Несколько лет назад я был свидетелем следующей сцены. В пещерах Киево-Печерской лавры, куда я зашел помолиться, впереди шла пара паломников – отец с сыном. Мальчику было лет 9 или 10. Своей рукой отец наклонял голову сына к мощам преподобных и приговаривал: «Цилуй, це – святи мощи, це тоби не у футбол у двори ганять!».
И сам приказной тон, и странное противопоставление мощей и детских игр навели на грустные размышления. А что будет с парнем, когда у отца не хватит сил наклонить голову сына к святым мощам?
Невозможно заставить полюбить. И дело не в том, что от этого не появляется любви, а в том, что от этого рождается ненависть. Ненависть искренняя, которую потом очень трудно исцелить.
Яркий тому пример – история Джеймса Хэтфилда, лидера культовой рок-группы «Metallica».
Из всех рок-групп «металлического» направления «Металлика» одна выходит за рамки своего жанра. И здесь причина не только в красивых балладах, но и в остроте поднимаемых музыкантами тем. Это для нас здесь, в бывшем СССР «Металлика» было просто «тяжелым металлом» – страшным грохотом или красивыми «медляками». А для американцев Джеймс Хэтфилд был чем-то вроде Юрия Шевчука, который еще в 80-е годы возмущался по поводу социальной несправедливости. Точно также и Хэтфилд поет о том, что в его стране «справедливость убита» и правосудие куплено (Justice for all). О том, что наркоман – это игрушка в руках кукловода (Master of Puppets).
В 1991 г. группа выпускает свой самый успешный альбом, который превращает музыкантов из американских кумиров в мировых звезд. И вот на этом альбоме есть несколько песен с религиозными текстами, одна из которых открыто антихристианская – «Следуй за падшим богом». Ее текст переполнен кощунственными строчками, а основная идея перекликается с идеями Ницше о том, что христианство – религия слабаков.
Разговор об этом более чем спорном утверждении – тема отдельного материала. Но сейчас важно понять другое – почему Хэтфилд написал эту песню.
В наш век Интернета все эти вопросы узнать несложно. В разных интервью музыкант рассказывает, что эту песню он написал как попытку вылечить себя от психологических травм, полученных в детстве. По словам Хэтфилда, его семья принадлежала к церкви «Христианская наука». Одна из особенностей этой конфессии состояла в полном отрицании медицины.
«Если кто-то заболел, Бог сам починит», – говорили детям родители. Но если бы просто говорили. Все было намного хуже. Давайте послушаем объяснение самого автора.
«В основном эта песня о том, как меня в детстве заставляли верить в некоторые религиозные вещи. Мои родители принадлежали к «Христианским ученым», которые не верили ни в каких врачей. И для меня как ребенка трудно было понять некоторые вещи, которые люди понимают, уже будучи взрослыми. Мне было запрещено посещать уроки здоровья в школе. У меня забирали учебники по этому предмету, говоря, что «это все хлам, тебе не нужно это знать, мы не ходим к докторам, и Бог починит и исцелит тебя». И мне нужно было выходить из класса на этих уроках, а мне вслед шептали: как ты можешь жить со всем этим? Вы знаете, в возрасте семи лет это действительно трудно – каждый раз объяснять почему я не хожу на эти уроки. Это действительно заставляло чувствовать себя чужаком в этом мире. Может это звучит глупо, но так оно и было. И эта песня «Падший бог» – она о моем детстве. Ее название раздражает многих, кто-то говорит: он нападает на религию. Но это часть моего детства. Это лечение для меня самого».
Это было в начальных классах. Когда Джеймс чуть подрос, ему пришлось пережить новую душевную травму. Его родители развелись. Судя по рассказам Хэтфилда, инициатором развода был отец.
Однако на этом раны детства и отрочества не закончились. Когда Джеймсу было 16 лет, умирает его мать. И трагичность этой смерти была не только в том, что уходит самый близкий человек. А в том, что мать знала о своей болезни, но принципиально отказывалась лечиться, повторяя то, чему учила детей: «Если нужно, Бог починит». И события развивались так, что Богу как будто оказалось не нужно.
Что происходило в душе 16-летного подростка после всех этих событий? В этой ситуации остаться верующим действительно очень тяжело.
Часто люди говорят – какая разница как верить, Бог один все веры ведут к Нему. История Хэтфилда ярко показывает, что отрыв от христианской традиции приводит к тому, что уже дети сектантов вырастают противниками христианства.
«Не отвергай врача, ибо от Господа лечение» – говорится в библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эта книга входит в православную Библию и неизвестна в протестантском мире. Да и без этой книги любой православный знает, что врачебное искусство благословлено Богом, раз есть святые врачи – древний Агапит и современник Лука Войно-Ясенецкий.
Родители Хэтфилда были вне этой традиции. Более того, они даже были вне католической традиции, где таких крайностей могло и не произойти.
Эта история трагична еще и тем, что их сын – очень талантливый музыкант, песни которого куда популярнее малоизвестной американской секты «христианская наука». Как говорится, такую бы энергию, да в мирных целях.
Было бы неправильно изобразить Хэтфилда эдаким обидчивым подростком, который никак не может расстаться с душевными ранами прошлого.
Позже он напишет песню «Мама сказала» – такую же искреннюю и честную как многие его песни. В ней он вспоминает как мать учила его жить, как он хотел жить по-своему. И вот, наконец, повзрослев, он возвращается домой – просить у матери прощения. «Но все, что я вижу – это холодный камень». По нашему говоря – могильный крест.
Своей матери он посвятил и другую песню – «Пока оно спит», – песня о раковой опухоли, навеяна трагическими переживаниями Хэтфилда-сына после гибели матери.
На фоне остальных рок-групп выделяются не сколько сами эти песни, сколько темы. До сих пор о любви к матери представители тяжелых музыкальных направлений не пели. Здесь – один из самых известных рок-музыкантов написал песню-покаяние о том, как нужно любить родителей и как горько осознавать это тогда, когда родители уже умерли.
Я не ставлю целью обелить Хэтфилда. При всех поисках смысла страданий в его творчестве явно прослеживается бунт против Бога. К примеру, одна из самых известных песен «Металлики» – Enter Sandman рассказывает о маленьком мальчике, которого мучают ночные кошмары и которому не помогает даже молитва. Сам текст вечерней молитвы издевательски обыгран в песне, и идея автора: молись не молись, толку нет, все равно кошмары замучают.
Однако при всем этом Хетфилд – один из самых глубоких музыкантов в такой поверхностной рок-музыке как американская. Для того, чтобы понять его мировоззрение, нужно подробно разбирать такие песни как «Мой друг по несчастью», «Непрощенный». Почему он называет себя непрощенным? И кем он не прощен? На эти вопросы сможет ответить только сам Хэтфилд, однако в многочисленных интервью и фанаты и журналисты спрашивают его о гитарах, концертах, мотоциклах, но никогда – о текстах песен. Хотя само ощущения себя непрощенным у музыканта не проходит уже много лет – он написал уже три песни с названием «Непрощенный», меняя и тексты и музыку и добавляя цифры к названию «Unforgiven», «Unforgiven2», «Unforgiven3». И здесь нельзя сказать, что музыкант поет «из чьего-то образа». Еще в первой песне «Непрощенный» он прямо говорит, что поет о самом себе. В творчестве Хэтфилда больше вопросов, чем ответов.
Но одно можно сказать точно. Заставлять ребенка верить – очень опасно. Если родители не научится смотреть на мир его глазами и не научит любить Бога искреннее, они рискуют не только своей судьбой.