…После распада Советского Союза Виктор Бут (на фото) — выпускник Военного института иностранных языков — кузницы советских тайных агентов купил несколько старых военных грузовых самолетов и, по данным американских следователей, воспользовался своими связями в вооруженных силах, чтобы доставать все — от автоматов Калашникова до беспилотных летательных аппаратов. Затем он начал продавать это оружие самым злобным режимам и террористическим группировкам в мире, раздувая огонь конфликтов от Конго до Колумбии…
На этой неделе, возможно, кое-кто могущественный в Москве ощутил холодок в своем позвоночнике, и вовсе не потому, что приближается зима. «Король грузоперевозок» со связями на высшем уровне, россиянин Виктор Бут, обвиняемый США в контрабанде оружия в мировых масштабах, был во вторник экстрадирован из Таиланда, чтобы предстать перед судом в Нью-Йорке. Буту угрожает пожизненное тюремное заключение, и его шанс выйти на свободу заключается в том, чтобы пойти на сделку с властями США, пусть даже от него потребуется рассказать кое-что о его друзьях в России, которые не помогли ему соскочить с крючка.
«И что же? — сказала его жена Алла в среду, давая интервью ежедневной газете «Коммерсант». — Раз Виктор оказался дороже американцам, чем своей собственной стране, пусть теперь делает все как они скажут, чтобы остаться в живых». Но о чем именно может рассказать Бут? Как рассказал один советник российского правительства по вопросам обороны, все восьмидесятые годы прослуживший в высших эшелонах КГБ, Бут знает достаточно, чтобы если не привлечь к уголовной ответственности, то во всяком случае опозорить большое количество российских генералов.
«Бут раньше был в военной разведке, так что он может рассказать, кто чем занимается в этих структурах», — сказал этот человек, пожелавший остаться неизвестным, потому что «эти грязные дела», как он сам выразился, требуют осторожного отношения. Но, по его словам, подобные откровения мало кому понравятся, особенно ЦРУ. «Гораздо большую тревогу вызывает то, что он знает про торговлю оружием, а это очень мутное дело. Он знает о складах вооружений, может рассказать, каким из наших братских народов дают доступ к каким видам оружия, какие взятки платят за это оружие, как обходят нормы международного права и так далее. К тому же у него множество помощников, и всех их он может назвать по именам, потому что в одиночку такие дела не делаются. Конечно, все это очень неприятно».
Суд над Бутом должен начаться в начале нового года, и будет установлено, кто окажется причастным к этому делу. Судя по биографии Бута, однако, его связи доходят до самого Кремля. Бут и вице-премьер Игорь Сечин, хотя ни разу не говорили, что знают друг друга, в 1980-х годах служили военными переводчиками (типичная легенда для советского шпиона) в одних и тех же частях Африки.
Сечин сейчас занимает одно из ведущих мест в кремлевском клане военных и служит правой рукой премьер-министра Владимира Путина, который сам раньше был агентом КГБ. Бут учился в Военном институте иностранных языков — кузнице советских тайных агентов, — а также отслужил в советской авиации, что позволило ему завести знакомства среди представителей военной элиты, хотя наличие связей с какой бы то ни было секретной службой России он всегда отрицал.
Вскоре после распада Советского Союза Бут купил несколько старых военных грузовых самолетов и, по данным американских следователей, воспользовался своими связями в вооруженных силах, чтобы доставать все — от автоматов Калашникова до беспилотных летательных аппаратов. Затем, как утверждается, он начал продавать это оружие самым злобным режимам и террористическим группировкам в мире, раздувая огонь конфликтов от Конго до Колумбии.
По словам следователей, во время операции по его аресту в Бангкоке в марте 2008 года офицеры из Управления по борьбе с наркотиками в США притворились членами террористической группировки Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC). Утверждается, что они договорились с Бутом о закупке невероятного количества оружия, включая ракеты «земля-воздух», а потом передали его тайским властям.
В среду в нью-йоркском суде Бут объявил себя невиновным по предъявляемым ему обвинениям в терроризме и контрабанде оружия; его адвокаты утверждают, что он — честный предприниматель, павший жертвой грязной кампании в СМИ, вызванной дискриминацией России. Российское правительство безоговорочно поддерживает Бута, как и подчиненные ему российские СМИ; так, во вторник все три крупных государственных телеканала показали репортажи, из которых следовало, что «тайная» экстрадиция Бута была проведена в нарушение международного права. Министр иностранных дел Сергей Лавров в эфире назвал процесс против Бута «вопиющей несправедливостью» и пожаловался на «беспрецедентное давление», оказанное США на власти Таиланда.
США так активно добивались экстрадиции Бута, что в России об этом было много разговоров, и многие наблюдатели видели в этом признак усилившегося желания Вашингтона контролировать распространение вооружений. «Нет никакого практического смысла так сильно гоняться за Бутом, если все, что им нужно, — это поймать контрабандиста, — считает редактор журнала «Экспорт вооружения» Максим Пядушкин. — Посредниками в этом бизнесе работают десятки россиян, и нельзя даже сказать с уверенностью, что Бут был из них самым главным».
Сенатор от правящей партии «Единая Россия» Евгений Тарло сказал, что США, возможно, хотят воспользоваться арестом Бута как дополнительным средством «расширения своей гегемонии» над России. «Это глубоко политическое дело, — сказал Тарло, общаясь с TIME. — Это демонстрация не международного правосудия, а американского могущества, и это очень опасно. Многие стали заложниками в этой игре». Но Бут, когда его вели в наручниках по зданию тайского аэропорта во вторник, не был похож ни на заложника, ни на человека, которому грозит пожизненное заключение в тюрьму. Он насвистывал себе в усы, проходя мимо журналистов, как человек, у которого еще есть туз в рукаве, или даже два.
Если Виктор Бут согласится сотрудничать с Министерством юстиции и пойдет на сделку, по которой его не будут заключать в тюрьму пожизненно, то, как сказал подробно осведомленный о ходе уголовного дела в отношении Бута сотрудник правоохранительных органов, — «мы, конечно, захотим получить у него подробные сведения касательно тех контрактов в Ираке». Речь идет о крупных военных контрактах, заключенных США в 2003 и 2004 годах, когда грузоперевозочные компании Бута выступали в роли субподрядчиков и доставляли для войск США в Ираке военные грузы.
«Нам надо будет понять, знали ли наши официальные лица, с кем конкретно имеют дело. Если государство знало, что имеет дело с Бутом, то это печально». А могут ли начаться преследования этих людей? «Законы о сговоре у нас трактуются широко», — сказал наш собеседник, а уточнять отказался. Федеральная прокуратура торжествует: им выпал шанс провести суд над Бутом, которого на этой неделе совершенно по-детективному вывезли на небольшом самолете в Нью-Йорк из Таиланда, где его в 2008 году арестовали после операции, проведенной Управлением по борьбе с наркотиками (УБН) США.
Прокуроры торжествуют, но есть опасения, что для Белого дома и для Госдепартамента это будет иметь последствия. Сотрудники этих структур боятся суда над Бутом, имеющим тесные связи с Кремлем и с российскими службами разведки, потому что это может повредить российско-американским отношениям в необычайно важный момент. Отношения уже сейчас натянуты, потому что Сенат на этой неделе попытался заблокировать процесс принятия договора о сокращении ядерных вооружений, который администрация Обамы решила сделать краеугольным камнем своей кампании по «перезагрузке» давно осложнившихся отношений США с Москвой.
Все два года заключения в Таиланде, пока на дипломатическом фронте шла яростная борьба между США и Россией, Бут повторял, что он — честный предприниматель глобального уровня, занимавшийся тем же самым, чем и UPS или Federal Express, просто предпочитавший более экзотические и опасные места, чем американские коллеги по цеху. На этой неделе этот сорокатрехлетний, владеющий многим иностранными языками русский с фирменными кустистыми усами выступил перед федеральным судьей в Манхэттене и отверг все обвинения, в том числе и обвинение в сговоре с целью убийства граждан США за границей.
Прокуроры считают, что Бут скрывает в иностранных банках огромные деньги, но пока что он пользуется услугами нанятого судом нью-йоркского адвоката. Это Сабрина Шрофф (Sabrina Shroff), и в пятницу мы дозвонились ей по телефону, но она отказалась предоставить комментарии о ходе дела. После ареста Бута в Таиланде он и его родственники начали вести агрессивную и, судя по всему, дорогостоящую пиар-кампанию с целью не допустить его выдачи в США; в частности, был создан мультимедийный англоязычный сайт www.victorbout.com, на котором есть видеозаписи из его скромного детства, прошедшего в Душанбе (столица теперешнего Таджикистана), а также фотографии Бута-ребенка, похожего на херувимчика.
На сайте сказано, что Бут — это «российский бизнесмен, ставший одним из самых знаменитых в мире на основе выдуманных сказок и историй». Пускай Бут отрицает, что совершал преступления, но запредельную самооценку отрицать невозможно: на том же сайте он пишет, что он «динамичный, харизматичный, спонтанный, хорошо одевающийся, красноречивый и крайне энергичный человек». Его карьера торговца оружием легла в основу вышедшего в 2005 году фильма с Николасом Кейджем «Оружейный барон».
Бут привлек к себе внимание США в 1990-х, когда его российские грузовые самолеты начали садиться на аэродромы в искалеченных войнами медвежьих углах Африки, и тогда разведчикам стало ясно, что Бут снабжает оружием как государства, так и выступающих против них мятежников, причем в самых страшных гражданских войнах, которые когда-либо гремели на континенте. Позднее он возник и в Афганистане, где США обвинили его в сотрудничестве с талибами. Два года назад его арестовали в Таиланде: для этого агенты США сыграли роль представителей колумбийских партизан из ФАРК и сделали вид, что хотят купить у Бута оружие и прочую технику.
«Сначала мы пытались выдворить эту организацию из индустрии, потому что он занимался тем, что поставлял оружие в конфликтные зоны в Африке, — рассказывает Ли Уолоски (Lee Wolosky), заведовавший изучением транснациональных угроз при Совете национальной безопасности во времена президентов Клинтона и Буша (его коллеги говорили, что он одним из первых во всех госструктурах правильно определил, чем занимается Бут). — Потом мы обнаружили, что он предоставляет логистическую поддержку талибам. Потом мы заметили все остальное. Он стал игроком мирового значения. Он уже много лет доставляет плохим людям плохие вещи».
По словам Уолоски, после ухода из правительства он с тревогой узнал, что США выплатили Буту за воздушные перевозки в Ираке миллионы долларов — он выступал субподрядчиком государства начиная с 2003 года, задолго до того, как Совет национальной безопасности и прочие государственные структуры обнаружили, что он занимается незаконными перевозками оружия по всему миру.
«Мне неясно, знали ли в правительстве США, что их субподрядчик — это Бут», — признается Уолоски. Майкл Браун (Michael A. Braun), служивший начальником оперативного отдела УБН в 2008 году, когда была организована операция по захвату Бута в Таиланде, считает, что в правительстве США не понимали, с кем имеют дело, когда заключали контракты с компаниями Бута в Ираке.
«Он мастерски открывал и закрывал компании, а у нашего правительства тогда были проблемы, — комментирует Браун, работающий сейчас частным консультантом по вопросам безопасности. — У государства было не так уж много времени, чтобы проявлять должную осмотрительность по полной программе». Но Браун признал, что представлять, как правительство США сотрудничает с одним из самых печально известных в мире контрабандистов оружия, неприятно.
«Он делец без совести», — сказал Браун про Бута, отметив, что из-за сравнительно сложных вооружений, доставленных Бутом в Африку в 1990-х, погибли десятки тысяч африканцев. Солдаты и мятежники, раньше воевавшие какими-нибудь тесаками, внезапно получили автоматы Калашникова. По словам Брауна, по всей Африке «Бут занимался тем, что превращал убийц в свихнувшиеся машины для убийства».
operkor