Не стоит ждать ярких рекламных идей и хитрых политтехнологий. Канидаты положились на более надёжный способ – прямой подкуп. Есть мнение о том, что президентские амбиции Арсения Яценюка похоронила его неудачная предвыборная кампания. В прошлом году после появления на билбордах «человека-зебры», как шутили некоторые политики, в политехнологической тусовке даже родилась тематическая шутка. Некоторые представители этого ядовитого племени ехидно замечали, что «когда Бог раздавал кандидатам политтехнологов, Яценюку достался только набор фломастеров».
Ещё одной оригинальной фишкой московских технологов Тимофея Сергейцева и Дмитрия Куликова (или, как их обычно называют, Тимы и Димы) было отправить хрупкого, ни дня не служившего Яценюка укреплять армию. «Результат очевиден. Политтехнологическое сопровождение кампании Яценюка оказалось сродни блестящей спецоперации по нейтрализации перспективного в принципе кандидата», – отмечает в разговоре с Фокусом политтехнолог Андрей Золотарёв. И хотя Яценюк, похоже, исправился – сегодня его кампания выдержана в светлых спокойных тонах, подчёркивающих как раз не брутальность, а интеллектуальное начало, – на результат выборов это уже не повлияет. Ведь главная роль в этой кампании отведена отнюдь не политрекламе.
По стопам Черновецкого
Все собеседники подчёркивают вторичность пиара в нынешней кампании. В том числе вторичность идей. Иногда доходит и до абсурда. В Луганске, например, на днях появились растяжки Партии регионов с лозунгом «Разум и воля» – основным девизом итальянского фашизма. Это может иллюстрировать или особенности мышления рекламистов ПР, или чьи‑то робкие попытки поиграть с чёрным пиаром. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что регионалы возьмут Луганск даже в том случае, если поместят на своём бело-голубом фоне свастику и Гитлера. «Классические схемы технологий в Украине не работают.
Ставка делается на старую постсоветскую схему, которую в своё время запустил Сталин: рассчитывать не на то, как проголосуют, а как посчитают,» – рассказывает директор центра общественно-информационных технологий «Форум» Валерий Дымов. Именно эта логика диктует определённую виртуальность нынешней избирательной кампании – лозунги, месседжи, реклама и обещания по привычке раздаются, но на электорат уже не действуют. «Партийные боссы делают ставку на различные формы подкупа избирателя, который будет осуществляться через доверенных лиц», – поддерживает коллегу директор политических программ Центра исследований политических ценностей «Аксиа» Александр Медведев.
В условиях, когда люди абсолютно не верят политикам, действует только две вещи: админресурс и прямой подкуп избирателей. «Если внешне кампания регионалов банальна и не содержит никаких изысков, то в части технологической регионалы явили целую россыпь специфических ноу-хау. Вместо игры по правилам, игра с правилами, в том числе изменение законодательства под себя. Имея такой козырь, как лучшая организация партструктуры, регионалы заметно усилили её административным ресурсом. В войне на уничтожение своего главного конкурента – БЮТ регионы компенсируют отсутствие изящества своих ходов напором бульдозера», – отмечает Золотарёв.
По данным собеседников сейчас штабы активно скупают гречку, растительное масло и другие котирующиеся у рядового украинца продукты, чтобы продолжить дело, начатое ещё киевским мэром Леонидом Черновецким. Причастные к этому процессу даже утверждают, что действия штабов стали причиной дефицита и повышения цен на гречневую крупу.
Кроме того, админресурс Партии регионов проявляется в контроле над местными средствами массовой информации, регистрации подставных кандидатов конкурирующих партий.
Тимошенко опаздывает и проигрывает
В этих условиях единственными фаворитами кампании могут стать только те, кто договорился с властью, что не оставит той же Юлии Тимошенко пространства для манёвра. Как отметил один из близких к БЮТ людей, «вместо отпуска под солнцем Средиземноморья ей следовало спасать партию от рейдерской атаки». Тимошенко плохо срабатывает, когда темп игры ускоряется, и не успевает реагировать на резкую смену правил. На данный момент она окончательно утратила контроль над Львовской, Киевской, Ивано-Франковской и Полтавской областными организациями – они фактически захвачены Партией регионов.
Кроме того, по данным, сейчас Тимошенко располагает только четвертью необходимых бюджетов. «Тимошенко растеряна. Ей остаётся только продемонстрировать западу страны, что она осталась единственным приверженцем демократии, продолжая риторику, которую она проводила между первым и вторым турами президентских выборов, а также апеллировать к зарубежным организациям, которые помогали бы ей оставаться в политике», – отмечает источник Фокуса.
Обещания второй свежести
И всё же стимулировать избирателя надо, даже если автор рекламы осознаёт её бесполезность. Таков очередной абсурд украинской политики. «Все местные кампании начались с позиционирования рядом с «пиджаком», т. е. всеукраинский политический лидер анонсирует появление своей команды на местных выборах, тем самым пытается надеть на выдвиженцев от партии свой электоральный «пиджак», – объясняет Александр Медведев.
Кампания демонстрирует отсутствие каких‑либо свежих идей или хотя бы лозунгов. Все политсилы продолжают по инерции сыпать невыполнимые обещания. «Их пагубная особенность в неконкретности и неадекватности по отношению к проблемам граждан на местном уровне. Проще говоря, месседжи прошедшей президентской кампании. На местном уровне это трансформируется в неизобретательное повторение программных установок избирательной кампании 2006 года», – добавляет Медведев. Складывается впечатление, что политики устали агитировать и доверились более надёжным методам: пухлому конверту да банке сгущёнки.
Техничная компания
Игорь Шувалов – российский политтехнолог, с 1998 года работает в Украине. Сотрудничал с Кучмой, Медведчуком и Януковичем. Во время работы на Кучму в 2004 году считался одним из ответственных за темники. Сейчас – советник телеканала «Интер». По слухам, одна из его ключевых задач состоит в координации информполитики канала с позицией Банковой.
Алексей Ситников – российский политтехнолог и постоянный консультант Юлии Тимошенко. Полностью разработал для неё кампанию 2006 года со слоганом «Справедливість є, за неї варто боротися». Бытует мнение, что именно Ситников научил Тимошенко хорошо говорить речи и первое время готовил её к публичным выступлениям. О признании заслуг Ситникова свидетельствует и тот факт, что его день рождения (24 февраля) принято считать Днём политического консультанта, который отмечается в странах СНГ.
Николай Гастелло и Николай Доронин. Гастелло (на фото) – один из малоизученных пока персонажей. О нём достоверно известно только то, что в прошлом он работал советником председателя Верховного суда России, а также является внуком легендарного военного лётчика Гастелло. Доронин возглавлял одно из московских PR-агентств, на стезю политтехнологий вступил только в Украине, убедив в своём таланте Сергея Тигипко. Гастелло и Доронин провели президентскую кампанию для «Сильной Украины» и продолжают с ней сотрудничать и на нынешних выборах.
Таль Зильберштейн продвигал множество израильских политиков, в том числе некогда привёл к власти Эхуда Барака и консультировал скандального президента Эхуда Ольмерта. Работал на вторую кампанию Клинтона, опять‑таки успешную. Уже три года консультирует главу одного из районов Киева Виктора Пилипишина.
Сергей Гайдай (на фото) и Вадим Омельченко не так знамениты, но в политтусовке ценятся. Гайдай известен широкой публике по рекламной кампании для Ющенко на последних президентских выборах. Омельченко в 2006 году работал в команде Владимира Литвина. И хотя Ющенко не стал повторно президентом в 2010‑м, а Литвин в 2006‑м не прошёл в парламент, эти двое сегодня – одни из лидеров на рынке политрекламы. Как утверждают источники Фокуса, четыре мэра, которые «точно победят», пользуются услугами Гайдая и Омельченко.
Страна советов
1. Партия регионов. Для правящей партии всё выглядит очень неплохо. По идее, игра по правилам могла бы показать резкое снижение популярности регионалов, но они вовремя подрихтовали сами правила. В отдалённой перспективе проблемы у власти могут возникнуть только по одной причине – из‑за отсутствия каких‑либо признаков «покращення життя вже сьогодні».
2. «Батьківщина». Основная проблема партии Юлии Тимошенко – вовсе не плохой креатив. Наоборот, творчество политтехнологов БЮТ всегда было на высоте, взять хотя бы теперешний лозунг «Партій багато – «Батьківщина» одна». Губит БЮТ все тот же ручной стиль управления, когда все вопросы решают только два человека – сама Тимошенко и Александр Турчинов. Сейчас они просто не справляются с массой текущих проблем, поэтому погрязли в текучке. Единственный шанс для Тимошенко – оседлать волну социального недовольства и методично бить по уязвимым местам власти, ожидая у моря погоды.
3. Народная партия. Единственная надежда не в меру гибкого Владимира Литвина – на помощь Банковой. Никакая реклама тут не спасёт. Рейтинги на уровне статистической ошибки пока свидетельствуют, что стране Литвин всё‑таки не нужен.
4. КПУ. Неожиданный подъём рейтинга коммунистов вызван, во‑первых, ростом социальной напряжённости, во‑вторых, активной работой штаба в период отпусков. В итоге они попадают в ловушку выбора – либо покинуть коалицию, либо растерять растущий рейтинг из‑за обвинений в зависимости от ПР, от чего в своё время политически погиб Александр Мороз. Кроме того, коммунистам может принести успех радикализация риторики. Если коммунисты не заострят свою политическую позицию, то инициативу перехватят более мелкие «левые» проекты.
5. «Фронт перемен». При выигрышности образа Яценюка и правильной риторике наблюдается абсолютный провал менеджмента партии. В 2009‑м Яценюк лично распределял бумагу и канцтовары в штабе. В этом году ситуация, похоже, не улучшилась. Усугубляет проблемы недостаток финансирования. Как и всем прочим, Яценюку не мешает усилить критику власти.
6. «Сильная Украина». При общем грамотном построении рекламной кампании, фактически в той же стилистике что и президентской, наблюдается «синдром Чубайса»: в глазах избирателей Тигипко может оказаться ответственным за непопулярные экономические решения власти. Возможно, единственный выход для него – после выборов с помпой покинуть Кабмин.
7. «Свобода». Пока всё делает правильно, демонстрируя чистый национализм. У этой стратегии одна проблема: максимум, который она может получить, – это 10% голосов.