О Православной Церкви Библиотека

Христиане до Христа. О Сократе и Платоне

«Наша эра», «от Рождества Христова» – такова терминология современного летоисчисления, краеугольным камнем которого является рождение Христа. Для европейской науки, сформировавшейся под влиянием христианства, именно телесное рождение Бога на земле стало водоразделом всей истории человечества, ибо она сразу же была разделена на «до Христа» и «после».Конечно же, для христианина огромное значение имеют события Нового Завета, события нашей эры. Но это ни в коем случае не должно умалять всего значения событий, произошедших «до Христа» и, самое главное, приведших ко Христу.

Христоцентричность исторического процесса, направленность всей истории человечества и человеческой мысли к утраченному Эдему – все это свидетельствует об огромнейшей важности событий и мыслей людей, живших до нашей эры.

Если принять во внимание тезис о стремлении всего мира к утраченному после грехопадения богообщению, то необходимо согласиться, что каждая культура несет в себе некое «воспоминание о золотом веке», некие «семена Слова». Русская богословско – философская мысль в лице отца Александра Меня активно исследовала этот вопрос. В его многотомной «Истории религий» последовательно рассматривается богоискание человека, жившего до нашей эры. И особого внимания заслуживает том «Дионис. Логос. Судьба», посвященный греческим мыслителям. По мнению Меня, многие греческие мыслители в своих трудах предвосхищали христианское учение. Так, он описывает развитие греческой мысли в следующих, не дающих ни капли сомнения, выражениях «Религиозная интуиция Сократа» , Сократово «богословие», а платонизм даже был назван «прологом к Новому Завету».

Но что же конкретного создали титаны античной мысли, что позволило отцу Александру давать им такие возвышенные определения?

В целом значение Платона для становления христианской мысли сложно переоценить. Платонические влияния прослеживаются в трудах многих авторов. Именно у Платона Августин нашел Христа: он узнал Его в божественном Logos’е, посреднике между Богом и человеком. Окончательное обращение Августина было связано со знакомством с экзегетическим методом объяснения Св. Писания. Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития средневековой философии и христианства.

«Христиане до Христа»….. Не слишком ли громко? – спросят меня. Нет! – отвечу я им. Потому что подобное понимание античной философии и ее влияния на христинаство в целом характерно для христиан первых веков. Для них «предвосхищение истины в «языческом мире» не было чем-то случайным и неожиданным: они видели в истории философии действие Провидения, помогавшего человеку подойти к рубежу Откровения». По словам Климента Александрийского, «Виновником всякого добра, является Бог, но в одних случаях Он руководит непосредственно, как, например, в Ветхом Завете, а в иных случаях — опосредствованно, как, например, в философии… Она была для эллинов таким же руководителем, каким был Закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу» (Климент Александрийский. Строматы, I, 5).

Василий Великий в одной из своих бесед с казалось бы парадоксальным названием «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» приводит множество примеров античной мудрости, которая не утратила своего значения и в христианстве. Языческая мудрость –это шаг к познанию Бога. И эту мысль святитель подкрепляет примером Моисея: « славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего. сии внешние науки не бесполезны для душ». Исходя из этого, святитель рекомендует брать у великих мыслителей античности все самое прекрасное и использовать его на благо христианства : «не все по порядку надобно нам брать, а только полезное».

«Христиане до Христа»….Но почему тогда Греко-римский мир противился христианству? Почему Афинский ареопаг остался глух к проповеди Павла? «Быть может, – скажут критики, – не было никаких «прозрений» языческих философов?»

Были! Было стремление к некоему Высшему и Бесконечному Благу, к Богу в понимании античности. Конечно же, духовный путь Эллады нельзя рисовать в виде прямого восхождения к Новому Завету. Античная мысль не смогла до конца освободиться от исконных представлений язычества. Мало того, что она допускала многих богов, кроме Единого,— она ставила рядом с Ним всемогущую Судьбу-Необходимость. Но все же эти поиски и стремления привели мир к одному – он встал на пороге Нового Завета. Потому что в двери, ведущие в Царствие Божиему, стучались христиане до Христа – Сократ, Платон, Аристотель и многие другие.

Related posts

Зачем украинские униаты объявили год православной русской княгини

admin

Украинский нацизм! Невыученные уроки!

admin

Некоторые особенности Корана, шариата и мусульманских обрядов, используемые псевдоисламскими культами

admin

Коментарии