Природоохранная прокуратура Запорожья проверяет законность строительства культового сооружения – «буддийской Ступы» – на территории острова Хортица. С соответствующим требованием в прокуратуру обратилась администрация Национального заповедника «Хортица».
Ступа была возведена буквально за несколько дней в начале июня адептами местной общины «Дхармачакра» – очередного прожекта запорожских любителей «всего буддийского»…
По словам директора заповедника Максима Остапенко, ни «Дхармачакра», ни какая-либо другая община, как и отдельные последователи «запорожского буддизма» не обращались к администрации заповедника за разрешением на строительство Ступы или иных культовых сооружений.
— Данное строительство шло в обход всех законодательных норм, не было разрешений и проектной документации, – утверждает Максим Остапенко. – Мы обратились в прокуратуру с просьбой определить законность объекта. Я надеюсь, что община «Дхармачакра» найдет вариант узаконить строительство, либо, если правоохранительные органы признают объект незаконными, то убрать объект.
Впрочем, «принципиальная позиция» дирекции заповедника выглядит несколько наигранной. Строительство и «презентация» Ступы были заблаговременно анонсированы в местных СМИ и запорожских Интернет-ресурсах. Все журналисты и большинство горожан были уведомлены об открытии Ступы, запланированном на 7 июня текущего года. Нужно быть очень наивным, чтобы поверить в неосведомленность руководства заповедника о готовящемся культовом строительстве.
Кроме того, в штате заповедника имеется сравнительно многочисленная охрана. Однако на семидневные строительные работы неподалеку от островной железнодорожной станции «хранители колыбели запорожского казачества» не реагировали. И не обращались к правоохранителям за помощью в предотвращении «незаконного строительства».
Причина кроется в том, что на острове, где запрещено всякое частное строительство, уже сложилась нездоровая традиция. Злостный нарушитель закона самовольно, но совершенно беспрепятственно строит на территории заповедника жилье или туристические объекты, после чего долгие годы, пока тянется судебная волокита, использует возведенные объекты в личных или коммерческих целях, вызывая возмущение руководства заповедника своей дерзостью и цинизмом.
Аналогичным образом обстоят дела и с культовыми сооружениями. Как грибы после дождя на Хортице последние годы возникают капища и идолы, возводимые местными неоязычниками, которые почитают остров языческой святыней. Разумеется, ни о каких разрешениях на возведение культовых объектов речь также не идет. В чем именно не сошлись «буддисты» и администрация заповедника – не суть важно. Однако в ответ на заявление, написанное руководством заповедника в прокуратуру, очередной лидер запорожских «буддистов» Виктор Преподобный ответил обвинениями в «земельном переделе» заповедной земли.
— Я думаю, что кто-то имеет планы на этот участок земли, – делится своими подозрениями Преподобный. И добавляет, что Ступа находится на «частной территории», а действия заповедника называет «посягательствами» на частную собственность. Позиция «буддистов» уже растиражирована рядом СМИ, не удосужившимися выяснить статус заповедной земли. Между тем, в 2005 году заповедник получил Государственный акт на землю, согласно которому статус заповедной территории получили острова Хортица и Байда, Верхняя Хортица (часть территории Хортицкого района города Запорожье) и близлежащие к ним скалы на Днепре. Заповедная земля, согласно украинскому законодательству, не может быть объектом купли-продажи, а также находиться в частной собственности. Именно поэтому даже местные жители, поселившиеся на острове в советские времена, за счет казны постепенно отселяются с территории заповедника, согласно соответствующей государственной программе.
То есть, получить землю в «частную собственность» для строительства Ступы Виктор Преподобный законным образом не мог и вводит общественность, СМИ и правоохранительные органы в заблуждение. Впрочем, это лишь один из многих талантов господина Преподобного. Кроме знания земельно-юридических вопросов, он известен в Запорожье рядом своих специализаций – от массажиста и врача до психолога и философа, от инструктора боевых искусств до лектора философского клуба «Логос», являющегося идеологическим ядром городских оккультистов, «востоковедов» и прочих «мистиков». Однако последнее время Виктор Преподобный предпочитает эксплуатировать образ «лидера запорожских буддистов тибетской традиции Ньинма Дзогчен».