Франция, США, Великобритания начали бомбардировки Ливии. Лидер Джамахирии начнет мстить внешним врагам
В субботу вечером на лентах информагентств появились сообщения, что ВВС Франции нанесли первый удар по ливийской военной технике. «Выстрел был произведен в 19:45 мск. Это был автомобиль пока неизвестного типа», — заявил пресс-секретарь Генштаба Франции полковник Тьерри Бюркар.
Позднее катарский спутниковый телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на источники на месте событий сообщил, что самолеты ВВС Франции уничтожили четыре ливийских танка на юго-западе города Бенгази — оплота повстанцев на востоке Ливии. Затем к операции, которую назвали «Одиссея Рассвет» (Odyssey Dawn), подключились войска США, Великобритании, Канады и Италии. Удары наносились по целям ПВО. Ближе к полуночи по Ливии было выпущены 110 ракет Tomahawk. Операционный контроль над военными действиями стран коалиции против Ливии осуществляет региональное командование армии США в Африке, сообщил Reuters. Бомбардировки начались в тот момент, когда войска лидера Ливии Муаммара Каддафи фактически вошли в Бенгази, прорвав линию обороны повстанцев. Чтобы сломить сопротивление оппозиции, войскам Каддафи оставалось совсем немного.
В столице страны Триполи сторонники Муамара Каддафи вышли к его резиденции и аэропорту, чтобы стать живым щитом для своего лидера. Национальное телевидение страны сообщало о большом количестве жертв среди мирного населения. Ливийский телеканал «Аль-Джамахирия» передал, что в ближайшие часы Муамар Каддафи выступит с речью об «агрессии крестоносцев».
Какая судьба ждет Ливию, рассуждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
«СП»: – Гейдар Джахидович, почему оппозиция в Ливии проиграла, несмотря на поддержку Запада?
– Оппозиция в Ливии очень разнородна. Западные политики хотели поддержать министров Каддафи, которые перебежали от него, чтобы выжить в новой исторической эпохе. Запад считал, что именно министры-перебежчики являются наиболее надежным партнером и переговорщиком в последующем устройстве Ливии.
В оппозиции, кроме министров, были еще представители политического ислама. Надо сказать, ливийских арабов в интернациональных структурах, борющихся в Афганистане и Ираке, очень много, и все они участвовали в борьбе против Каддафи. Они представляли реальную силу, но Западу было очень важно отслоить их, и сформировать ядро марионеток, на которых можно положиться.
«СП»: – Почему застрельщиками в разборках в Ливией выступают французы, а Штаты держатся в тени?
– США заинтересованы втравить в ливийскую тему Европу. Понятно, что удержавшийся у власти Каддафи – с какого-то момента стало очевидно, что он сохранит власть – будет мстить своим противникам. Это выгодно Америке – дополнительный хаос в Средиземноморье осложнит экономическое положение Европы.
Немцы почувствовали ловушку раньше всех, поэтому Германия проявила минимальный интерес к участии в ливийской авантюре. Что касается рвения президента Франции Николя Саркози, он – политический труп. Саркози разоблачен как коррупционер и финансовая марионетка семейства Каддафи(сын диктатора Саиф аль-Ислам заявил Euronews, что у него есть документальные доказательства финансирования Ливией предвыборной кампании Саркози в 2007-м: «Первое, что мы потребуем от этого клоуна (Саркози, – «СП») – пусть вернёт деньги ливийскому народу. Мы ему помогли, чтобы он помогал ливийскому народу, но он разочаровал нас. Тогда пусть отдаёт наши деньги! У нас есть все доказательства – банковские счета, документы, банковские переводы – и всё это мы скоро обнародуем», – «СП»). Если документы опубликуют, дело может закончиться аннулированием результатов голосования-2007, и передачей уголовного дела на Саркози в Верховный суд Франции. Поэтому для Саркози вопрос удара по Ливии и зачистке режима – это вопрос политического выживания.
«СП»: – Почему события стали развиваться по худшему сценарию?
– Запад не мог отступить, иначе получится, что Каддафи выставил всех идиотами. Но военное вмешательство приведет к ответным мерам со стороны Каддафи. Не исключаю, что Средиземноморье станет ареной событий, сравнимых с ядерной катастрофой в Японии. Каддафи достаточно для этого взорвать нефтяные терминалы, спустить нефть море, и поджечь ее. Плюс нанести террористические удары по Франции и Италии, – и небо покажется европейцам с овчинку. Впрочем, они сами навлекли на себя беду – идиотизмом своих лидеров.
«СП»: – Если за Каддафи возьмутся всерьез, он сможет эффективно держать удар?
– Думаю, у него есть в запасе пара фокусов, и «красивую» жизнь европейцам он устроит. В конечном счете, неважно, удержится Каддафи или нет. Судьба Ливии сама по себе неважна в большом раскладе.
С точки зрения как исламского мира, так и США – в данном случае, их интересы совпадают – важно, что европейцы получат урок. Политика «точечного вмешательства» в случае Ливии приведет к резкому осложнению экономического и социального положения Европы. Поднимутся цены на нефть, а если прибавить сюда и японскую катастрофу, жизненный уровень европейцев может упасть вдвое в течение ближайших двух лет. Вот тогда мы и посмотрим, как поведут себя социальные низы Европы.
«СП»: – Саркози может удержаться в кресле президента, уничтожив Каддафи?
– Сегодня Саркози пытается заглушить ситуацию, ликвидировав семейство диктатора, и заявив, что никакого финансирования избирательной кампании не было. Но, думаю, семья Каддафи успеет опубликовать необходимые документы – если вопрос встанет о жизни и смерти. Благо, сейчас есть много инструментов типа WikiLeaks, а у Саркози достаточно политических противников, начиная от Марин Ле Пен, которые будут в восторге от этого оружия. Думаю, Саркози проявил глупость, влезая в эту ситуацию, и зная, что на него есть компромат.
«СП»: – Если Каддафи уничтожат в ходе спецоперации, это расколет Ливию?
– Ливию невозможно дестабилизировать сильнее, чем сейчас: там больше месяца идет гражданская война. Уничтожат Каддафи или нет – любое действие европейцев будет в пику им самим. США сделали Европу крайней в этой ситуации. Пентагон изо всех сил не хочет брать на себя ответственность по активным мероприятиям, потому что прекрасно понимает: военные действия в Ливии – абсолютно дурацкая затея.
Европа же лезет в нее. Но уничтожение Каддафи, даже если оно и будет – под влиянием горячки момента – приветствоваться отдельными лидерами арабских стран, назавтра станет обвинительным заключением против Европы в глазах мусульманского мира.
«СП»: – Получается, Штаты выигрывают в этой ситуации?
– Тактически – да, но проигрывают стратегически. На деле, США привязаны к Европе. Есть такое понятие, как общий Запад, и общее присутствие Запада в мире. Европейский кризис неизбежно ослабит натовскую структуру, привязку Европы к США. Судя по всему, мы будем свидетелями, как в Европе начнут подниматься волны социального недовольства, затрещит вертикаль власти, и это сделает Европу недееспособной в качестве союзницы Америке.
«СП»: — Как эти события отразятся на России?
– Думаю, президент Медведев сделал серьезную ошибку, объявив, что Каддафи является персоной нон-грата на территории РФ. Тем самым он продемонстрировал отсутствие самостоятельности в российской внешней политике. Судя по всему, он привязан к американцам обещаниями, которые получил в ходе визита в Москву вице-президента США Джозефа Байдена. Эти обещания, скорее всего, касаются российских выборов-2012. Теперь Медведев вовсю старается показать, что он хороший, и на него можно ставить.
«СП»: – Нам это стратегически невыгодно?
– Нет никакого «нам». Есть клан Дмитрия Анатольевича Медведева, есть клан Владимира Владимировича Путина, есть Семья (Ельцина – «СП») и «Альфа-групп». А что касается России, она – пока – тихо лежит в морозильном шкафу. Вот когда будет разморозка, тогда и будем говорить, что нам выгодно, а что — нет.
svpressa