Прот. Георгий Коваленко,
Пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви,
Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ
Данный текст не является заранее написанным докладом, а расшифровкой (с незначительной авторской редактурой) устного выступления на II Фестивале СМИ православных в Ялте в мае 2010 года. Особая благодарность за расшифровку редакции портала «Православие в Украине».
Начать предлагаю с банального – с определения (дефиниции) информационного общества. Если сделать запрос в Google, то первой предлагает свое определение Википедия: ИО – «это теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания». На счет «знаний», авторы явно погорячились.
С одной стороны, действительно, информационное общество характеризуется тем, что информация становится продуктом. И многие наши церковные, в том числе информационные беды из-за того, что мы недооцениваем информацию как продукт. Информацию производят, информацию потребляют, информацию продают. И это одна из основных черт информационного общества. Иногда наши церковные СМИ неконкурентоспособны, потому что они и не пытаются конкурировать, они не участвуют в этом информационном рынке.
С другой стороны, информационное общество характеризуется еще и тем, что сегодня информации уделяется очень много внимания, информация влияет на людей. И для нас очень важно определить те вызовы, которые перед нами ставит информационное общество.
Об этом говорят много, но я бы хотел поговорить не только о вызовах, но и о тех возможностях, которые нам предоставляет информационное общество. Потому что мы очень много и очень часто говорим о проблемах, о вызовах, об опасностях и очень мало говорим о реальных возможностях, которые нам одновременно предоставляются.
В этом году по благословению владыки-ректора у нас в Киевской духовной академии был введен спецкурс «Проповедь при помощи современным средств массовой информации и коммуникации». Честно скажу, я был поражен уровнем включенности в эту тематику наших студентов. Когда начинаешь с ними говорить, то понимаешь, что они на порядок более подготовлены жить в информационном обществе, чем нынешнее поколение священников. Мы даже провели практическое занятие — эксперимент: они побыли в роли журналиста и в роли интервьюируемого. В течение занятия у них было задание сформулировать вопрос, задать его и ответить на вопрос товарища, вложившись в минуту хронометража. Мы это все записали на камеру. И, честно признаться, я был потрясен, насколько быстро они впитали то, что им говорилось: о том, что мысль нужно формулировать, о том, что мыслей не должно быть много, о том, что нужно вкладываться в хронометраж и т.д. Они выполнили четко все указания, поэтому их синхронны и комментарии совершенно спокойно могли бы прозвучать в эфире любого из наших центральных каналов. А все потому, что мысли были сформулированы четко и правильно. Особенно мне понравились ребята сербы. На сербском спрашивали, на сербском они и отвечали. Но все было понятно, и темы которые поднимались, были очень интересные.
Когда же я спросил, какими средствами массовой информации они пользуются, я увидел перед собой людей, которые сегодня живут в современном информационном обществе, и если что-то не знают, спрашивают у «Вики» (ищут в «Википедии»).
Говоря о вызовах информационного общества, никогда не нужно говорить, что хорошо было тогда, когда не было чего-то, а сейчас оно появилось и мешает, отвлекает. В каждый век были свои искушения, в каждый век были свои возможности. И от того, что мы будем говорить, например, о том, что информационное общество плохое, оно лучше не станет. Мы живем в том обществе, в котором родились и призваны к служению словом теми способами и средствами, которые у нас есть под рукой. Поэтому прежде чем критиковать это общество, нужно на него более внимательно посмотреть.
Интересная статистика попалась мне на глаза. Самое распространенное средство массовой коммуникации – мобильный телефон. В мире 3 млрд. 200 млн. пользователей мобильных телефонов, плюс около 1 млрд. стационарных аппаратов. Как ни парадоксально, но телефон оказался самым массовым средством массовой коммуникации, а мы информационно и просветительски практически не присутствуем на этом поле. Следующее место занимает телевидение – 2 млрд. пользователей. И уже на 3-м месте Интернет – 1,5 млрд. пользователей.
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что нет телевидения в чистом виде, нет Интернета в чистом виде или газет в чистом виде – это все многоформатные и многофункциональные средства массовой информации и коммуникации. При этом постоянно увеличивающиеся возможности обратной связи делают СМИ не только средством массовой информации, но и средством массовой коммуникации.
Возвращаясь к вызовам. На сегодняшний день, самым главным вызовом и искушением для христианина и Церкви является возможность манипулировать сознанием при помощи средств массовой информации. И мы все являемся свидетелями того, что современное информационное общество уже выстроено на технологиях манипулирования сознанием. Осознаем мы об этом или нет, но мы и сами используем наружную рекламу и слоганы, образы и логотипы, PR-ходы и акции. Самое, наверное, неприятное в этой ситуации, что никто на сегодня не знает, какие от всего этого могут быть последствия.
Развитие информационных технологий настолько быстро движется, что вызовы, которые ставит информационный поток перед людьми, правительством, церквями, мы даже не в состоянии до конца осознать. Может быть, нам и не нужно этого делать. Может быть, нам действительно не нужно бежать за паровозом, чтобы понять, как он устроен, а просто пытаться жить в этом обществе, ехать на этом паровозе. И вот тут важно для христианина в условиях тотального манипулирования нашим сознанием при помощи экономической и политической рекламы, при помощи государственного информирования, пытаться по-христиански анализировать информацию. Т.е., не потреблять ее в том виде, в котором нам ее подают, не переваривая. Мы ее должны «пожевать» и «переварить», и понять, что акценты можно расставить по-другому, и постоянно с этим работать. Мы имеем традиции работы с текстами, традиции толкований, умеем думать над текстом древним, делать этот текст новым, современным, пересказывать, перелагать в новых образах, понятных, прилагать к сегодняшней жизни. Это может делаться и в обратную сторону: от сегодняшней современной информации к евангельскому смыслу. Мы не должны утратить этот христианский взгляд на любую информацию, потому что это единственный способ справляться с массовым манипулированием сознанием.
Естественными для информационного общества являются такие понятия, как «информационные войны», «информационный терроризм». Мы видим, что некоторые конфликты, в том числе и военные, выигрываются не на поле сражения, а массированными информационными атаками. Для того, чтобы перекраивать геополитическую или мировоззренческую карту мира, уже не нужны самолеты или танки. Достаточно владеть ключевыми СМИ, и проводить скоординированную информационную политику. И это в мире нарастает все с большим масштабом. Нам когда-то казалось, что Оруэлл в «1984» писал о советском времени или о нацистской Германии, а на самом деле, мы еще больше соответствуем тому, о чем говорилось в этом романе с его «министерством правды».
Еще одна проблема и вызов информационного общества – это «информационный шум» и «информационный мусор». К сожалению, все мы, кто ежедневно пользуется компьютерами, телефонами, телевизорами, радио, — поглощаем такое количество информации, которое мы не можем переработать. Более того, мы уже не можем не включать компьютер, мы не можем не просматривать ненужные нам новости. И, с одной стороны, казалось бы, доступ к информации облегчен, а с другой – у нас не хватает времени на те дела, которые мы ранее делали спокойно, когда у нас куда больше времени уходило на поиск и обработку информации.
Сегодня проблема состоит не в поиске информации, а в ее отсеивании, т.е., ее фильтрации. Основные кампании на информационном рынке занимаются тем, чтобы поисковые системы наиболее правильно находили информацию, задаваемую нами в поиск.
Следующая проблема, которая стоит перед нами в информационном обществе – это вирутализация жизни и личности. Уже всем известна фраза, что «в мире происходит только то, о чем говорят в новостях, а то о чем не говорят в новостях, не происходит». Более того, в новостях могут говорить о том, что никогда не происходило. И это воспримут всерьез целые народы и страны, а может, и все человечество в целом. Т.е., появилась возможность существования информации в чистом виде, без реальных событий, которая не привязана к реальной действительности.
Все говорят о виртуальной реальности как о каком-то будущем с симуляторами реальности (вспомните «Матрицу»). А виртуальная реальность уже реально существует (простите за тавтологию). Даже друг с другом мы знакомы и общаемся больше в виртуале, нежели в реале. Проблема виртуализации жизни существует. Мы видим, что наши дети намного больше времени проводят «Вконтакте», чем на улице. Но я, как отец, не знаю, хорошо это или плохо. Ведь на самом деле, все зависит от человека. Дети в сети общаются, дети умеют искать информацию, дети готовят свои домашние задания. Вопрос ответственности родителей, которые не должны этот процесс запускать, и, в конце концов, должны вместе с детьми проживать и эту часть жизни. Вот я, например, зарегистрирован «Вконтакте», и с детьми я нахожусь «в друзьях». Но у нас договоренность: они знают, что я у них в друзьях, но я жестко не контролирую, что они там пишут, хотя и могу, но, честно говоря – некогда это делать. Но есть важный момент – ребенок понимает, что его могут проверить, его могут посмотреть. И получается, что мы в виртуальной реальности продолжаем жизнь собственной личности, которая частично виртуализируется. И решение проблемы в том, чтобы не раздваиваться, не жить двумя лизнями (реальной и виртуальной), а быть собой даже в виртуальной реальности.
Тут мне по душе те мысли, которые высказывал и Святейший Патриарх, и председатель Информационного отдела Московского Патриархата Владимир Лигойда по поводу того, что священник (скажу больше, и каждый христианин) не должен прятаться за ником. Чтобы избежать раздвоения личности или соблазна выходить за рамки, будучи не узнанным, мы и в сети должны оставаться собой. С использованием настоящего имени возможно более действенное реальное общение, целью которого может быть просвещение или миссионерство. С другой стороны, не думайте, что Интернет анонимен, любого пользователя можно вычислить.
Следующий вызов или опасность, которая нас подстерегает в информационном обществе, это киборгизация. Потому что мы с вами уже становимся киборгами – нас нельзя представить без телефона или компьютера. Единственное, мы пока технологически не слились, но я думаю, что этого тоже не так долго осталось ждать. Потому что мы видим развитие нанотехнологий, развитие биотехнологий.
Я даже встречал такое мнение, что сама жизнь является информацией. ДНК – это информация, и в отличие от той информации, которую мы создаем, в одной клетке содержится информация о будущем взрослом организме. И в этом направлении возможно развитие технологий. И разве принципиально важно, зашит у нас телефон в ухе или мы его достаем из кармана, — мы без него жить не можем. С его помощью мы решаем огромное количество проблем и вопросов и он становится уже частью нас. Это тоже повод для христианского и философского осмысления того, что с нами происходит. Не всегда к этому нужно относиться только негативно. У каждого события есть две стороны: гвоздями можно дом строить и при помощи гвоздей можно Сына Божьего распинать. Сами гвозди не плохие и не хорошие. Грех в наших головах, а не в телефоне или компьютере. Добро или зло в том, для чего и ради чего мы их используем.
Другой вызов современного информационного общества – это его открытость и прозрачность. Сегодня мы не сможем спрятаться. До сих пор некоторые наши архиереи, священники, наместники некоторых монастырей или просто монахи думают, что закрыли двери и все, или вчера сказали одно, а сегодня – другое и об этом никто не вспомнит. Нам нужно научиться жить в этом открытом обществе. А по большому счету, что христианину прятать? Вспомните библейское определение праведности: человек ходил перед Богом. Т.е., христианин должен ощущать присутствие Божье и быть открытым Богу, другому человеку и обществу. Да, есть аскетический подвиг — монашеский. Но мне, честно говоря, кажется, если человек ищет уединения, то пусть идет в пустыню. А если монастырь находится в центре города, то там совсем другое служение и послушание. Яркий пример – наш Ионинский монастырь с их молодежным и информационным служением, когда монастырь, сохраняя богослужебную и аскетическую традицию, открыт для людей.
Когда я рассказывал студентам Духовной Академии об Интернете, открыл для себя интересную особенность: я им объяснял, как устроен Интернет на примере того, как устроена Церковь. Соборность – это полнота всей Церкви во всем мире и полнота Церкви в каждом месте, где совершается евхаристия. Церковь – это вселенская (глобальная) сеть общин. На самом деле, такое же сетевое устройство у глобальной сети. Поэтому нам с вами, на самом деле, эта технология достаточно близка, потому что можно считать, что Интернет устроен по нашему принципу. И мы вполне можем его использовать для собственных целей. Я на прошлом фестивале уже говорил и сейчас повторюсь, что средства массовой информации и коммуникации – это инструмент реализации соборности Церкви. Это возможность для нас.
А сейчас поговорим о возможностях. Такой возможности для общения, проповеди, реализации Соборности Церкви и Православия, у нас в истории не было никогда.
Вот мы говорим о том, что необходимо обсуждение каких-то важных для Церкви тем. А что нам мешает? Сегодня не обязательно собираться всем в одном месте. Что нам мешает открывать те же группы обсуждения «Вконтакте», «Fasebook» или других социальных сетях? Мы с вами уже совместно создали и поддерживаем свой ресурс – festzmi.org. Но важно не закрываться в себе. Не уходить в собственное информационное гетто. Нужно одновременно думать о двух вещах: как создать единую сеть православных информационных ресурсов и как интегрировать ее в глобальные информационные проекты, где не тысячи, как у нас, а миллионы посетителей, где люди общаются и ищут информацию обо всем, в т.ч. и о Боге, вере и Церкви. Нам необходимо, создавая собственные ресурсы, одновременно заполнять собственной информацией Wikipedia, YouTube, GoogleMaps, Blogger и т.п.
С другой стороны, вторая часть нашей темы – это информационная политика Церкви. Сегодня мы имеем возможность информационно поддерживать друг друга. И наша информационная политика должна быть направлена не на разжигания споров или внутрицерковных конфликтов, а в объединении наших небольших возможностей и усилий. Потому что мы благодаря современным технологиям мы реально можем друг друга поддерживать. Более того, мы должны всячески поддерживать все здравое и доброе, а также все то, о чем говорит нам Священноначалие.
Определились мы с юбилеем каким-то или идет у нас крестный ход, или есть какая-то актуальная тема в Церкви, — эта тема должна быть доминирующей во всех наших СМИ. Почему? Потому что так устроено современное информационное общество. Даже самый замечательный сюжет не повлияет на человека и на общество так, как 25 упоминаний в различных СМИ. Еще в 2004 году мы на себе почувствовали, как работают информационные технологии. Нам дали тогда доступ ко всем СМИ. Мы записывали заявления Блаженнейшего Митрополита Владимира с глубокими и важными, как сегодня модно говорить, мэсэджами. Их показывали по всем каналам по одному разу, а одну фразу, которая была нужна пиарщикам, вынули и прокрутили по тем же каналам тысячу раз. Вот эту фразу все запомнили, а о главных смыслах забыли. И все, о чем говорилось в заявлениях Предстоятеля, не смотря на то, что у нас, вроде бы был доступ к СМИ, не было услышано.
Иногда наши тексты и мысли настолько глубоки, что в их глубинах люди теряются. И только мы знаем в совершенстве, насколько умно, глубоко и красиво мы сказали один раз. А на самом деле, это мы должны говорить много раз и все вместе, и определяться с какими-то главными информационными посылами. Мы должны научиться главную мысль формулировать и эту главную мысль тиражировать в общецерковном масштабе.
Поэтому очень важно обращать внимание на основные заявления Священноначалия. Кто сегодня дочитывают до конца обращения Священного Синода? Они длинные, непонятные простым и невоцерковленным людям. Но в этих обращениях есть главные мысли и нам, церковным информационным службам и православным СМИ, стоит их почитать на предмет поиска этих главных мыслей. Потом каждый из нас может в понятной форме и присущем ему формате эти же мысли ретранслировать на свою аудиторию. То ли в интервью, то ли в статье, то ли в новости или сюжете. Потому что это важно для Церкви. На сегодняшний день, к сожалению, обращения не работают. Они остаются в этом официозном формате на официальном сайте, в официальной газете, и редкий верующий дочитает до конца такие обращения. Поэтому очень важно нам с вами перерабатывать эту информацию и уже пытаться ее доносить на более простом и понятном для людей языке.
В заключение скажу, что Церковь к жизни в информационном обществе готова по определению, потому что она сама по себе является носителем информации и слова. Слова о Христе и доброй новости Евангелия. И любой источник или средство информации, особенно массовой – это для нас инструмент для проповеди и зона миссионерской ответственности.