание Хосни Мубарака уйти со своего поста после окончания полномочий в сентябре этого года не устроило радикально настроенную часть бастующих. Этот день ознаменовался дракой между сторонниками и противниками главы государства. Теперь египтяне воевали не с властью и режимом, а друг с другом, стреляли не в полицию, а в соотечественников. Пострадало более тысячи человек, 5 погибли. Нормализоваться ситуация начала через пару дней, бастующие по-прежнему находились на баррикадах, но все было относительно спокойно.

10 января президент Египта Хосни Мубарак объявил о передаче своих полномочий вице-президенту страны Омару Сулейману, пообещав, правда, что останется на посту до президентских выборов в сентябре 2011 года. Это вызвало новую волну забастовок и демонстраций, и уже 11 февраля Мубарак подал в отставку с поста президента и передал власть армии. Он правил страной 30 лет. За время противостояния властей и оппозиции погибли как минимум 300 человек, более пяти тысяч получили ранения.

По стопам Туниса и Египта сейчас идет Ливия. 15 февраля в стране прошли многочисленные антиправительственные выступления, которые сменились митингами в поддержку многолетнего лидера страны Муаммара Каддафи. Начиналось все относительно спокойно, но уже 16 февраля в Бенгази — втором по величине городе Ливии — полиция разогнала сотни манифестантов, скандировавших лозунги против действующего режима. По информации СМИ в этот день погибло 4 человека. Ситуация обострялась с каждым днем. 18 февраля стало известно, что в противостояниях с силовиками погибло уже 24 человека (некоторые источники сообщали о 50 погибших).

19 февраля — 80 погибших. В стране отключили Интернет, силовики разгромили лагерь протестующих в Бенгази. Еще через день число жертв противостояний в Ливии достигло 200 человек, десятки иностранцев арестованы за «дестабилизацию» обстановки. Мировые лидеры призывали руководство страны прекратить насилие.

21 февраля подразделения армии в Бенгази перешли на сторону противников Каддафи. Эпицентром столкновений демонстрантов стала столица — Триполи. Противостояние властей и народа в Ливии постепенно приобрело характер военных действий.

Чтобы как-то успокоить народ, вчера сын ливийского лидера Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам обратился к ливийцам. Вот несколько тезисов его выступления:

— в беспорядках в стране, унесших жизни сотен демонстрантов, виновата ливийская оппозиция за рубежом;

— ливийская армия «до последней капли крови» будет защищать Муаммара Каддафи;

— власть обеспечит стране новые либеральные законы и изменения в конституцию;

— оппозиция и власть должны провести диалог по демократическим реформам, чтобы избежать «раскола Ливии и гражданской войны».

По данным СМИ вчера, силы безопасности покинули столицу, протестующий возможно захватили аэропорт (но эта информация не подтверждена). На всей территории страны отключена телефонная связь. Несколько раз появлялась информация о бегстве Кадаффи, однако каждый раз он ее опровергал и все еще опровергает.

На сегодняшний день количество погибших в беспорядках достигло почти 200 человек. Пока Кадаффи отказывается уходить в отставку, но чем закончится эта «революция» — еще вопрос.

Тяжелая ситуация сложилась и в Йемене. 27 января тысячи человек вышли на улицы столицы страны, требуя отставки президента Али Абдаллы Салеха, находящегося у власти с 1978 года. 2 февраля после столкновений демонстрантов с полицией, глава государства пообещал, что не будет баллотироваться на президентский пост в 2013 году или передавать власть сыну. Однако эти уступки не удовлетворили протестантов и 3 февраля более 20 тысяч жителей вышли на митинг в столице. Полиция разогнала протестующих, а на следующий день силовики расстреляли демонстрацию сепаратистов на юге Йемена.

Вторая волна протестов началась 12 февраля. Они продолжаются по сей день, растет и количество людей, погибших в столкновениях с полицией. Жертв не так много, как в Тунисе или Ливии, однако международные организации уже выразили обеспокоенность по поводу ситуации в стране.

Пока Али Абдалла Салех отказывается покидать свой пост, но подчеркивает, что готов участвовать в переговорах между правящей партией Всеобщий национальный конгресс и оппозицией, требующей его отставки.

В середине февраля обострилась обстановки и в Бахрейне. 14 февраля правоохранительные органы разогнали демонстрацию в деревне Нувайдрат на острове Ситра восточнее столицы королевства Манамы. К счастью тогда никто не пострадал.

15 февраля акции протеста в Бахрейне достигли столицы. И в этот день был открыт счет жертв противостояния людей и полиции — из-за применения слезоточивого газа во время разгона демонстрации один человек погиб. 17 февраля оппозиция Бахрейна заявила о уже четырех погибших.

18 февраля полиция вновь применила оружие для разгона демонстрантов. В этот же день наследный принц Бахрейна шейх Салман Бен Хамад Аль Халифа призвал конфликтующие стороны к диалогу. 19 февраля переговоры между властью и оппозицией начались, но ничем не завершились. 20 февраля тысячи демонстрантов оккупировали главную площадь столицы Бахрейна, а оппозиция заявила, что намерена протестовать до отставки правительства. Демонстрации продолжаются и сегодня.

По состоянию на 21 февраля число жертв беспорядков в стране достигло семи человек.

* * *

Ситуация на Ближнем Востоке и в Африке стала попросту непрогнозируемой и, похоже, неуправляемой. О «жасминовой революции» заговорил Китай, митинги и акции протеста прошли в Марокко, российские политологи анализируют возможность повторения египетского или тунисского сценария в России. Никто сейчас не может сказать, в какой стране вспыхнет очередное вооруженное противостояние, где прокатится волна беспорядков. И что будет делать новая власть, пришедшая не смену десятилетиями стабильной, а сейчас свергнутой — по большому счету тоже неизвестно.

А нам остается только ждать и радоваться тому, что украинцы умеют проводить мирную революцию и яростно бороться за свои права без оружия…

Ольга Корягина, MIGnews

Related posts

В Днепропетровске избили депутата Яценюка

admin

Кому выгоден кризис

admin

О веселом празднике тыквы Halloween

admin

Коментарии