Секретная дипломатическая переписка 1990 года приоткрыла завесу над тайнами распада СССР. Тайное все равно когда-нибудь становится явным. На сей раз эта истина коснулась Михаила Горбачева, хотя он тут же и опроверг сообщение шведского МИД, начавшего раскрывать секретные документы, связанные с распадом СССР и стремлением Прибалтики к независимости.
Согласно сообщению, написанному 9 марта 1990 года генеральным консулом Швеции в Ленинграде Дагом Себастьяном Аландером, лидер компартии Литвы и фактический руководитель республики Альгирдас Бразаускас встретился с Горбачевым и получил… согласие на объявление независимости.
Правда, если верить сообщению, президент СССР потребовал 21 миллиард рублей за предприятия и промышленные комплексы союзного значения, но в ответ якобы прозвучало встречное требование возместить ущерб в размере 500 миллиардов рублей. Не так уж и непохоже на правду, ведь донесение писалось еще до распада СССР, а идея о возмещении ущерба от «советской оккупации» не просто возникла, а до сих пор является одной из основных для Вильнюса во взаимоотношениях с Москвой (и отравляющей, кстати, эти отношения).
Шведский дипломат сообщал также, что Горбачев якобы настаивал на том, чтобы Клайпеда, исторически бывший прусский, германский город Мемель, отданный Сталиным в 1945 году Литовской ССР, снова был присоединен к «восточной Пруссии», то есть к Калининградской области. Это тоже похоже на правду, потому что вопрос о Клайпеде не давал покоя некоторым российским политикам спустя годы после обретения Литвой независимости, но теперь уже, естественно, без каких-либо юридических последствий.
Итак, шведский дипломат сообщил 9 марта о согласии Горбачева на независимость Литвы, а 11 марта республика провозгласила соответствующий Акт. После сложных политических перипетий и краха ГКЧП Литва стала окончательно независимым государством. И остается только гадать о тайных пружинах, управлявших процессом распада Советского Союза.
МИД Швеции немного приподнял завесу над этими тайнами, ведь суть утечки вовсе не в торговле с Литвой, а в датах и в согласии президента СССР на независимость «мятежной республики». Михаил Сергеевич выступил с опровержением сообщения о «торговле». «Это уже совершенно несерьезные разговоры и слишком свободная интерпретация тех событий, которые действительно были после того, как Литва захотела выйти из состава СССР. Никакой торговли не было» — заявил он «Интерфаксу». Но вот насчет дат и согласия ничего не сказал, что подливает масла в огонь слухов и версий о том, что Михаил Сергеевич, мягко говоря, не был слеп, когда дело шло к развалу страны.
Можно рассуждать о степени объективности процесса, но версии о том, что и изнутри Советский Союз вели к распаду, питаются не только такими сообщениями. Доказательств подрывной деятельности лидеров СССР нет, но и верить бывшему президенту Советского Союза трудно. На словах он постоянно выступал за соблюдение Конституции СССР на территории той же Литвы, за единый Советский Союз, но на деле результатом были национальные конфликты, отделение, распад. Да и как ему верить, если СМИ цитируют его выступление на семинаре в Американском университете в Турции в 1999 году с такими словами: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране». Это произносил не бывший диссидент, а человек, поднявшийся до вершины партийной карьеры в СССР.
В той же речи он заявил, что ему удалось найти сподвижников в реализации этих целей. «Среди них особое место занимают А.Н.Яковлев и Э.А.Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы», — сказал он. Имена многозначительные.
После визита «архитектора перестройки» Александра Яковлева в Литву в 1988 году, куда он ездил по заданию Горбачева, движение за перестройку «Саюдис» получило поддержку Кремля, был стимулирован процесс выхода Литвы из состава СССР.
Один из бывших работников ЦК компартии Литвы на правах анонимности рассказал корреспонденту «Свободной прессы» о том, как Бразаускасу в тот период задавали вопросы о причинах поддержки «Саюдиса», и он якобы отвечал: «Так хочет Горбачев». Теперь это не проверишь. Бразаускас ушел из жизни, а Михаил Сергеевич придерживается принципа, похожего на тот, который проявился по возвращении из Фороса после провала ГКЧП: «Всей правды вы никогда не узнаете».
Этот принцип, выражавшийся в недоговоренностях, нежелании сказать правду, в сокрытии ее, судя по речи в Турции, проявлялся не раз, а потому и веры к нему особой нет. После трагических событий в Вильнюсе в январе 1991 года (тогда анонимный комитет национального спасения, действовавший на стороне СССР, попытался с помощью советской армии взять власть в свои руки) Горбачев сказал, что ничего не знал. Можно ли этому поверить, если главнокомандующий, президент страны несколькими днями ранее потребовал от властей Литвы восстановить действие Конституции СССР?
Бывшие работники ЦК компартии Литвы рассказывали корреспонденту «Свободной прессы», что якобы из окружения Горбачева исходил слух о том, будто во время встречи на Мальте с президентом США Дж.Бушем в 1989 году он сдал не только Восточную Европу, но и согласился на независимость Прибалтики. Если это правда, то и тут можно рассуждать об объективности процесса, о вынужденных обстоятельствах, в кои попал президент СССР, оказавшийся под прессом «Звездных войн» и экономических проблем, но вопрос еще и в том, что местных коммунистов (на платформе КПСС) фактически подставляли, подталкивая к борьбе с известным президенту СССР исходом, до самого краха ГКЧП. Некоторые отсидели за это в тюрьме немало лет.
Да вот еще и совсем простой вопрос: с чего бы шведскому МИД, его дипломатам лукавить, тем более в тот момент? Смысла нет. И ведь многое совпадает с логикой предыдущих и последующих событий.
Витаутас Ландсбергис, председатель парламента Литовской ССР, объявившего о независимости Литвы, говорит, что значение эти рассекречиваемых Швецией документов велико. «Я рад, что их начали публиковать, появится дополнительная информация, к которой, вне всякого сомнения, надо относиться с осторожностью. Но это поможет, если кто-то захочет исследовать те события, получить больше правды и более точную картину, что происходило перед и после 11 марта, как информировали зарубежные правительства», — сказал он местным журналистам.
Версии версиями, а полная правда все равно когда-нибудь выплывет наружу.
Источник: СП