Публикации Библиотека

Начался Успенский пост: история его появления

Что известно простому мирянину об Успенском посте? — самый строгий после Великого, самый короткий… Август, Преображение, мёд, яблоки, и, наконец, светлый праздник Успения. Вот, пожалуй, и все наши познания. А между тем, Успенский пост был самым поздним из всех многодневных. Отцы Церкви много спорили о его продолжительности и строгости.

Откуда есть пошел Успенский пост

Об Успенском посте вместе с «ТД» размышляли настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье игумен Пётр (Мещеринов) и преподаватель кафедры литургики ПСТГУ, редактор отдела богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» Александр Анатольевич Ткаченко.

Игумен Пётр: Посты сейчас действительно воспринимаются большинством православных как нечто устоявшееся и незыблемое. Это так. Но в обоснование церковных дисциплинарных постов необходимо на что-то ссылаться. В Апостольских правилах указывается только Великий пост, а также пост среды и пятницы. Другие посты входили в жизнь Церкви «явочным порядком». Е.Е. Голубинский в «Истории Русской церкви» пишет, что когда Русь принимала Крещение, Успенского поста еще не было, и что он установился чуть ли не после монголо-татарского ига.

В допетровской Руси к постам всегда было отношение самое строгое. В народе во все времена посту уделялось самое значительное внимание, гораздо большее, чем прочим Божественным и церковным установлениям.

Предписания поста уберегли Псков от скорого на расправу Ивана Грозного, приехавшего туда в 1570 году, чтобы отобрать у его жителей последние вольности. Царь въехал в опальный город, цитирует летописца историк Николай Карамзин, «яко лев рыкая»; навстречу ему вышел юродивый Никола с куском мяса. Был февраль — время Великого поста.

— Покушай, Иванушко, покушай, — угощал юродивый царя.

— Я христианин и не ем мяса в пост, — ответил ему Иван Васильевич.

— А что же ты пьешь кровь человеческую в пост? — спросил его блаженный.

Грозный запретил убийства и не тронул город.

А. Ткаченко: Упоминания об Успенском посте появляются в источниках Х-XI веков, что очень странно, поскольку сам праздник Успения отмечался повсеместно уже в V веке. Да и традиция готовиться к великим праздникам, соблюдая пост, появилась очень рано. Средневековые византийские ученые предполагали, что традиция поста восходит к апостолам, и выдвигали разные теории, объяснявшие, почему об этом посте не всем христианам было известно и почему многие его вообще не соблюдали.

По одной теории, изначально существовал длинный пост, который начинался сразу после Пятидесятницы и заканчивался к Успению. Со временем было решено сократить его до размеров Петровского поста.

По другой теории, Успенский пост совпадал с постами язычников и еретиков, а потому был перенесен на другое время. Однако известно, что ряд праздников Церковь специально установила в дни языческих торжеств для воцерковления бывших язычников.

Вероятно, первоначально Успенский пост был местной традицией христиан Сирии и Палестины. В Х веке эта практика стала известна в Малой Азии и Греции. На эту традицию обратили внимание византийские ученые.

Преподобный Никон Черногорец в XI веке пришел к выводу, что пост является древним установлением и должен продолжаться с 1 по 14 августа.  Ответ патриарха Николая Грамматика (1085 г.) на вопрос афонских монахов об Успенском посте был более двусмысленным: с одной стороны, он также отмечал древность праздника, но при этом разрешал употребление мяса в праздник Преображения, так что позже его мнение цитировалось как сторонниками, так и противниками соблюдения Успенского поста.

Обсуждение необходимости Успенского поста имело место на патриаршем соборе 1168 г., однако однозначного решения о его необходимости принято не было. Известный византийский канонист Феодор Вальсамон в 55-м ответе александрийскому патриарху Марку писал, что со времен патриарха Николая Грамматика было принято поститься не менее 7 дней перед праздником Успения, но, если кто-то желал, то не запрещалось держать и больший пост. Дальше в Византийской империи произошли катастрофические события, связанные с захватом Константинополя крестоносцами, а когда империя была восстановлена, споры уже стали неактуальны, тем более что двухнедельный Успенский пост к тому времени был уже повсеместным обычаем. В XIV-XV веках правила об этом посте входят в богослужебные уставы, хотя конкретные предписания о пище в период Успенском посте варьировались до конца XVII века

Почему  же Успенский пост такой строгий?

Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий (рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня)? С чем это может быть связано, и всегда ли так было?

А. Ткаченко: Успенский пост стал строгим постепенно. Связано это с тем, что правила о пище в дни этого поста формировались в период распространения т.н. Иерусалимского устава, который сам по себе более строгий, чем уставы студийской традиции, использовавшиеся в Русской Церкви до XV века.

Иг. Пётр: У меня есть свое личное мнение. Мне представляется, что здесь уже очевидно влияние латинского взгляда на Божию Матерь как на «соискупительницу». Если мы рассмотрим смысл поста, то это либо покаянное действие, выражение скорби и печали, либо же ожидание некоего духовного события, подготовка к нему. Важно, что это духовное событие — не какое-то отвлечённое воспоминание или празднование, а то, что касается непосредственно жизни людей. Скажем, в Ветхом завете, когда Моисей взошел на гору Синай, израильтяне постились в ожидании повелений Божиих — Его заповедей. Собственно Великий пост и показывает это: с одной стороны, он носит скорбно-покаянный характер: мы сраспинаемся и спогребаемся нашему Спасителю, — с другой стороны, мы встречаем Пасху и готовимся к принятию Святого Духа в Пятидесятницу (Пятидесятница объединена с Пасхой в единый богослужебный период, поэтому Великий Пост — это приготовление и к Пятидесятнице тоже).

Успенский пост из самого события Успения Божией Матери таких смыслов заимствовать не может. Как мы знаем из Предания, для  Божией Матери это было событие радостное, которое Она ожидала многие годы, дабы перейти в вечность ко Христу. И нам не пристало особо скорбеть по поводу разрешения Пресвятой Богородицы от уз земной жизни. Что же касается второй стороны поста — приготовления к некоему особому духовному событию — то и здесь мы «впрямую» этого не видим. Хоть Успение и называют часто «Богородичной Пасхой», мне это представляется не совсем корректным. С богословской точки зрения Божия Матерь, несмотря на то, что Она — «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», все же умерла по естеству. Её кончину нельзя сравнивать с искупительной смертью Бога за нас.

Успение Богородицы не является «домостроительным» для нашего спасения и не относится непосредственно к каждому из нас, как, скажем, Крещение, Воскресение, Пятидесятница. Поэтому тут, собственно говоря, нет того «приготовления», которое составляет один из главных смыслов поста; а готовиться постом просто к встрече праздника, хоть и великого и любимого всеми — это будет, говоря словами латинского богословия, «сверхдолжными заслугами».

Строгость Успенского поста можно объяснить тем, что кончина Божией Матери подспудно приравнивается к крестной смерти Спасителя, что вызвано, как мне представляется, латинским влиянием — переносом неких, скажем так, «соискупительных» восприятий со Спасителя на Божию Матерь. Это, кстати, очень хорошо видно в неканоническом и полном грубейших богословских несообразностей чине погребения Божией Матери, где Она почти уравнивается со Христом.

А. Ткаченко: Успенский пост заимствован из католической традиции мне представляется ошибочным, поскольку у католиков пост перед праздником Успения никогда не превышал одного дня. В отношении богородичных праздников общая тенденция заимствований — с Востока на Запад, а не наоборот.

Пост в жизни современного христианина

Иг. Петр: Мне кажется, что многим людям, которые уже прошли период неофитства, довольно тяжело поститься строго по Уставу. По опыту исповеди, лично я могу свидетельствовать, что поститься в полной мере людям тяжело. Большинство испрашивает различные послабления на пост.

Безусловно, послабления бывают, особенно в армии. Однако это была не полная отмена поста, не пренебрежение им, а именно послабление.

Так, во время Семилетней войны (1756-1763) прусский король Фридрих II одну из военных кампаний планировал с учетом того, что в период поста русская армия, физически ослабнув, не сможет сражаться в полную силу. Русскому командованию расчеты пруссаков стали известны. Втайне от всех было послано письмо в Священный Синод. Специальным разрешением русским солдатам было разрешено послабление в посте, и прусская армия была наголову разбита!

Это вполне соответствует каноническому церковному праву, так как послабление в посте разрешено путешествующим, больным, беременным и т.д. Ну и воинам, конечно, потому что они, по меньшей мере, находятся в путешествии.

Успенский пост и посевной календарь

На Успенский пост приходятся 2 Спаса — Медовый и  Яблочный. В эти дни традиционно освещаются, соответственно, мед и яблоки. Было бы интересно попытаться найти связь  между Успенским постом и русским посевным календарем.

Иг. Петр: Гораздо более тяжелым для крестьян был Петровский пост, потому что именно он совпадал с голодным временем, когда все зимнее уже съедено, а летнее еще не выросло, а молочного и мясного нельзя. И хотя наш народ к посту имел особое прилежание, это было настоящим подвигом. Полагаю, Успенский пост воспринимался на Руси легче, чем Петровский.

Иные крестьяне удлиняли короткий Успенский пост или добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Иоанна Предтечи. «Успенский пост самый обильный всеми поспевшими овощами и потому считается самым легким и приятным постом для всех, начиная с зажиточных помещиков и до беднейших крестьян», — писал В. В. Селиванов по наблюдениям в Рязанской губ. «Многие набожные старухи» увеличивали его до дня Иоанна Предтечи (т. с. добровольное продолжение составляло тринадцать дней — с 16 но 25 августа); иные добавляли предшествующую неделю к Иоанну Постному. (Громыко М.М «Православие у русских: проблемы этнологического исследования. Православие и русская народная культура» Кн. 6. М., 1996)

А. Ткаченко: Церковный календарь формировался независимо от сельскохозяйственного, т.к. в разных местностях плоды созревают в разное время. Обычай освящения «плодов земли» в храмах очень древний, засвидетельствованный в литургических памятниках, начиная с III века.

Related posts

Протоиерей Игорь Рябко. Инволюция духовных целей образования

admin

Нейрорабство — реальность ХХI века

admin

Крещение Руси как политический проект

admin

Коментарии