Прот. Георгий Коваленко, Пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ
Безусловно, современные информационные технологии являются зоной миссионерского служения Церкви, ибо с их помощью Благая Весть о Рождестве, проповеди, страданиях, смерти и Воскресении Христовом может достигать современного человека. Именно этим объясняется необходимость присутствия Церкви и православных СМИ в современном информационном пространстве. Но исполняют ли сегодня наши СМИ свою миссионерскую функцию?
Официальные церковные СМИ и общественно-православные проекты: их взаимодействие и взаимонезаменимость
Сегодня идет процесс формирования православного информационного поля в современном информационном пространстве. Выходят различного уровня и различной направленности православные теле- и радиопрограммы, газеты и журналы, издаются книги и брошюры, выпускается аудио- и видеопродукция, создаются интернет-сайты. Делаются попытки осуществлять координацию этой деятельности на общецерковном уровне. В светских СМИ постоянно публикуются материалы на духовно-церковные темы.
Но, к сожалению, то, что мы видим, заставляет нас говорить о том, что мы должны осознать, как нам необходимо проповедовать в современном информационном обществе. Потому что наша проповедь все больше похожа на проповедь в рамках закрытого клуба любителей богословия. Или закрытого клуба любителей любомудрия — философии. А проповедь христианина, апостольская проповедь, должна быть обращена к каждому, кто желает услышать о Христе.
Сегодня Церковь несет просто информацию. И очень редко информацию как Благую Весть. Ведь именно нести информацию о Христе, о Воскресении Христовом — призвание христианина. И любое событие, любая информация, любая новость должна рассматриваться именно в этом контексте.
Православные СМИ можно условно разделить на две группы: официальные церковные и общественно-православные.
Официальные церковные СМИ
Несомненным достоинством первых является их официальность, а одним из недостатков — официозность.
Мы читаем в современных церковных газетах, или в телепередаче видим, или на радио слышим о том, что правящий архиерей поехал туда-то, отслужил там-то, побывал еще где-то… И как будто подразумеваем, что все знают, почему архиерей ехал куда-то, служил там-то, почему мы празднуем тот или иной праздник. Вся информация сводится к перечислению тех или иных действий церковных людей в церковной среде.
Еще одним недостатком официальных церковных СМИ можно назвать их неоперативность и непериодичность. К сожалению, они и распространяются только в церковной среде и рассчитаны только на церковных людей. И эти газеты, журналы или телепередачи мало интересны людям нецерковным. Да они их и увидеть-то зачастую не могут.
Это еще хуже для богословских или катехизических изданий или программ. Потому что катехизация у нас в основном направлена на катехизацию церковного общества, а не на оглашение или миссионерскую деятельность.
Главной проблемой наших официальных церковных СМИ можно назвать отсутствие современных форм миссионерской подачи информации и проповеди. Притом, что одну свою очень важную функцию официальности и официозности они уже исполняют. Они информируют церковную общественность и всех, кто профессионально интересуется тем, что происходит в Церкви. И информируют достаточно хорошо.
Но миссионерской, просветительской, катехизической функции такие издания не выполняют, за редким исключением. И это наверное тот путь, по которому необходимо двигаться официальным церковным СМИ. Не теряя официальности и официозности, начать просвещать и проповедовать.
Общественно-православные СМИ
Что касается общественно-православных СМИ, их достоинством является искренность, откровенность и динамичность.
Несомненным плюсом этих изданий можно назвать их желание откровенно говорить обо всем, что наболело. Но о чем же они говорят? В основном говорят о политике и экономике. И преследуют они в основном политические или экономические цели. Одной из проблем общественно-православных или неофициальных изданий является их церковная «желтизна». Т.е. погоня за читателем в угоду необходимости содержать СМИ. И они идут по пути подогревания нездоровых тенденций, которые иногда встречаются в Церкви. Светские или околоцерковные люди ищут прежде всего в жизни Церкви скандалы, изюминки. Что-то такое, что выходит за рамки церковного или общепринятого.
Есть и проблема политизированности. Мы имеем горький опыт президентских выборов, который, кажется, нас многому не научил. Мы вновь идем по тому же самому пути. Мы продолжаем заниматься политикой.
Еще одной проблемой общественно-православных изданий является их в той или иной степени выраженный антиклерикализм. Очень многие их издатели исповедуют, если так можно сказать, неопротестантские взгляды, не прислушиваясь к мнению священноначалия и не пытаясь скоординировать свое мнение с официальным мнением Церкви. Более того, они всячески пытаются поставить себя в независимое от Церкви положение. Иногда даже в положение судей Церкви. Эти люди забывают, что любая организация, которая пытается организоваться на периферии общецерковного тела, в конечном итоге может вступить в конфликт с Церковью, потому что она будет защищать свои собственные интересы, свои собственные взгляды и ориентироваться на свои политические, экономические или личные интересы.
С другой стороны, эти издания являются светскими не только по форме, но и по содержанию. В них везде сквозит недоброжелательность, осуждение, непримиримость и отсутствие любви. Но разве к такому подходу, к такому взгляду призывал нас Христос и апостолы?
Следовательно, мы можем констатировать тот же факт: отсутствие просветительской, миссионерской направленности и в этом виде православных СМИ.
Возможно, эти СМИ исполняют свою особую функцию в общецерковном организме. Однако приходится констатировать факт, что эта функция не просветительская и не миссионерская. А ведь именно необходимостью распространения Благой вести или информации о Христе и Его Воскресении обуславливается необходимость использование Церковью и ее верными современных информационных технологий.
Поэтому я сегодня хочу поговорить о православных миссионерских СМИ. О том, что еще должно появиться в нашем современном православном информационном пространстве. На эти мысли меня натолкнуло полугодовое общение с людьми, которые сегодня пытаются делать православные миссионерские проекты.
Православные миссионерские СМИ
Так какими же должны быть современные миссионерские СМИ? И какими должны быть их взаимодействия с официальными церковными СМИ? Мне кажется, что в информационном пространстве официально-официозные церковные СМИ должны присутствовать обязательно, ибо они тот стержень, вокруг которого может сформироваться более широкое поле православных просветительских, образовательных, миссионерских СМИ. И тогда из ста газет мы сможем иметь одну-две официальных и рядом с ними десятки газет, журналов или сайтов, которые позиционируются как неофициальные, но православные и находящиеся в послушании у священноначалия. Тогда неофициальные СМИ не будут пытаться занять нишу официальных, а официальные будут исполнять в полноте свою функцию. Неизбежно их взаимодействие и неизбежна их взаимопомощь.
Принципы организации и управления православных миссионерских СМИ
Православные миссионерские СМИ могут создать только православные люди. Как ни банально это звучит. Люди, которые идут по пути спасения, которые хотят постигать основы веры и хотят своими талантами послужить Богу. Невозможно создать церковное, православное, миссионерское, христианское СМИ людьми неверующими, неискренними, циничными или равнодушными, людьми далекими. Это превратится в обратное. Это даст обратный результат. Это приведет к профанации того, ради чего создаются миссионерские средства массовой информации.
Те СМИ, которые претендуют на звание православных, в той или иной степени должны создаваться по благословению священноначалия. Более того, в своей деятельности должны тесно взаимодействовать с официальными церковными СМИ и соответствующими синодальными учреждениями и отделами. Коллективы таких СМИ должны духовно окормляться Церковью, а проекты должны делаться при духовном сопровождении (консультации) клириками или мирянами, имеющими необходимое для этого богословское образование или соответствующий для этого образ мысли и жизни. При этом проблема сегодня не в тех людях, которые делают общественно-православные СМИ, а в Церкви. Церковь должна иметь духовное попечение о людях, которые искренне хотят проповедовать, которые искренне хотят помогать и служить Церкви. Церковь должна найти для них время, Церковь должна найти для них пастырское слово, Церковь должна мудро вести их по пути спасения. Ибо те люди, которые собрались прославлять Бога, служить Церкви — встали на путь спасения. И этот путь, как мы знаем, достаточно труден и тернист. Поэтому Церковь должна очень ответственно подходить к сотрудничеству со СМИ и с теми людьми, которые в светских СМИ занимаются церковной проблематикой.
Было бы идеально, если бы коллективы православных миссионерских СМИ стремились бы стать православными общинами. Православный уклад жизни и богослужение должны стать, говоря современным языком, частью корпоративной культуры.
Мы уже говорили, что коллективы православных миссионерских СМИ должны собираться из людей православных. Но бывает, что в эти коллективы приходят люди некрещеные. И у нас есть опыт оглашения и крещения таких людей. Но в такие коллективы иногда приходят даже представители других конфессий, к примеру, протестанты. И это не теоретическое допущение. Вот мы, например, выписали некоторые концептуальные принципы, и вдруг приходит девушка, которая говорит, что была крещена в детстве в Православной Церкви, ну а потом, как иногда бывает, кто-то прикрикнул, свечку поломал, оттолкнул, и ее сразу «подобрали» протестанты. Я начинаю с ней говорить и понимаю, что не могу сказать, что ее нельзя принять на работу. Я ее спрашиваю: «Как вы относитесь к тому, что у нас рабочий день начинается с молебна?» «Это хорошо, — она мне отвечает, — я молилась Богу, чтобы Он нашел мне работу, которой бы я могла послужить Ему». Я спрашиваю: «А вас не смущает, что здесь батюшка по коридорам ходит?» «Да нет, — говорит, — не смущает, это даже хорошо». Может быть, таким образом есть возможность и этих людей вернуть в спасительное лоно Церкви, не отсекая их и не определяя их судьбу заранее. Но насколько сложнее будет в такой ситуации заниматься той деятельностью, которой должна заниматься Церковь! Это тема для отдельного серьезного разговора.
Естественно, духовными должны быть и принципы управления и отношения в коллективе. Очень часто коллектив набирается только по профессиональным качествам. Да и уволить человека намного проще, чем простить. Но есть другая крайность. Элемент безответственности, когда человек заранее знает, что его простят. Поэтому, это еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются коллективы православных СМИ.
Цели и принципы православных миссионерских информационных проектов
Какие же цели для себя должны поставить православные СМИ и на каких принципах они должны строиться?
Естественно, главной целью любого православного средства массовой информации является цель — Помочь людям услышать Слово Истины, донести до людей Благую Весть о Рождестве, страданиях, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
Через православные миссионерские СМИ мы можем показать людям красоту Богом созданного мира: красоту природы, красоту человека как творения Божия, и красоту дел рук человеческих во славу Божию.
Мы можем показать образ положительного героя — человека Божьего. В прошлом, в настоящем, а, возможно, и в будущем. Нам необходимо формировать этот образ.
Мы можем рассказать, что мы потомки великого православного народа — наследники святой Киевской Руси. И таким образом попытаться вернуть людей к собственной истории и собственной культуре.
Мы должны попытаться вернуть людей к книге. К книге в самом широком смысле — т.е. к чтению, и к Книге с большой буквы — к Священному Писанию.
И мы должны помочь людям научиться при помощи добра побеждать зло. При помощи добродетелей побеждать страсти и пороки.
На каких же принципах может основываться деятельность православных СМИ?
Одним из самых важных принципов является принцип «Начинай с себя». Нельзя проповедовать то, во что сам не веришь. Нельзя призывать к тому, чего сам не делаешь. Нужно пытаться воплотить в жизнь то, о чем сам говоришь. И поэтому можно было бы изменить название моего доклада «От добрых новостей к Благой Вести» на название «От жизни во Христе к проповеди Христа». Естественно, жизнь во Христе должна предварять наши информационные деяния или сопутствовать им.
Часто говорят, что сложно в этом мире православным. Как много врагов. Постоянно говорят о мировых заговорах и т.п. Говорят о многих вещах, которые так велики и страшны, что начинать какое-либо дело бессмысленно. Но ведь мы слышали: Если с нами Бог, то кто против нас? И ведь это тоже один из принципов. Давайте делать, а не говорить. Потому что у страха глаза велики. А если мы будем говорить только о том, что нам мешают прийти на телевидение, нам не дают выпускать газеты, нас не пускают в школы, и при этом не готовиться, не делать и не стремиться, то в тот день, когда нам скажут: придите, — мы окажемся неготовыми и будем рассказывать, почему мы не можем этого делать и кто нам мешает.
Говоря о том, что богослужение и молитва — неотъемлемая часть миссионерской деятельности, хотелось бы как принцип обозначить евангельский завет: Просите, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7) Это тоже принцип, который лежит в основе православной миссионерской деятельности.
Каждый в другом видит себя как в зеркале. Очень часто мы осуждаем ближнего, пытаемся выковырять из его глаза соринку, песчинку, не замечая бревна в собственном глазу. Поэтому, всякий раз, когда мы что-нибудь говорим о ком-то, нужно подумать о себе. И может быть с этого и начинать.
Очень важный принцип — принцип нетеплохладности. Не может миссионер быть абсолютно доволен жизнью, не может быть миссионер успокоенным. Миссионер должен гореть, гореть любовью ко Христу, гореть любовью к ближнему, гореть желанием проповедовать и нести Слово Истины людям.
Однако не все слышат. Не все хотят слушать. И поэтому мы должны вспомнить то, о чем говорил Христос: Имеющий уши да слышит. Что является более мягкой формой другой известной цитаты: «Не мечите бисер…» (Мф. 7:6) Но кого мы можем назвать свиньями? Ближнего своего? Поэтому очень важно, чтобы это было не оправданием, а действительно подлинной мудростью и реальной оценкой той или иной ситуации, той или иной аудитории, на которую направлена информация православных СМИ.
Вера без дел мертва (Иак. 2:20) Наши православные СМИ не должны быть просто СМИ о вере. Это должны быть СМИ о доброделании, о добрых делах, о плодах веры. Мы должны показать людям, что вера приводит к изменению человека. Что вера творит добрые дела. Что вера преображает окружающую действительность.
Мы говорим, что все это очень сложно. Мы говорим, что нужно во многом разобраться. Мы говорим о современных сложных технологиях. Мы говорим, что нужно знать законы современного информационного общества. А может, нужно просто говорить о том, во что мы верим и тогда, может, действительно окажется, что там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного (прп. Амвросий Оптинский). И возможно, тогда мы сможем выстроить простые технологии и создать простые отношения в коллективах. И простым способом, как это делали простые люди — апостолы, просто проповедовать ближнему: и простолюдину, и любомудру, и простому рабочему, и философу, и ученому.
Мне кажется, что православные СМИ должны быть православными. Это тавтология, но мне хочется вновь подчеркнуть, что создаваться они должны православными людьми.
Они (СМИ) должны быть миссионерскими, т.е. помогать людям прийти ко Христу и в Церковь.
Они должны быть просветительскими, т.е. просвещать людей светом Христовой Истины.
Они должны быть образовательными, т.е. помогать раскрыть в людях образ и подобие Божие.
Они должны быть доброжелательными, неосуждающими, сочувствующими. Даже по отношению к тем, кто делает зло. «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44), — говорил Христос.
Сегодня, посещая православные сайты и читая православные газеты как в Украине, так и за ее пределами — в ближнем зарубежье, создается впечатление, что многим нашим православным журналистам хотелось, чтобы у нас все было очень плохо. Ибо мы читаем 80% информации о том, что у нас все плохо, о том, что у нас что-то отобрали, о том, что нас куда-то не пускают, о том, что все вокруг не такие. А исполняется ли таким образом миссионерская функция? Ведь нас именно в этот угол и толкают. На нас указывают и говорят: посмотрите, они ведь только ругаются, кричат и ничего конструктивного не предлагают, они могут только всех обвинять, а сами ничем не лучше. Более того, насколько такая позиция является миссионерской по отношению к отпавшим от нас братьям? Ведь возможно, что если мы не будем столь же политизированы как, например, раскольники, возможно, когда-то тот же раскольник, который не понимает нас сейчас, задумавшись и присмотревшись, увидит, что мы не такие, что мы говорим о чем-то более важном, чем политическая борьба, чем раздел территорий, приходов, юрисдикций. Может быть, стоит найти тот тон, который бы соответствовал евангельской проповеди. И ту форму обличения зла, которая бы соответствовала евангельской. Ведь «наша брань не против плоти и крови», не против людей, «а против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Более того, ведь мы не только по отношению к инославным иногда применяем очень резкие, непозволительные для христианина высказывания. Эти высказывания мы иногда применяем и к единоверным братьям, внутри Церкви Христовой, по отношению к иным Поместным Церквам. Нам ведь хочется принимать участие в геополитической, или «геоцерковной» деятельности, забывая, что нас Господь призвал не к этому. Как легко говорить о чем-то большом, важном и далеком, и как трудно самому жить по заповедям Евангелия.
Наши православные миссионерские СМИ должны быть семейными, т.е. поддерживать институт семьи и быть изданиями для всех членов семьи. Девочек необходимо научать быть хранительницами домашнего очага, а мальчиков — отцами и защитниками семьи и Отечества.
Наши СМИ должны быть народными и иметь обратную связь с народом Божиим. Мы должны дать возможность православным людям общаться, необходимо создать так называемые площадки для общения православных между собой. Ибо помните слова апостола: «Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16).
Наши СМИ должны быть некоммерческими, несмотря на необходимость их содержать. Они должны быть некоммерческими по сути своей. Они не должны создаваться для достижения коммерческих целей или для приобретения чего-нибудь, кроме душ человеческих для Бога. Естественно СМИ необходимо содержать, и это тема отдельного разговора.
Наши православные миссионерские СМИ должны быть неполитическими. Они не должны обслуживать те или иные политические интересы. Они не должны быть в самом центре политических событий, ибо тогда есть опасность утратить самое важное. В погоне за сиюминутными выгодами мы можем профанировать то самое главное, ради чего мы говорим о вере.
Добрые новости как принцип православной информационной политики
Как мы уже говорили, наши СМИ должны быть СМИ добрых дел и добрых новостей.
На добрых новостях я еще немного остановлюсь. Мы уже об этом говорили — нужно искать доброе. Включите любой канал, включите любые новости. 80% информации о катаклизмах, о проблемах, о терроризме и других ужасных событиях. И практически нет информации о той жизни, которой мы с вами живем. И по этому же пути идут общественно-православные СМИ. Они пытаются конкурировать на заведомо проигрышном поле. Они снова информируют о тех или иных происках и т.п. А, может быть, стоило бы найти формулу, как по-доброму говорить обо всем происходящем и в мире, и в Церкви. Показывая примеры доброделания, показывая интересных людей, показывая православный взгляд даже на катастрофические события. Ведь любая беда — это повод для сочувствия и молитвы, любая трагедия — это повод оказать помощь, это повод призвать, организовать и дать эту помощь. И именно этот подход должен быть в основе православных СМИ. Ведь мы говорили, что проповедь — от жизни. И жизнь является проповедью. И поэтому добрые новости, в которых участвуют христиане, в которых участвует Церковь, в которых участвуют добрые люди — это тоже проповедь.
А ведь и Евангелие — ведь это тоже добрая новость, благая весть. Это часть этих добрых новостей, точнее, целое, к которому эти добрые новости могут привести.
Тема нашей конференции: «Человек и история», так ведь и новости могут быть укорененными в истории, и могут быть новости, связывающие времена. Могут быть новости из прошлого, которые имеют свою перспективу в настоящее и в будущее. И современная новость, особенно церковная, потому что мы все выросли из богатейшего церковного наследия и церковной истории, может иметь перспективу и в прошлое. Например, посещение архиереем того или иного прихода или монастыря может выстроить целую цепочку, связывающую времена и актуализирующую историю.
Мы можем говорить о четырех разных календарях:
— календаре православном или святцах;
— календаре церковно-историческом, ведь невозможно разорвать историю Церкви и народа;
— календаре общественном, т.е. календаре профессиональных праздников и памятных дат, юбилеев и важных общественных событий (например, день рыбака — это повод говорить об апостолах-рыбаках).
— и календаре образовательном, ведь каждый день в школе или в университете что-то изучают. И это тоже может быть предметом добрых новостей. Мы можем каждый день говорить о том, что актуально для ребенка в школе или студента в вузе.
Каждое событие можно рассматривать в перспективе «прошлое-настоящее-будущее». Отправной точкой может быть и вчера, и сегодня, и завтра. При этом в связке времен мы рассматриваем перспективу прихода человека к Богу, помогая людям услышать Слово Истины.
Доклад на Пятой международной конференции «Успенские чтения: Человек — история — весть». Киев, 2005.