В течение пяти «оранжевых» лет Украинская Православная церковь выступала с заявлениями о вмешательстве власти в лице Виктора Ющенко в церковные дела. Со сменой власти сменились и недовольные ею — теперь уже УПЦ КП выступает со схожими заявлениями. Глава УПЦ КП Филарет даже обвинил главу МП Кирилла вкупе с украинской властью в реализации «масштабного плана по развалу и уничтожению Киевского патриархата».
В качестве доказательства Филарет приводит возможный переход из УПЦ КП в УПЦ четырех парафий (три в Киевской области и одна в Донецкой).
По его словам, все это происходит по инициативе местных властей, которые «имеют поддержку в столичных кабинетах». Пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов говорит, что речь идет не только о четырех парафиях: «Во всех епархиях верующие обращаются к священникам с просьбой перейти в каноническую церковь. Я знаю о десятках приходов, которые либо перешли, либо хотят перейти в УПЦ. Но дело не в каком-то заговоре, просто общины следуют призывам Вселенского патриарха Варфоломея, Московского патриарха Кирилла и остальных предстоятелей православных церквей — все они призвали православных украинцев быть в каноническом православии. А для верующих ведь очень важно слово верховных каноников». Кто же говорит правду?
«Речь идет об инициативе отдельных местных чиновников, — говорит глава Госкомнацрелигий в 2009—10 годах Юрий Решетников (комитет ликвидирован в связи с админреформой). — Уверен, что говорить о государственной политике нельзя, тем более, что и президент заявил о равном отношении ко всем церквям. Да и я лично слышал слова патриарха Филарета, что речь не может идти об уничтожении церкви, которую поддерживают миллионы украинцев».
«Истина посредине, — считает политолог Вадим Карасев. — Раньше Филарет чувствовал благоприятное отношение власти, во многом обеспечивавшееся его близкими связями в семье Ющенко. Сегодняшняя же власть не на стороне КП, хотя и не против него. Но у Филарета уже возникает ощущение, что позиции его церкви теряются — ведь он не может оказаться победителем в равной конкуренции с УПЦ, которую поддерживает МП. Потому его заявления о заговоре — это игра на опережение, прежде всего для своих подчиненных, которые могут покинуть уже не поддерживающегося властью Филарета ради канонической УПЦ. Филарет пытается сохранить позиции, завоеванные в предыдущие годы, но это будет сложно».
РАСКОЛ ПРЕЗИДЕНТОВ
Вопрос церквей в независимой Украине изначально был вопросом политическим. Создание УПЦ Киевского патриархата, почти совпавшее с развалом СССР, было использовано первым президентом Леонидом Кравчуком в его политике обособления от Москвы — в результате он давал разнарядку местным властям передавать храмы из УПЦ в УПЦ КП (в 1992—1993 годах было передано больше 300 храмов). Леонид Кучма и Виктор Ющенко исповедовали идею поместной украинской церкви, потому в противостоянии также лоббировали (Кучма менее, Ющенко более явно) интересы УПЦ КП — и это способствовало тому, что при открытии новых парафий преимущество получал Киевский патриархат. Виктор Янукович недавно заявил о равном отношении ко всем церквям, однако в своих личных предпочтениях отдает преимущество УПЦ.
Напомним, по последним данным в УПЦ входят 11,5 тысячи общин и 9,3 тысячи священников, в УПЦ КП — 4 тысячи общин и 3 тысячи священников. Кроме того, 1,2 тысячи общин и 683 священника принадлежат к Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
Сегодня