Библиотека Православное Запорожье

Протоиерей Игорь Рябко Семинар из авторского курса по «религиозной этике»

Протоиерей Игорь Рябко
Семинар из авторского курса по  «религиозной этике»

Танатология (учение о смерти)
Что происходит с человеком, когда он умирает? Что бывает после отделения души от тела? Конечно, мы имеем некоторые представления и часто даже соблюдаем православные традиции. Принято, например, поминать усопших на 3-й день, на 9-й, на 40-й. Но о том, что именно происходит  в эти периоды, у многих, даже церковных, людей представления весьма приблизительные. Учение о посмертном состоянии души вызывает очень много вопросов.
Начнем обще религиозного опыта.
Все традиционные религии говорят, правда, каждая по своему о посмертной участи души. Т.е есть нет ни одной религии которая бы отрицала что душа может существовать вне тела. Несмотря на различие в описании посмертного опыта все религиозные традиции едины в одном. В каждой из них говориться о Воздаянии. Как правило это воздаяние добром за добро и злом за причиненное на земле зло.  Самая древняя книга о участи души после смерти это египетская «Книга мертвых» , написана около 2000 г до н.е. Там Гор говорит осужденным «Грозные мечи покарают Не поднимитесь, ибо попали в свои ямы! Против вас – огонь змея, «Того – Который – Сжигает – Миллионы»!». Но, согласно этой книге, душа может и спастись. Нечто подобное мы видим и в тибетской «Книге мертвых» У греков, например в Одиссее Гомера, мы встречаем красноречивые описания человека в царстве Аида. Древние греки глубоко чувствовали реальность того мира и неуничтожимость души человеческой, верили, что есть  это посмертное состояние. Ту же самую картину можно видеть и во всех других дохристианских религиях. С одной стороны, интуитивное чувство бессмертия и отдельные факты, подтверждающие его (явления умерших, их точные предсказания и предупреждения и т.д.), с другой – полный туман в представлениях о том мире. И так – на протяжении всей истории человечества. Ислам то же учит о посмертном воздаянии. Павда в исламе это учение пронизано глубоким фатализмом.
И только в православии разработана и глубоко осмысленна на основании божественного откровения и священного предания то что же на самом деле происходит с душой после смерти. Но перед тем как говорить о том что учить Православие по этому поводу, обратимся к такой отрасли человеческого знания которая еще совсем недавно претендовала на то что бы заменить собой религию. Это наука. Что она говорить по этому поводу? Кто ни будь из вас слышал, или читал, или вы знаете по рассказам знакомых,    что испытывали люди которые прошли через опыт клинической смерти?
Вы понимаете что такое «клиническая смерть» ? Клиническая смерть — состояние организма, наступающее после прекращения сердечной деятельности и дыхания и продолжающееся 3-5 мин, т.е. до наступления необратимых изменений в высших отделах центральной нервной системы. Клиническая смерть — это состояние, максимально приближенное к необратимой биологической смерти. Вслед за клинической смертью наступает смерть биологическая — истинная смерть, исключающая оживление. Если проводились реанимационные мероприятия, то возможно развитие особой формы биологической смерти — смерти мозга, когда мозг уже биологически мертв, а тело еще биологически живо при его искусственном поддержании.
Мне приходилось уже не один раз выслушивать рассказы о том что переживали люди в этом состоянии
Например:  «рассказ о  одной женщине у которой во время операции по удалению желчного пузыря произошла остановка сердца. Она увидела себя вверху над своим телом. Ей стало страшно она не могла понять что случилось. Ее первая мысль была о близких муже доме. И как только она о них подумала она увидела себя дома. Увидела мужа который слаживает вещи в платяном шкафу. Она попыталась с ним заговорить но звука голоса не было, пыталась дотронуться ничего не получалось. Перед тем как идти на операцию некоторые свои вещи, в частности колечки цепочки золотые она завернула в платочек и положила в шкаф. Муж наводя порядок решил перенести это в другое место, и женщина увидела куда он переложил узелок. После этого она уже ничего не помнить и очнулась уже в реанимационной палате. После перевода в общую палату муж к ней пришел и она рассказала как видела его дома. Муж был в шоке, кроме него дома никого не было и никто не смог бы ей это рассказать ,,..Как это можно объяснить?
Одной из первых исследований по этому поводу была книга доктора Моуди «Жизнь после жизни» Далее были опубликованы работы других авторов, например доктором Элизабет Кюблер-Росс, К.Дюкассом, А.Фордом и другими. Задолго до Моуди вышла книга Уильяма Баррета «Видения на смертном одре», Лондон, 1926 г. Чуть позднее работы Моуди увидела свет книга Карлиса Осиса и Эрлендура Харалдсона «В час смерти», Нью-Йорк, 1977.
Взять хотя бы интересную книгу Морица Роолингза «За порогом смерти» (Она есть в интернете). Это известный врач-кардиолог, профессор университета в Теннеси, который сам, лично много раз возвращал к жизни людей, находившихся в состоянии клинической смерти. Книга изобилует огромным количеством фактов. Интересно, что сам Роолингз прежде был человеком, равнодушным к религии, но после одного случая в 1977 году (именно с него начинается эта книга) он совершенно иначе стал смотреть на проблему человека, души, смерти, вечной жизни и Бога. То, что описывает этот медик, действительно заставляет задуматься всерьез.
Роолингз рассказывает, как он начал реанимацию пациента, находившегося в состоянии клинической смерти, — с помощью обычных в таких случаях механических действий, то есть путем массажа пытался заставить работать его сердце. Таких случаев за всю его практику у него было много. Но с чем он столкнулся на этот раз? Причем столкнулся, как он говорит, впервые. Его пациент, как только к нему на несколько мгновений возвращалось сознание, умолял: «Доктор, не останавливайтесь! Не переставайте!» Врач спросил, что его пугает. «Вы не понимаете? Я в аду! Когда Вы перестаете делать массаж, я оказываюсь в аду! Не давайте мне туда возвращаться!» — последовал ответ. И так повторялось несколько раз. При этом лицо его выражало панический ужас, он дрожал и обливался потом от страха. Роолингз начал исследовать этот феномен и в результате появилась его книга. В своей книге Роолингз, в частности, сообщает, что примерно половина людей, возвращающихся к жизни, говорит, что там, где они только что побывали, очень хорошо, даже прекрасно, им не хочется оттуда возвращаться – они возвращались обычно неохотно и даже со скорбью. Но примерно такое же количество реанимированных рассказывают, что там ужасно, что они видели там огненные озера, страшных чудовищ, испытывали невероятные, тяжелейшие переживания и мучения. И, как пишет Роолингз, «число случаев знакомства с адом быстро увеличивается»
В этом последнем случае люди переживают страх и шок. «Я помню, как мне не хватало воздуха, — рассказал один пациент. – Затем я отделился от тела и вошел в мрачную комнату. В одном из окон я увидел уродливую морду гиганта, вокруг которого суетились бесенята. Он сделал мне знак подойти. Снаружи была тьма, но я различал стонущих людей вокруг. Мы двигались сквозь пещеру. Я плакал. Затем гигант отпустил меня.
Или вот другое свидетельство: «Я очень быстро несся по туннелю. Мрачные звуки, запах гниения, полулюди, говорящие на незнакомом языке. Ни проблеска света. Я крикнул: «Спасите меня!» Появилась фигура в блестящем одеянии, я почувствовал в ее взгляде: «Живи иначе!»
Но особенно любопытные факты, касающиеся спасенных самоубийц. Практически все они, говорит доктор Роолингз (он исключений не знает), переживали там тяжкие муки. Причем эти муки были связаны как с психическими, душевными, так и со зрительными переживаниями. Это были тяжелейшие страдания. Перед несчастными представали чудовища, от одного вида которых душа содрогалась, и некуда было деться, нельзя было закрыть глаза, нельзя закрыть уши. Выхода из этого ужасного состояния там не было!
Когда одну отравившуюся девушку вернули к жизни, она умоляла: «Мама, помоги, отгони их! Эти демоны в аду не отпускают, я не в силах вернуться, это ужасно» .
Роолингз приводит также и другой очень важный факт: большинство его пациентов, переживших духовные муки в клинической смерти (по крайней мере многие из тех, которые поделились такими переживаниями), решительно меняли свою нравственную жизнь. Некоторые, говорит он, не решались ничего рассказывать, но, хотя они и молчали, по их последующей жизни можно было понять, что они пережили что-то ужасное.
Не так давно группа голландских ученных под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области изучения функций мозга. Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно — что наше сознание является неотъемлемой функцией мозга. Голландцы заявляют: когда мозг уже перестал функционировать, сознание продолжает существовать. Ван Ломмель дает понять: вполне вероятно, что мозг — никакая не «мыслящая материя», и, что такой материи вовсе не существует. Интересно, что почти одновременно с голландцами к аналогичным выводам пришла группа английских исследователей из клиники в Саутгемптоне. Воспоминания тех, кто побывал «за гранью», неоднократно изучались. Для их обозначения существует специальный термин — NDE (near-death experience — «почти-смертельный опыт») Существует несколько теорий происхождения NDE. Все они объясняют это явление психофизиологическими причинами. Некоторые ученые считают, что оно вызвано физиологическими изменениями в мозге, умиранием клеток в результате прогрессирующей гипоксии. Другие рассматривают «посмертные» видения как реакцию страха на приближающуюся смерть либо как сочетание такой реакции и гипоксии. Третьи склонны объяснять их следствием медикаментозного воздействия. Ван Ломмель настаивает, что в таком случае видения должны посещать каждого пациента, пережившего реанимацию. Но статистика, полученная его командой за 10 лет исследований, гораздо скромнее. Из 344 пациентов, перенесших 509 реанимаций, только 62 человека (18 процентов) сообщили о неких воспоминаниях. Голландцы определили десять признаков NDE и вычислили частоту их проявления.
Итак, больше половины пациентов группы (56 процентов) испытали во время клинической смерти положительные эмоции. В 50 процентах случаев наступает осознание факта собственной смерти. Встреча с умершими людьми происходит в 32 процентах случаев NDE. 31 процент умиравших рассказывают о перемещении через пресловутый тоннель. 29 процентов наблюдают картины звездного ландшафта. Видят себя со стороны 24 процента «мертвых» (так называемый OBE — out-of-body experience, «опыт вне тела»). 23 процента опрошенных наблюдают ослепительный свет, столько же человек — яркую цветовую гамму. Мелькающие картины прошедшей жизни видят 13 процентов пациентов, и, наконец, 8 процентов из них рассказывают о том, что ясно видели знаменитую границу между миром живых и мертвых.
Ван Ломмель поставил перед собой конкретную задачу — с максимальной достоверностью выяснить, действительно ли состояние NDE было испытано пациентом во время клинической смерти, при абсолютно ровной линии электроэнцефалограммы, а не в тот момент, когда мозг уже «включился». И утверждает, что ему это удалось. А это значит, что сознание (или то, что мы называем этим словом) существует независимо от работы мозга.
Одним из самых ярких примеров ван Ломмель считает случай, который наблюдала одна из его сотрудниц. В клинику доставили пациента в коме. Исскуственное дыхание, массаж сердца и дефибрилляция результатов не дали. Мозг умер, электроэнцефалограмма вытянулась в линию. Когда решили применить интубацию, оказалось, что во рту у пациента зубной протез. Сотрудница вынула его и положила на передвижной столик. Через полтора часа у пациента нормализовались сердечный ритм и давление… Через неделю, когда та же сотрудница разносила по палатам лекарства, «воскресший», увидев ее, сказал: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!» При дальнейших расспросах выяснилось, что человек видел себя сверху лежащим в постели. Он в деталях описал палату и поведение всех присутствующих в момент безусловной смерти. Он боялся, что врачи прекратят реанимацию, отчаянно пытался дать им понять, что все еще жив… Т.е главный вывод. В тот момент, когда пациент видел как у него вынимали протез, линия на электроэнцефалограмма была прямая. Мозг не работал!!!
Много примеров того как люди которые были слепорожденными или которые ослепли в течении жизни во время опыта NDE снова приобретают возможность видеть .
Пример: ..Женщина потеряла зрение в 17 лет, в 70 лет с ней случился инсульт и она попала в больницу. Во время клинической смерти ее душа вышла из тела и она начала видеть. После реанимационных мероприятий у нее нормализировалось дыхание и сердцебиение. Когда она пришла в себя она была слепой как и до реанимации. Но она подробно описала все что видела в палате, цвет халатов врачей, название лекарств. При том что она не могла ранее видеть или знать названия тел лекарств что она упоминала.
Выводы Ван Ломмеля безусловны: 1. NDE-видения происходят именно в момент приостановки работы мозга. 2. Их нельзя объяснить физиологическими причинами, такими, например, как кислородное голодание клеток мозга. 3. На глубину «почти-смертельного опыта» влияют пол пациента (женщины, как правило, испытывают более глубокие ощущения, чем мужчины) и его возраст. 4. Большинство пациентов, имевших наиболее глубокий опыт «смерти», все-таки умирают в течение 30 дней после реанимации. 5. Визуальные впечатления слепых пациентов практически не отличаются от впечатлений зрячих.
Наверное можно на сегодня утверждать что наука если не пришла к выводу, то подошла очень близко к тому, о чем учит религия с доисторических времен. У человека есть душа, и она может существовать вне зависимости от тела.
Теперь давайте перейдем к христианству. Что такое смерть и что происходит с душой после смерти тела.
Смерть это аномалия это то что пришло к человеку как следствие разрыва души и тела. Но следствие необходимое и нужное для человека в его нынешнем состоянии.
То тело которым мы обладаем сегодня это не то тело которым обладал человек до грехопадения. Это тело – это как раз те кожаные ризы которым был одет выйдя из рая. До грехопадения у человека тоже было тело но оно было иным. Оно было не только материальным но и духовным. У человека было то тело которым стал обладать Христос после Воскресения.
Христос проходил закрытыми дверями, появлялся неожиданно для всех, преломлял хлеб, тут же исчезал. И в то же время говорил ученикам: «Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24; 39). И это говорил Он, неожиданно появившись в комнате, двери которой были наглухо закрыты «страха ради иудейска» (Ин. 20; 19)! Ведь никто Ему дверей не открывал. С одной стороны, это реальные плоть и кровь, и кости, с другой —  они обладают поразительными свойствами прохождения через такие же реальные материальные объекты без каких-либо затруднений!
Также и Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное тело, которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшем Христе
Можно строить разные гипотезы по этому поводу. Скажу только одно. Наши знания в этой сфере настолько ничтожны, что нам трудно построить надлежащую теорию. Не исключено, что тело, которое стало духовным, приобретает способность пребывания в ином пространстве, через которое оно может беспрепятственно для себя оказаться в любой точке нашего четырехмерного пространства-времени.
Грехопадение первых людей, их отступление от Бога, привело к тому, что наша плоть – тело и душа – стали, по выражению Отцов, дебелыми, облеклись в «одежды кожаные» (Быт. 3; 21), в результате чего в природе человека последовали три изменения онтологического характера. 1. страстность, 2. тленность и 3. смертность
1. страстность.  Духовное тело было абсолютно независимо ни от чего внешнего. Оно не могло страдать: как нельзя, ударив воздух палкой, причинить ему боль, таким же неуязвимым, бесстрастным было и тело человеческое. Также не были свойственны человеку и какие-либо душевные переживания и волнения. Дебелая же плоть страдает как телом, так и душой.
2. тленность Посмотрите на ребенка и человека преклонных лет. Вот что делает тленность!
3.  Смертность. Человек стал умирать. Не сразу постепенно. Сначала он жил очень долго но постепенно годы его жизни стали сокращаться и сегодня это от сил 70- 80 лет. Но в вашем случае и того меньше.
Смертность, тленность и страстность как свойства падшей человеческой природы – это нарост. Смерть является тем актом в жизни человека, когда этот нарост сбрасывается, чтобы затем душа могла получить новое тело – чистое и здравое. Христианство учит о будущем всеобщем воскресении, которое избавит человека от дебелости его природы благодаря Воскресению Христову. К человеку в конце этого мира и начале следующего за этим концом жизни будущего века вернется его же тело но новым преображенным и восстановленным Христом.
Отсюда становится более понятным многое в церковном учении о смерти, посмертном состоянии человека, мытарствах и окончательном будущем его состоянии.
Где пребывает душа в первое время после смерти тела?
Соприкосновение человека с тем миром нередко начинается уже перед смертью. Об этом свидетельствуют многочисленные факты
В первые два-три дня после своей кончины человек, вернее, его душа пребывает в условиях «земного притяжения» — около близких, родных, друзей… Будучи уже там в Вечности, она еще не сразу отрывается от земной пространственно-временной четырехмерности.
Тот же М. Икскуль в книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» рассказывает о своем удивлении, когда он, оказавшись посреди комнаты и увидев группу медиков, заглянул через их плечи – туда, куда глядели все они: «Там на койке лежал я… Я.. позвал доктора, но атмосфера, в которой я находился, оказалась совсем непригодной для меня; она не воспринимала и не передавала звуков моего голоса, и я понял свою полную разобщенность со всем окружающим, свое странное одиночество, и панический страх охватил меня… я всячески пробовал и старался заявить о себе, но попытки эти приводили меня лишь в полное отчаяние. «Неужели же они не видят меня?» — с отчаянием думал я и, снова и снова, приближался к стоящей над моей койкой группе лиц, но никто из них не оглядывался, не обращал на меня внимания, и я с недоумением осматривал себя, не понимая, как могут они не видеть меня, когда я такой же, как был. Но делал попытку осязать себя, и рука моя снова рассекала лишь воздух»
Потому в эти дни (хотя, повторяю, наше земное время нельзя точно соотнести с той категорией, которую мы называем Вечностью), прежде чем вступить в иной мир, душа находится близ тела, там, где она хочет… И если человек был окружен родными, любимыми людьми – она пребывает с ними, она пытается как-то общаться с ними, но, увы, не видит никакой реакции, не получает никакого ответа, общение уже невозможно.
То же самое говорят все, кто был возвращен к жизни.
Известно не мало случав когда извещение о смерти кого либо из близких людей человек получает каким то неизвестным. И никакие расстояния не являются препятствием для этого.
Профессор Гарвардского университета Вильям Джеймс в своей очень интересной книге «Многообразие религиозного опыта». Женщина, находившаяся в Англии, неожиданно видит свою дочь (та в это время была в Австралии) – как она едет в карете по берегу моря. И вдруг, к ужасу матери, перед ее глазами разворачивается такая картина: у кареты ломается колесо, она переворачивается и вместе с лошадьми падает прямо в море. Дочь этой женщины гибнет. Через две или три недели в Англию, к матери этой девушки, действительно поступает сообщение с точным описанием того, что она видела.
То что происходит дальше с душой и все описание посмертной участи души будут уже скорое символами намеками на ту действительную реальность с которой сталкивается душа после смерти.
По Преданию, душу встречает ангел Хранитель, если человек крещен. И ведет ее через мытарства. На этих мытарствах, по пути на Духовное Небо, ей нужно пройти своеобразные таможни.
Первые три дня после смерти начинается соприкосновение души с другим миром. Она еще находится рядом, возле тела, в этом мире. По преданию, с 3 по 9 день душа водится по обителям Небесным, с 9 по 40 — по обителям ада. До сорокового дня душа проходит мытарства, где она испытывается на соответствующие ей добродетели и грехи.
Итак, душа начинает познавать тот мир. Познание — это сопричастность. Это субъективно – объективный процесс. Душа не просто что то рассматривает из того мира. Она сливается, тянется к тому, что ей более присуще. Происходит испытание души пред лицом добродетели, высшей правды, перед лицом Бога, имя которому Любовь.
С 3 по 9 день душа видит красоту каждой добродетели и испытывается в условиях духовной свободы. А приобрел ли ты на земле хоть какое то стремление к красоте, например, сострадания, к красоте жертвенности, верности и проч.
Можно полагать, что каждая добродетель имеет своего духа, своего ангела – так же, как и каждая страсть имеет своего духа, своего демона.
Хочется при этом отметить, что каждая добродетель прекрасна, ибо Сам Бог есть Красота неизреченная, и душа всей своей полнотой видит там красоту этих свойств Божиих. И вот на этом, если хотите, «экзамене на добро» испытывается душа: приобрела ли она в условиях земной свободы хоть какое-то стремление к этой вечной Красоте.
Подобное же испытание, такой же экзамен души происходит и дальше, с 9-го по 40-й день. Начинается этап, который обычно называют мытарствами. Их двадцать, и о них говорится значительно больше, чем о созерцании красоты добродетелей. Причина этого, видимо, в том, что подавляющее большинство людей неизмеримо больше порабощены страстям, нежели причастны добродетелям. Потому и времени на этот экзамен требуется больше. Здесь открывается душе вся сила каждой ее страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства, блуда, чревоугодия…
Двадцать мытарств охватывают, я бы сказал, двадцать категорий страстей, не конкретных грехов, а именно страстей, в каждую из которых входит множество разновидностей грехов. То есть каждое мытарство охватывает целое гнездо родственных грехов. Скажем, воровство. Оно имеет много видов: и прямое, когда в карман к человеку залезли, и бухгалтерские приписки, и нецелевое, в своих интересах, использование бюджетных средств, и взятки с целью наживы и т.д. и т.п. То же самое и в отношении всех прочих мытарств. Итак – двадцать страстей, двадцать экзаменов на грехи.
Мытарства
1. Грехи языка. 2. Лжи 3. Осуждения и клеветы 4. Чревоугодия 5. Лености 6. Воровства  7. Лихва 8. Неправды 9. Зависти 10. Вражды и ненависти  11. Гордости тщеславия, самомнения и величания. 12. Гнева и ярости 13. Злобы 14. Убийства , 15. Колдовства 16. блуда 17. Прелюбодеяния 18. Содомских (половых извращений) 19. Ересей 20. Жестокосердия.
Мытарства, таким образом, по существу есть ни что иное, как своего рода проверка человека на страсти. Здесь человек показывает себя – кто он есть, к чему он стремился, чего он хотел.
Но, видимо, необходимо, еще раз сказать, что же такое страсть. О грехе мы знаем: к примеру, человек обманул, споткнулся, это с каждым бывает. Страсть же есть нечто другое – то, что уже тянет к себе, причем иногда настолько неодолимо, что человек не может с собой справиться. Хотя он прекрасно понимает, что это плохо, что это дурно, что это вредно не только для души (хотя о душе он чаще всего забывает), но и для тела, однако не может с собою справиться. Перед лицом совести, перед лицом, если хотите, собственного блага – не может справиться! О таком состоянии говорят – страсть. Страсть – это действительно ужасная вещь. Посмотрите, что делают люди в безумии страсти, в рабстве страсти. Убивают, калечат, предают друг друга. вместилищем страстей является душа, а не тело. Корни страстей не в теле, а в душе. Даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Поэтому они и не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит их этого мира. И там они усиливают свое действие до бесконечности.   Двадцать мытарств выявляют состояние души человека, они ведь есть не что иное, как двадцать своего рода лакмусовых бумажек, двадцать, если хотите, экзаменов, на которых обнаруживается все ее духовное содержание и определяется ее судьба. Правда, еще не окончательная. Будут еще молитвы Церкви, будет Страшный Суд. Каждая страсть соединяет душу с демонами которые заведуют этой страстью. Те описания ужасных видов демонов которые мы может только представить это лишь слабые подобия того что встречает человека на том свете на самом деле.
Здесь становиться понятным, почему так важно каяться еще здесь на земле. Там это делать будет уже поздно. Там человек уже не сможет себя изменить. Если, находясь здесь на земле человек боролся, может быть падал, но обязательно боролся, каялся во всем том, что он видел в себе нечистого, грязного, греховного, то это может стать залогом того, что там, на мытарствах Сам Бог перед которым он приносил свое покаяние, поможет ему удержаться и не отпасть от Него. Но если он и не пытался ничего с собой сделать, то он является заложником тех страстей и грехов, которые как цепи привяжет его к миру бесовскому и навеки сделают его пленником ада. Поэтому важно каяться здесь, пока не поздно. Выбор между Добром и Злом человек делает на земле.
Бог создал человека свободным, а не рабом. Он сам выбирает, что для него лучше. Поэтому, живя в теле, человек не видит ничего, ни ада, ни рая, потому что, если бы видел, то в своем свободном выборе он был бы ущемлен.
Пример:
Как принцу найти себе невесту. Притом такую, которая бы вышла за него замуж, именно за него, на не за его золото или почести…Переодеться в бомжа и ходить по домам в поисках избранницы. Где — то он попросит хлеба и воды – его гонят. Приди он как принц в поисках невесты – все бы отдали, чтобы завевать его доверие. Но не ради него, нет, ради положения в обществе. А так они не знают и гонят, то есть свободно проявляют свое отношение к нему свою внутреннюю сущность. И в сказке, как вы помните, принц находит свою невесту в убогой хижине, и, не смотря на свою бедность и нищету, она не пожалела куска хлеба для нищего, который был голоден и нуждался. Она полюбила его не потому, что он богач. Она об этом не знала, а потому что он прекрасен душёй и благороден сердцем.
Вот так и здесь на земле. Бог стучится в сердце. Бог это нищий, который стучит в двери человеческого сердца, прося милостыни любви и не дерзая их сломать. Человек не видит Ада и Рая. Он здесь выбирает свободно между добром и злом, Богом и сатаной. Что тебя человек влечет больше. Хочешь, иди в воскресенье в кафе хочешь в Храм. Хочешь, живи целомудренно, хочешь, бегай как кобель. Выбирай сам. Там человек уже оказывается перед всей полнотой правды Божией. «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор.2:9)
Серафим Саровский который увидел обители Царства Божьего говорил что если бы и черви всю жизнь в яме грызли бы наше тело то мы бы и на это согласились лишь бы не лишиться того что уготовал Бог любящим Его».
Но если бы человек это знал здесь на земле и видел, то он искал бы не Бога, а Божьего. Ему бы был нужен не принц, а его богатство. Здесь же предлагается полюбить Бога, как Саму правду, как Саму Любовь и Красоту. После смерти принц уже на троне и покаяние невозможно. Это то о чем говорит народная мудрость «И рада бы душа в рай да грехи не пускают».
По истечении 40 дней душа приводится к осознанию того, что она скопила в своей жизни. Но точно так же правильно будет сказать: происходит самоопределение человека перед лицом Божиим. Ведь Бог никакого насилия ни над одной личностью не совершает. Бог есть величайшая, предельная Любовь и Смирение. Потому, когда в 40-й день душа каким-то особенным образом предстоит Богу, то, видимо, здесь ей во всей полноте открывается ее духовное состояние и происходит ее естественное соединение или с Духом Божиим, или с духами мучительных страстей. Это Церковь называет частным судом, частным определением личности.
Только суд этот необычный – не Бог человека судит и осуждает, а человек, оказавшись перед лицом Божественной святыни, сам или восходит к Нему, или, напротив, ниспадает в бездну. Все это зависит уже не от его воли, а от того духовного состояния, которое явилось результатом всей его земной жизни.
Не так давно снять фильм «у черты вечности» Этот фильм рассказывает о враче – психологе Елене  которая побывала в клинической смерти.
Во время болезни и недомоганий Елена словно бы куда то провалилась, а потом как бы вновь вернулась в больничную палату, хотя это была уже не палата. И тут на нее с хохотом и гиком налетели два ужасных черных существа — бесы, похожие на гибрид человека и обезьяны. Но рядом же оказались два светлых существа — ангелы. Душа женщины от ужаса созерцания бесов была парализована до такой степени, что даже она не могла Бога призвать. Едва-едва, благодаря помощи со стороны ангелов, она проговорила: «Господи, помилуй!» и страх стал отходить. Елена вдруг увидела все моменты своей жизни как бы со стороны, со всей очевидностью видя их причины и суть, безо всякой возможности оправдания. Далее женщина видит, как она летит внутри Земли по какой то трубе вниз, как в лифте. Ангелы ей поясняют, что в ином мире Земля не такая физическая твердыня, как в мире земном. (Разговор шел не устами, а духом.) Там, внутри Земли, Елена останавливалась на разных уровнях бездны. Ей были показаны все моменты тех грехов которые она совершала в своей жизни.  Она попеременно попадала то в руки бесов, то под покровительство ангелов. Опускание в ад происходило несколько раз, причем по разным тоннелям. Елена видела в аду некоего мужчину на 40-й день его кончины. Он не оправдывался перед бесами, и те уже радовались, что он попадает в их руки. Но вдруг она словно услышала от ангелов, что Бог его сподобил Рая за его большие прижизненные страдания. И мужчина стал подниматься вверх. Не его теле были видны следы глубоких страданий. Ангелы направляли жезл, похожий на меч, на человека, и возникал световой столб, по которому человек поднимался вверх. Еще в аду Елена видела одного грешника, которого отмолила мать. Еще женщина рассказала, что самоубийцы в аду выглядят очень жалко, даже не просят молитв за себя. По словам Елены, видение и переживание ада ужасно. Это какая то смесь отвращения ко своим грехам и ужаса перед наказанием. Не все в духовном мире можно описать земным языком, не все видения были понятны Елене, и не все можно точно пересказать. Одним из фактов, поразивших Елену в аду это те следствия которые несет в себе осуждение. Осуждение ближнего — это приговор самому себе, это гири, тянущие вниз, в ад. Поведала Елена и о своем восприятии мук в аду. Ощущения такие, словно бы из твоего тела тянули все жилы и все волоски, но душевные муки еще сильнее и страшнее.
Ей было дано образное видение мира и жизни людей в мире. Она увидела реку с пересохшим руслом. По реке идут люди до какого то темного тумана. Там в тумане — проходит некая черта. Те люди, кто идет по левой пологой стороне, доходят до черты и попадают, как бы «стекают» в ад. А те, кто идет справа, в ад не попадают. Некоторые из идущих слева постепенно переходят направо — на высокий правый берег. Их толкают, топчат, но они упорны в своем стремлении. И когда человеком принято решение достичь поставленной праведной цели, то ему приходит помощь свыше. Елена видела на правом берегу некоторых умерших священников, которых она восприняла как святых. Они помогали некоторым людям выбраться из реки на правый берег. Бог очень часто помогает людям, но мы чаще всего эту помощь не видим. В темной людской реке были отдельные светлые, сияющие люди — молитвенники, которые появлялись и вспыхивали в любом месте и в любой момент своей жизни. Людская река — это человеческая жизнь. Елена говорит, что главное для спасения — это не осуждать никого, почаще призывать имя Божие, искренне исповедоваться и причащаться.
Однако определение Божие в 40-й день, по учению Церкви, — это все же не последний суд. Будет другой и окончательный, он называется Страшный Суд. На нем участь многих и многих людей, по молитвам Церкви, изменится.
Как правильно молиться об усопших
Значит, есть надежда на то, что решение частного суда будет еще не окончательным. С этим связан обычай молится за усопших. Т.е душа человека способна на какие-то еще изменения в том мире до Страшного суда. Сама по себе она уже ничего сделать не может. Но она ведь не одинока. Она является частью Церкви. И другие члены церкви, которые соединены с ней духовной или родственной связью могут влиять на ее загробную участь. Поэтому так важны именно церковные поминовения, когда вся полнота церкви ходатайствует об участи этого человека. Важно, чтобы это поминовение не было просто формальностью, отдать записки, заказать панихиду, сорокоуст и прочь. Важно что бы и сам человек делал усилия в духовном молитвенном труде.
Как человек может духовно помочь другому, тем более усопшему? Оказывается, точно по тому же принципу, по которому одна живая клетка или орган помогают другим в организме. Если один глаз ослеп, то другой вдвойне трудится. Одна нога повредилась – другая соответствующую часть нагрузки берет на себя. Это естественный закон взаимоподдержки, если хотите, взаимоспасения. Одна клетка помогает другой. Чем? Отдавая часть себя, жертвуя, если хотите, своими силами, своим здоровьем, собою. Более здоровая клетка или орган могут взять на себя функции больных и тем самым оказать им реальную помощь. Точно то же происходит в мире физического и духовного взаимообщения людей.
Умершие поминаются: 1. Милостыней, 2. Молитвой. 3. Добрыми делами.
Поминальная трапеза — это тоже жертва милостыни окружающим. Печально, что она иногда превращается в заурядную пьянку.
В чем суть такой молитвенной помощи? Неверно было бы думать, что она является своего рода «выкупом» за усопшего. Как же можем мы помочь другому человеку, да еще пребывающему в мире ином и уже не  имеющему свободы, избавиться от погубивших его страстей? Искренний подвиг правильной христианской жизни дает нам в руки орудие помощи другим. Тогда, духовно соединяясь с Богом, и в меру этого единения мы становимся способными к духовному единению  с душой другого человека, способными помочь ей подняться, изменить свое состояние. Поэтому чем чище наша душа, тем большую помощь можем мы оказать душе усопшего. Она там через нас может соединиться с Богом в той мере, в какой мы здесь приобщаемся Ему.
Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей). Он молился не за кого-либо, а за императора Трояна – одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для свт. Григория Двоеслова причиной молитвы за него. Троян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим ее поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Троян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Троян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами» (2). Чьими же слезами? – Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, -поясняет иеромонах Серафим (Роуз), -но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры»
Как согласовать между собой противоречия, связанные, с одной стороны, с представлениями о том, что Бог — это Любовь, а, с другой стороны, с существованием гиены, ада.
Прежде всего, нужно сказать, что Бог не осуждает человека. У Бога только одно желание — спасти каждого из нас. «Не желаю смерти грешного — говорит Господь — но еже обратитися и живу бытии ему».
Феофан Затворник писал, что у Бога одно желание «Миловать и миловать и даже на страшном суде он будет искать не то, за что бы нас простить, а то, за что бы оправдать».
У православного писателя М.Ф. Достоескаго в его романе «Братья Карамазовы» есть такой эпизод когда Грушенька рассказывает Алеше о злющей бабе, которая попала в ад и ангел пытался ей хоть как то помочь. «Ну хоть какое то доброе дело ты сделала в своей жизни, может милостыню дала?». Та говорит «Однажды нищенка под забором моего огорода что то просила, я разозлилась и швырнула в нее луковицу, та подобрала и пошла». Ангел слетал за этой луковицей, протягивает ей в ад и говорит: « хватайся, давай попробуем, может что — нибудь получится». Та хватается за луковицу и чудо, ангел начинает ее вытаскивать из ада. Она подымается, но другие грешники, увидев это, начинают ее хватать за ноги, чтобы и самим уцепиться. Баба по привычке начинает их материть, сбрасывать ногами…и здесь луковка обрывается. Ангел ушел, плача.
Если Бог есть любовь то тогда откуда ад?
В 19 веке в Санкт — Петербурге произошел такой случай. Один сельский учитель спас уже почти замерзшего столичного чиновника. Тот заблудился в лесу и чуть не погиб . В знак благодарности он пригласил его в Санкт — Петербург в шикарный ресторан и устроил пир в честь своего спасителя. Тот оказался в совершенно не понятной для себя обстановке. Вокруг него были приборы с кучей вилок, ножей, ложек. Все это надо было как то использовать по назначению. Он не знал как. Все на него смотрят. Приносят блюда, которые он не знает как есть. Он бледнел, краснел, покрывался потом. Увидел воду перед собой. Чашу с водой. Выпил залпом. Все на него удивленно посмотрели. А потом он видит, что там пальцы омывают от жирной пищи. Он вообще чуть со стула не упал. Он уехал, но потом всю жизнь вскакивал по ночам от кошмаров, которые его преследовали. Так он вспоминал праздник, устроенный в его честь.
Так и грешная душа после смерти будет чувствовать себя в царстве Божьем. Царство Божие  — это царство Бога. Бога  Любви, Высшей Красоты. Если человек всю жизнь культивировал в себе прямо противоположные страсти, то это существо не сможет жить в Царстве Любви. Для него лучше пойти во ад, во тьму кромешную. Он не может находиться в этом Божественном свете. Некоторые святые отцы писали, что Любовь Божия и гиенский огонь — одна и та же энергия. Просто для одних она доставляет радость и счастье, для других это источник вечной муки.
Ад это невозможность больше любить. – говорил старец Зосима из Братьев Карамазовых Достоевского.
Сама отлучённость от Бога, разрыв с ним является очень тяжелой мукой для человека. Вот описание ощущений и переживаний, похожих на райские, сделанные Натальей Седовой в терминальном состоянии, когда Божья благодать лишь коснулась ее:
«Мне было безмятежно, хорошо и покойно. Желания, которые до этого занимали все мое существо и были самыми значимыми и важными для меня, неожиданно исчезли, растворились, не оставив следа. Появившееся взамен блаженство невозможно выразить, так как ничего хоть сколько похожего в моей жизни я не испытывала (да и не подозревала о подобном). Все вокруг наполняло состояние бесконечной и безграничной ЛЮБВИ ко мне и к окружающему меня. Это была всеобъемлющая ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, исходящая от НЕГО, ЛЮБОВЬ, которая пронизывала и охватывала все мое существо, отзываясь во мне детской преданностью и столь же бескорыстной любовью к своему Создателю. Блаженный трепет, безграничное счастье наполняло меня. Вся я словно существовала только ради этой трепетной любви к НЕМУ, одновременно всей собой впитывая ЛЮБОВЬ, излучаемую Всевышним. И не было ни границ, ни предела глубины этой всеобъемлющей и всепронизывающей ЛЮБВИ. Казалось, что все, что существует вообще, это только ЛЮБОВЬ и более ничего…»
А вот какие были пережиты Натальей чувства, когда Божья благодать оставила ее: «Ощущение невыносимой скорби было во мне безмерно глубоко. Я словно лишилась того, что было единственным смыслом моего бытия, и состояла теперь лишь из человеческой боли, безутешного вопля и непрерывающегося стенания по Богу. Да, ведь я лишилась той безграничной ЛЮБВИ, и это было мучительно, скорбно и невыносимо для меня. Я будто каждую секунду умирала вновь и вновь, сгорая непрестанно от мучительной боли, объявшей меня… Память о той боли и скорби, которые я испытала по оторванности от Бога, навела меня на мысль, что, даже испытав это, я могу лишь смутно догадываться о той безысходности и страданиях, в которых томятся грешники в аду, безутешно взывая к Богу»
На изуродованную, напухшую ногу наденьте самые удобные и шикарные туфельки. Они будут ей в муку. Срасти человека не дадут ему возможности получать радость в Боге. Они будут неугасаемой пыткой для него.
Прот Георгий Флоровский говорит что возможность Ада заключена изначально в парадоксе творения. «В акте творения Бог создает нечто иное чем Он сам. Следовательно созданный мир имеет свой собственный модус существования. Бог  даровал созданному миру свободу, а значит и автономию. В этом кенотическое самоограничение Бога. Который потеснился и дал место иному бытию. Острие кенотического парадокса не в существовании мира, а в возможности ада. Мир может быть послушен Богу и в своем послушании служить Ему и являть Его славу. Ад напротив означает непокорность и отчуждение. Существование ада не зависит от решения Бога. Бог никого туда не посылает Ад создают люди сами себе.
В священном писании есть только одна притча Христа которая описывает нам технологию суда Бога над человеком. Это притча о Страшном суде. В притче рассказывается о том что когда Христос прийдет судить мир во всей своей славе Он разделит человечество на две половины. Одна будет по правую другая по левую руку от Него. Он скажет тем кто справа от Него. «придите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.»
Суд без милости не сотворившему милости- есть еще и такие слова. Мы будем судимы не потому какие вузы закончили, какие иномарки приобрели или сколько капитала скопили. Не будут иметь значения социальное положение, ученая степень и прочь. Будет имеет значение только одно. Каким ты был человеком.
Основа мироздания, т. е основной принцип по которому устроен мир вселенная космос атом молекула, один. Это то, чем является Бог. Бог — это Любовь. Вот по этому принципу, по принципу любви, будет продолжаться жизнь и в будущем веке. И туда сможет войти лишь тот кто смог стать причастным приобщенным к этому принципу уже в своей земной жизни.  Чем больше в человеке будет любви, тем надежнее его статус в вечности, и наоборот, если в нем не окажется любви он не способен будет войти в вечность.  Каждый день нам дается только для одного – что бы постараться научится жить по любви.
История человечества начинается снова или заканчивается можно назвать по разному Страшным судом. Второе пришествие Христа будет во славе, зримым для всех образом. Мир измениться он сгорит. На его смену придет новый мир. Материя этого мира будет иной. Души людей соединятся со своими телами. Тело будет то же что было у человека до разлучения с душой. Но материя этого тела его природа будет иной. Воскреснут все люди не зависимо от вероисповедания и прочь. И после этого будет окончательна решена участь каждого человека. Его место в вечности с Богом или в вечности вне Бога , т.е в аду.

Related posts

«Глобальный передел»

admin

Куда приводит воцерковление из-под палки

admin

Молитва с еретиками

admin

Коментарии