Как уже сообщалось, 14 января наконец-то состоялось заседание Жовтневого районного суда г. Запорожья по резонансному делу о взрыве в Свято-Покровском храме на Малом рынке, прогремевшем 28 июля прошлого года. Это заседание вполне можно считать первым. Ведь предыдущее, назначенное на 5 января и длившееся ровно три минуты, было фактически сорвано по причине того, что обвиняемых так и не доставили на процесс.
Арестованные по делу о взрыве в православном храме отвергают обвинения в совершении данного злодеяния.
Как уже сообщалось, 14 января наконец-то состоялось заседание Жовтневого районного суда г. Запорожья по резонансному делу о взрыве в Свято-Покровском храме на Малом рынке, прогремевшем 28 июля прошлого года. Это заседание вполне можно считать первым. Ведь предыдущее, назначенное на 5 января и длившееся ровно три минуты, было фактически сорвано по причине того, что обвиняемых так и не доставили на процесс.
Видите ли, два структурных подразделения областного милицейского главка до последнего препирались между собой, которое из них должно транспортировать Антона Харитонова, Сергея Демина и Евгения Федорченко из следственного изолятора (от СИЗО №1 до здания Жовтневого суда – не больше километра).
Напомним, что этот поистине беспрецедентный теракт повлек за собой не только значительные разрушения внутри самой церкви, но и гибель 80-летней инокини Людмилы (Донец). Необычно здесь все – и личности подозреваемых (двое из них – пономари взорванного храма), и обстоятельства преступного деяния (в частности, тот факт, что оно совершено в день общецерковного поминовения святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, сразу же после отлета из Киева патриарха Кирилла). Загадочен и ход предварительного следствия, о котором с самого начала в народе пошла дурная молва. Дескать, ребята не имеют к теракту ни малейшего касательства, но в силу ряда причин именно их решено было назначить «диверсантами». Причем это заведомо преступное решение было принято якобы задолго до 28.07.10.
Что до «признательных показаний», то они, как утверждалось, выбиты из парней чуть ли не пытками. Да и версии о теневых заказчиках данного преступления поначалу высказывались достаточно правдоподобные и смелые. С конкретными именами «сильных града сего». Но когда опытнейший, осторожнейший адвокат Лариса Шевчук, еще летом предавшая огласке методы «работы» следствия с Женей Федорченко, вдруг как-то слишком уж непрофессионально (а главное, вовремя!) «погорела на взятке», «рыцари пера и микрофона» тут же дружно прикусили язык. В самом деле, ну кому охота, будь он хоть трижды вольтерьянец, «совершить попытку изнасилования», «ударить ножом незнакомца в пьяной драке» или выкинуть какой другой фортель в том же духе?..
Таковы обстоятельства, объясняющие повышенный общественный интерес к т.н. «делу пономарей». Поэтому заседание Жовтневого районного суда широко освещается всеми центральными и местными СМИ. И хотя ожидать от первого из этих заседаний «всего и сразу» не было резона изначально, оно позволило узнать ФИО и должности участников процесса (судья Владимир Минасов, старший прокурор Андрей Кметь, адвокаты Алла Подколзина, Валентин Наливайко и Юрий Шуляков), их исходные позиции, настрой и «домашние заготовки». Благодаря маме Евгения Федорченко Ирине Евгеньевне Пашковской и особенно маме Антона и Сергея Ольге Николаевне Деминой стали известны также имена некоторых следователей, задействованных в досудебном разбирательстве. Но главное – у СМИ наконец-то появилась возможность вновь поставить «дело о взрыве на Малом» в центр всеобщего внимания.
Что же касается конкретных результатов судебного заседания от 14.01.11, то они таковы. Во-первых, обвиняемые – все трое! – категорически отказались признавать себя виновными в тех злодеяний, которые им инкриминируют. «Мы являемся верующими людьми, служим Церкви. Мы не совершали этого преступления», – заявил, в частности, Антон Харитонов.
Во-вторых, судья отклонил ходатайство адвокатов о том, чтобы: 1) прекратить уголовное дело по статьям 236, 194, 178, 115 и 15-115 УК Украины за отсутствием в действиях подсудимых состава преступления; 2) освободить их из-под стражи; 3) изменить им меру пресечения на подписку о невыезде. Отклонены также ходатайства защитников об отправке дела на дополнительное расследование, о методах ведения допросов следователем Александром Еремеевым, о проведении медицинской экспертизы состояния здоровья Сергея Демина, который, по словам его матери, подвергался наиболее жестоким побоям.
На этом первая публичная «презентация» «дела пономарей» завершилось. Его слушание по существу назначено на пятницу 28 января.
Позиция